Г.В. Миронова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В ПРИНТМЕДИАИНДУСТРИИ
Учебное пособие
Допущено УМО по образованию
в области полиграфии и книжного дела
для студентов вузов, обучающихся по направлению
080200.62 — Менеджмент
Москва
2013
УДК 005.22:655
ББК 65.290-2
М64
Р е ц е н з е н т ы: <...> ТАКТИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Глава 9. <...> Объектом изучения дисциплины является система производства
(производственная система) организации. <...> Тактический производственный менеджмент охватывает решение задач управления производством на период от одного
квартала до одного года. <...> Воздействия внешней среды
Система производственного менеджмента
Управляющая подсистема
выход
вход
Производственная система организации
перерабатывающая
подсистема
обеспечивающая
подсистема
Рис. <...> Система производственного менеджмента организации
В качестве управляемой подсистемы выступает производственная система (ПС) организации, в состав элементов которой включаются: производственный процесс, орудия труда, человеческие ресурсы, предметы труда. <...> Производственная система — это сложная система взаимосвязанных элементов производства, образующих единое целое, использующая производственные ресурсы организации для преобразования входа системы в виде сырья, материалов и полуфабрикатов
в выход системы — готовую продукцию (услугу). <...> Так, например, при решении задач размещения организаций материальной сферы минимизируются затраты на
производство и реализацию продукции. <...> Основные различия между организациями сферы материального
производства и сферы услуг
Харктеис
териальногм произвдста
Организця сферы
организця
Материльно осязаемый
Неосязамый
Вид деятльноси
Работ
слуга У
Степнь частияу
потребиля
в рабочем процесе
Низкая
Высокая
Однорсть
Высокая
Низкая
Высокая
Низкая
Возмжнсть
Kонечый продукт
конечг продукта
Измерни
механизции рабочег
процеса
Не вызает затруднеий
Возмжнсть
произвдтельнс
исправленя брак
Высокая
Сервисная <...>
Производственный_менеджмент_в_принтмедиаиндустрии.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Г.В. Миронова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В ПРИНТМЕДИАИНДУСТРИИ
Учебное пособие
Допущено УМО по образованию
в области полиграфии и книжного дела
для студентов вузов, обучающихся по направлению
080200.62 — Менеджмент
Москва
2013
Стр.1
УДК 005.22:655
ББК 65.290-2
М64
Р е ц е н з е н т ы:
В.А. Богомолова, доктор экономических наук, профессор кафедры
«Управление бизнес-процессами в медиаиндустрии» МГУП;
М.Е. Исакова, доктор экономических наук, профессор,
зав. лабораторией нормирования труда и заработной платы ОАО
«НИЦ «Экономика»;
С.И. Стефанов, кандидат технических наук, профессор кафедры
«Реклама и бизнес-коммуникации» РУДН
Г.В. Миронова
М64
Производственный менеджмент в принтмедиаиндустрии :
учеб. пособие / Г.В. Миронова ; Моск. гос. ун-т печати им.
Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова,
2013. — 418 с. : ил.
ISBN 978-5-8122-1252-0
Учебное пособие дополняет базовые учебники по дисциплине «Производственный
менеджмент».
В пособии освещаются методологические и теоретические основы производственного
менеджмента, стратегия, тактика и оперативное управление производственными
системами. Теоретические положения производственного менеджмента
адаптированы к практике управления производством в организациях принтмедиаиндустрии.
Предназначено
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
080200.62 «Менеджмент», а также может быть использовано студентами технических
специальностей университета печати и производственными менеджерами
организаций принтмедиаиндустрии.
УДК 005.22:655
ББК 65.290-2
ISBN 978-5-8122-1252-0
© Миронова Г.В., 2013
© Московский государственный
университет печати
имени Ивана Федорова, 2013
Стр.2
Оглавление
Предисловие ................................................................................. 9
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Глава 1. Введение в предмет
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины
«Производственный менеджмент» .......................................... 11
1.2. Краткая историческая справка
о развитии производственного менеджмента ......................... 13
1.3. Сущность и задачи производственного менеджмента ... 19
1.4. Системный подход к управлению производством........... 23
1.5. Отличительные особенности организаций сферы
материального производства и сферы услуг........................... 31
1.6. Особенности полиграфического производства
и их влияние на принятие управленческих решений
в системе производственного менеджмента организации..... 35
Контрольные вопросы ............................................................... 40
Глава 2. Инструменты производственного менеджмента
2.1. Принципы управления, используемые
в производственном менеджменте .......................................... 41
2.2. Функции производственного менеджмента...................... 43
2.3. Управленческие решения в производственном
менеджменте ............................................................................. 45
2.4. Модели и методы принятия управленческих
решений в производственном менеджменте........................... 50
Контрольные вопросы ............................................................... 53
3
Стр.3
Глава 3. Основы организации производственных систем
3.1. Производственный процесс, его состав и структура ...... 54
3.2. Классификация производственных процессов ................. 56
3.3. Принципы организации производства ............................... 61
3.4. Типы организации производства........................................ 67
3.5. Нормы затрат труда ........................................................... 75
3.6. Организация производственного процесса во времени ... 81
3.6.1. Длительность и структура производственного
цикла .................................................................................... 81
3.6.2. Виды движения предметов труда
в производстве .................................................................... 87
3.7. Организация производственного процесса
в пространстве ........................................................................... 97
3.8. Поточное производство ..................................................... 105
3.9. Обеспечение качества продукции..................................... 115
Контрольные вопросы ............................................................... 126
Глава 4. Обеспечивающая подсистема производства
4.1. Структура обеспечивающей подсистемы
производства .............................................................................. 128
4.2. Организация ремонта и технического
обслуживания оборудования ..................................................... 131
4.3. Энергетическое хозяйство ................................................. 140
4.4. Материально-техническое обеспечение
производства .............................................................................. 142
4.5. Складское хозяйство .......................................................... 149
4.6. Транспортное хозяйство ..................................................... 152
Контрольные вопросы ............................................................... 156
Глава 5. Производственная мощность
и производственная программа организации
5.1. Производственная мощность ............................................ 157
5.2. Производственная программа полиграфической
организации................................................................................. 161
5.3. Расчет производственной мощности
полиграфической организации................................................... 167
4
Стр.4
5.4. Особенности планирования производственной
мощности полиграфических организаций в условиях
неопределенности спроса .......................................................... 173
Контрольные вопросы ............................................................... 182
Раздел 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 6. Стратегия выбора продукта
и технологические расчеты производства
6.1. Понятие и фазы жизненного цикла продукта ................... 183
6.2. Особенности продуктов принтмедиаиндустрии............... 188
6.3. Формирование промышленного задания
и технологические расчеты производства .............................. 192
Контрольные вопросы ............................................................... 198
Глава 7. Стратегия размещения организаций
7.1. Выбор места расположения организации ......................... 199
7.2. Особенности стратегии размещения сервисных
организаций................................................................................. 206
7.3. Формирование сети поставщиков...................................... 207
7.4. Методы решения задач размещения
организаций и особенности их использования
в принтмедиаиндустрии............................................................. 212
7.4.1. Экспертные методы................................................. 212
7.4.2. Метод критической точки ....................................... 215
7.4.3. Транспортный метод ................................................ 222
7.4.4. Метод центра тяжести............................................. 235
Контрольные вопросы ............................................................... 238
Глава 8. Пространственное проектирование
производства и выбор организационной структуры
управления
8.1. Формирование производственной структуры
и размещение подразделений организации.............................. 239
8.2. Схемы размещения оборудования .................................... 245
5
Стр.5
8.3. Формирование производственной структуры
и расстановка оборудования в подразделениях
полиграфической организации................................................... 249
8.4. Выбор организационной структуры управления .............. 252
Контрольные вопросы ............................................................... 256
Раздел 3. ТАКТИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Глава 9. Управление запасами
9.1. Виды запасов и их функции ............................................... 258
9.2. Затраты в системе управления запасами ........................ 264
9.3. Концепции и модели управления запасами....................... 266
9.4. Базовая модель экономичного объема поставки ............ 268
9.5. Модель экономичного объема поставки
с постепенным пополнением запаса ........................................ 276
9.6. Модель экономичного объема поставки с учетом
количественных скидок ............................................................. 279
9.7. Модель управления запасами с фиксированным
объемом поставки с учетом колебаний интенсивности
потребления ресурсов ............................................................... 284
9.8. Модель управления запасами с фиксированным
интервалом поставки с учетом колебаний интенсивности
потребления ресурсов ............................................................... 290
9.9. Использование моделей управления запасами
в принтмедиаиндустрии............................................................. 294
Контрольные вопросы ............................................................... 298
Глава 10. Планирование в тактическом производственном
менеджменте
10.1. Агрегатное производственное планирование ................. 300
10.2. Объемные расчеты полиграфического производства
при агрегатном планировании ................................................... 303
10.3. Планирование потребности в трудовых ресурсах ......... 309
10.4. Планирование материально-технического
обеспечения производства........................................................ 312
6
Стр.6
10.5. Составление годового бюджета затрат организации .... 314
10.6. Формирование затрат по рабочим центрам ................... 318
Контрольные вопросы ............................................................... 320
Глава 11. Подготовка производства
в полиграфической организации
11.1. Подготовка производства инноваций
производственно-технического характера .............................. 321
11.2. Заказ как объект подготовки производства
в организациях принтмедиаиндустрии .................................... 327
11.3. Издательский этап подготовки изданий
к производству ........................................................................... 328
11.4. Подготовка заказов к производству
в полиграфической организации. Технологическая
и организационная стадии ......................................................... 333
11.5. Планово-экономическая подготовка заказов
к производству в полиграфической организации ..................... 338
11.5.1. Расчет затрат на запечатываемые
материалы ........................................................................... 341
11.5.2. Расчет затрат на расходные материалы .............. 349
11.5.3. Расчет затрат на выполнение
полиграфических работ ...................................................... 352
Контрольные вопросы ............................................................... 359
Глава 12. Системный подход к оперативному
управлению производством
12.1. Модели организации производственных систем............ 361
12.2. Типы систем управления производством ....................... 364
12.3. Система управления производством
«Точно в срок» ........................................................................... 370
12.4. Система управления производством MRP..................... 375
12.5. Интегрированные системы управления
организацией............................................................................... 379
Контрольные вопросы ............................................................... 383
7
Стр.7
Глава 13. Оперативное управление производством
в полиграфической организации
13.1. Задачи и содержание оперативного управления
производством ........................................................................... 384
13.2. Календарно-плановые расчеты производства ............... 385
13.2.1. Календарно-плановые расчеты производства
на межцеховом уровне ....................................................... 387
13.2.2. Календарно-плановые расчеты производства
на внутрицеховом уровне ................................................... 394
13.2.3. Календарно-плановые расчеты производства
периодических изданий ...................................................... 398
13.3. Оперативное управление обеспечивающим
производством ........................................................................... 400
13.4. Диспетчирование производства ...................................... 403
13.5. Информационные системы управления
в принтмедиаиндустрии............................................................. 406
Контрольные вопросы ............................................................... 413
Библиографический список ..................................................... 414
Стр.8