В. А. Кобылянский
ФИЛОСОФИЯ
АНТРОПОЭКОЛОГИИ
ИСХОДНЫЕ ИДЕИ,
ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ
Учебное пособие
Новосибирск - 2003
-ББК Ю216я73+Е081 я73
УДК 113(075.8)+577.4(075.8)
К558
Учебное пособие включено в план важнейших исследований Российской
Академии образования на 2003 г. Тема 45 «Философия экологии и экологического
образования». <...> ISBN 5-94520-005-0
В пособии выявляются исходные идеи, понятия и проблемы антропоэкологического исследования. <...> Пособие является продолжением ранее опубликованных работ автора (Лекции по общей теории экологии. <...> - Чита: ЗабГПУ, 2000; Философия социоэкологии: Проблемы общей
теории взаимодействия природы и общества. <...> Общая теория человека: целостность и комплексность
исследований человека <...> Проблемы формирования антропоэкологической
науки: основные подходы и концептуальные идеи <...> Антропоэкологическое взаимодействие как специфический объект антропоэкологического изучения <...> Предмет антропоэкологических исследований
Выводы, основные термины
и задания
и понятия,
40
40
46
58
вопросы
60
Заключение
65
Примечания
68
Литература
72
План - программа курса «Философия экологии»
80
4
І
Введение
Антропоэкология (от греч. anthropos - человек, oikos - жилище, местопребывание и logos - учение) обычно трактуется как
наука о взаимодействии человека с окружающей средой. <...> По другим сведениям становление экологии
человека, отождествляясь со становлением социальной экологии,
- осуществляется также в американской науке, но несколько ранее
в 20-е годы XX века2. <...> Что касается философско-методологического анализа проблем антропоэкологической науки, то он только начинается. <...> Следует выявить важнейшие концептуальные идеи
антропоэкологической науки, уточнить специфику объекта и
предмет антропоэкологических исследований, выяснить содержание и структуру антропоэкологического взаимодействия, определить место и роль антропоэкологии в комплексном изучении антропосоцио- и антропонатурэкосистем. <...> Суть этого подхода применительно к антропоэкологии состоит <...>
Философия_антропоэкологии.pdf
Российская Академия образования
Сибирское отделение
Научный, центр г. Читы
Забайкальский государственный педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
В. А. Кобылянский
ФИЛОСОФИЯ
АНТРОПОЭКОЛОГИИ
ИСХОДНЫЕ ИДЕИ,
ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ
Учебное пособие
Новосибирск - 2003
Стр.3
-ББК Ю216я73+Е081 я73
УДК 113(075.8)+577.4(075.8)
К558
Учебное пособие включено в план важнейших исследований Российской
Академии образования на 2003 г. Тема 45 «Философия экологии и экологического
образования».
Рекомендовано к печати Ученым советом Забайкальского государственного
педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.
Автор: докт. филос. наук, профессор,
чл.-корр. РАО
В. А. Кобылянский.
Рецензенты: канд. филос. наук Т. В. Бернюкевич;
докт. культуролог, наук М. И. Гомбоева\
докт. геогр. наук А. М. Котельников.
Ответственный редактор: канд. филос. наук В. В. Куликов.
Кобылянский В. А.
К 558 Философия антропоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы.
Учебное пособие. - Новосибирск: РИФ-Новосибирск,
2003.-С. 95.
ISBN 5-94520-005-0
В пособии выявляются исходные идеи, понятия и проблемы антропоэкологического
исследования. Структура пособия подчинена общей логике изложения автором
философско-методологических проблем различных экологических дисциплин,
образующих в совокупности некоторое концептуальное единство.
Пособие является продолжением ранее опубликованных работ автора (Лекции
по общей теории экологии. - Чита: ЗабГПУ, 1999 (2-е изд. - 2000); Философия
географии и геоэкологии. - Чита: ЗабГПУ, 2000; Философия биоэкологии и биосферологии.
- Чита: ЗабГПУ, 2000; Философия социоэкологии: Проблемы общей
теории взаимодействия природы и общества. В 3-х частях. - Чита: ЗабГПУ, 2002).
Предназначается для слушателей спецкурса - аспирантов и студентов вузов.
Может быть использовано преподавателями вузов и учителями школ, а также учащимися
старших классов, всеми интересующимися концептуальным осмыслением
проблем экологии.
ББК Ю216я73+Е081я73
УДК113(075.8)+577.4(075.8)
ISBN 5-94520-005-0
© В. А. Кобылянский, 2003
© ЗабГПУ, 2003
© оформление РИФ-Новосибирск. 2003
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Лекция первая.
Проблемы создания общей теории человека как
исходной методологической основы антропологических
исследований
1. Что есть человек? Краткий историко-философский
экскурс
2. Общая теория человека: целостность и комплексность
исследований человека
3. Основные проблемы комплексного исследования человека
4.
Как возможна особая антропологическая наука?
Выводы, основные термины и понятия,
и задания
Лекция вторая.
Проблемы формирования антропоэкологической
науки: основные подходы и концептуальные идеи
1. Основные подходы к исследованию экологии человека:
дискуссии, спектр мнений
2. Экология человека и антропоэкология
3. Важнейшие концептуальные предпосылки исследования
антропоэкологических проблем
Выводы, основные термины и понятия,
и задания
вопросы
37
27
27
31
33
вопросы
24
5
8
8
11
15
20
Стр.5
Лекция третья.
Специфика объекта и предмет антропоэкологических
исследований
1. Антропосистема, антропоэкосистема и антропоэкологосистема,
их соотношение
2. Антропоэкологическое взаимодействие как специфический
объект антропоэкологического изучения
3. Предмет антропоэкологических исследований
Выводы, основные термины и понятия, вопросы
и задания
Заключение
Примечания
Литература
План - программа курса «Философия экологии»
40
40
46
58
60
65
68
72
80
4
І
Стр.6
Введение
Антропоэкология (от греч. anthropos - человек, oikos - жилище,
местопребывание и logos - учение) обычно трактуется как
наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Изучение
данного взаимодействия имеет в той или иной мере давнюю историю,
уходящую в глубь веков. Основателем же антропоэкологии
(экологической антропологии) иногда считается американский исследователь
Д. Стюарт, проявивший в середине XX века особый
интерес к исследованию взаимодействия человеческой культуры и
окружающей среды1. По другим сведениям становление экологии
человека, отождествляясь со становлением социальной экологии,
- осуществляется также в американской науке, но несколько ранее
в 20-е годы XX века2.
Что касается философско-методологического анализа проблем
антропоэкологической науки, то он только начинается. Еще
предстоит выяснить все нюансы соотношения антропологии и антропоэкологии,
философской антропологии и философии антропоэкологии.
Следует выявить важнейшие концептуальные идеи
антропоэкологической науки, уточнить специфику объекта и
предмет антропоэкологических исследований, выяснить содержание
и структуру антропоэкологического взаимодействия, определить
место и роль антропоэкологии в комплексном изучении антропосоцио-
и антропонатурэкосистем. Требуются углубленные
исследования по выявлению особенностей антропоэкологического
образования как фактора формирования экологической культуры
человека и путей оптимизации его деятельности.
В настоящем пособии предпринята попытка осветить некоторые
из обозначенных вопросов в самом общем виде и с позиций
единого концептуального подхода, используемого автором при
исследовании философских проблем гео-, био-, социоэкологии3.
Суть этого подхода применительно к антропоэкологии состоит в
следующем: выделение в качестве особой комплексной системы -
антропоэкосистемы (точнее говоря, антропоэкологосистемы),
представляющей собой единство и взаимодействие центрального
5
Стр.7
Учебное издание
Виктор Аполлонович Кобылянский
Философия антропоэкологии
исходные идеи, понятия, проблемы
Учебное пособие
Напечатано с оригинал-макета автора
Компьютерный набор: Б. М. Цыдендоржиева.
Сдано в набор 26.03.2003 г. Подписано в печать 27.04.2003 г.
„Формат 60 х 84 /16. Бумага газетная. Способ печати офсетный.
Усл. печ. л. 5,9. Усл. изд. л. 6,0. Заказ № 66 . Тираж 1000 экз.
Типография «Сибирский хронограф».
630060, г. Новосибирск, Зеленая Горка, 1
Стр.98