Научное знание в системе мусульманской культуры … <...> А.С.Пушкин
Ислам (в переводе с арабского “покорность”, “предание себя
Богу”) является одной из наиболее распространенных религий мира. <...> Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют
более 800 млн. человек. <...> В 28 странах мира
ислам признан государственной или официальной религией. <...> Ислам возник как локальное религиозно-политическое течение,
выросшее из многовековой истории Аравийского полуострова. <...> ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Глупо, что каждый хочет иметь
На каждый случай свое сужденье. <...> Первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были
отделены несколькими столетиями от основателей религии; Мухаммед
положил начало не только религии, но и государству, и ислам при жизни
своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм
от Шакьямуни до Ашоки, христианство – от Христа до Константина
Великого. <...> Поскольку эти события оказались включенными
в мусульманскую культуру и приобрели социально значимые черты, на
них необходимо остановиться несколько подробнее. <...> Лишь небольшая часть их осела в оазисах и небольших
городах: Мекке (в Коране название этого города дано в двух формах:
Мекка и Бека) (48:24; 3:90), Ясрибе, точнее – Йасрибе (33:13), Таифе. <...> (Цитаты из Корана даются в переводе И.Ю.Крачковского: Коран. <...> Мекканская долина охарактеризована в Коране как «не
имеющая злаков» (14:40), то есть лишенная самой неприхотливой
культуры растительности. <...> Ад – это не только геенна огненная, но
и иссушающий ветер пустыни: грешники пребудут в вечном самуме
(56:41), а праведники в раю говорят: «И оказал нам милость Аллах и
избавил нас от мучения самума» (52:27). <...> Ведущая роль кочевого скотоводства в хозяйстве аравийцев
объясняется географо-климатическими условиями: лишь отдельные
районы полуострова, в основном на юге, пригодны для земледелия;
остальная часть аравийской территории занимает пустыня с редкими
небольшими оазисами. <...> Кроме того <...>
Духовные_ценности_ислама_Монография.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический
университет»
М.И. Надеева
Духовные ценности
ислама
Монография
Казань - 2011
Стр.2
УДК 32.03
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент М.А.Зайченко
кандидат педагогических наук, доцент Л.П.Саксонова
Духовные ценности ислама: Монография / М.И.Надеева; Федер.
агентство по образованию, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань;
КНИТУ, 2011.- 218 с.
Автор в популярной форме знакомит читателей с вопросами
нравственных и эстетических ценностях ислама. Здесь приводятся
факты, а как отнестись к ним – это уже зависит от мировоззренческой
позиции читателя. Задача настоящего исследования – дать объективную
информацию в данной области и тем самым способствовать сохранению
и развитию толерантности, мужкультурного и межконфессионального
диалога.
Предназначается
как для
специалистов,
студентов
и
преподавателей высших учебных заведений, так и широкому кругу
читателей, интересующихся исламом.
ISBN ----
© Надеева М.И.
© Казанский национальный
исследовательский технологический
университет, 2011
1
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
Введение………………………………………………………………………. 4
Глава I. Предпосылки возникновения ислама………………………….. 7
§1. Аравия до ислама………………………………………………… 7
§2. Пророк Мухаммед и распространение его учения................ 15
§3. Арабский Халифат……………………………………………….. 38
§ 4. Основные направления в исламе…………………………….. 47
Выводы………………………………………………………………….. 54
Глава II. Коран……………………………………………………………....... 58
§ 1. История создания Корана……………………………………… 60
§ 2. Вероучение ислама……………………………………………… 76
§ 3. Ритуальная основа ислама…………………………………….. 101
§ 4. Шариат…………………………………………………………….. 121
Выводы………………………………………………………………….. 133
Глава III. Менталитет и художественные традиции мусульманского
мира………………………………………………………………… 136
§ 1. Система мусульманских ценностей…………………………... 137
§ 2. Научное знание в системе мусульманской культуры …...… 140
§ 3. Мусульманская религиозно-философская мысль ............... 145
§ 4. Художественно-эстетические особенности ислама ………. 154
Выводы………………………………………………………………….. 174
Заключение…………………………………………………………………… 177
Приложения…………………………………………………………………… 182
Словарь………………………………………………………………………... 191
Библиографический список………………………………………………… 214
2
Стр.4