Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Статьи. Том I : Литургика (290,00 руб.)

0   0
АвторыТафт Р. Ф.
ИздательствоГолованов
Страниц480
ID227068
АннотацияВ книгу вошли переводы 9 статей одного из ведущих исследователей византийской литургии Робеота Френсиса Тафта. Статьи посвящены отдельным вопросам истории византийского богослужения и духовности.
ISBN978-5-9902610-2-0
Статьи. Том I : Литургика / Р.Ф. Тафт .— Омск : Голованов, 2010 .— 480 с. — ISBN 978-5-9902610-2-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/227068 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СТАТЬИ I Роберт Френсис ТАФТ СТАТЬИ Том I ЛИТУРГИКА Голованов Омск 2010 ББК 86.372 Т 23 Тафт Р. Ф. <...> В книгу вошли переводы 9 статей одного из ведущих исследователей византийской литургии Роберта Френсиса Тафта (р. <...> © Голованов С. В., пер. на русский язык, 2010 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 5 СПИСОК АББРЕВИАТУР 9 СПИСОК ТРУДОВ, УПОМИНАЕМЫХ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ 12 ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРИЧАСТНАЯ ЛЖИЦА: ОБЗОР ФАКТОВ <...> Причастные лжицы и обмакивание на сиро-византийском Востоке: письменные источники <...> Заключение ЖЕНЩИНЫ В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ: ГДЕ, КОГДА — И ПОЧЕМУ? <...> Заключение 218 КАФЕДРАЛЬНОЕ И МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗЛИЧИЯ <...> Синтез ЧИН И МЕСТО ПРИЧАЩЕНИЯ МИРЯН В ПОЗДНЮЮ АНТИЧНОСТЬ НА ВИЗАНТИЙСКОМ ВОСТОКЕ <...> » ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ 393 <...> Эфесский собор (431 г.) и литургическое почитание Приснодевы Марии 394 III. <...> Богородица в песнопениях византийских 403 служб суточного круга 403 VIII. <...> 418 СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ? <...> Заключение 422 424 428 432 435 435 443 444 ОБ АВТОРЕ Биография Титулы и награды Основная библиография 448 448 451 452 УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 463 465 СПИСОК АББРЕВИАТУР AB AC AG AL ALW AOC ATC AUU BA BBGG BBTT BELS BHG BLE BMFD BMGS BN BSGRT BSl BSLT Byz ByzF BZ CahArch CahCM CCL CIC CPG CSCO CSEL CSHB CSS DACL DOP ECJ ECR EL Analecta Bollandiana (Bruxelles) Antike und Christentum Analecta Gregoriana (Roma) Analecta Liturgica (S. <...> Minneapolis, 2002 Acta Universitatis Upsaliensis Byzantinisches Archiv Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata Belfast Byzantine Texts and Translations. <...> Bulletin de la littérature ecclésiastique Byzantine Monastic Foundation Documents Byzantine and Modern Greek Studies Byzantina Neerlandica Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana Byzantinoslavica Byzantine Saints’ Lives in Translation. <...> Clavis patrum Graecorum (Corpus Christianorum <...>
Статьи._Том_I__Литургика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Статьи._Том_I__Литургика.pdf
СТАТЬИ I
Стр.1
Стр.2
Роберт Френсис ТАФТ СТАТЬИ Том I ЛИТУРГИКА Голованов Омск 2010
Стр.3
ББК 86.372 Т 23 Тафт Р. Ф. Т 23 Статьи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. С. В. Голованова]. – Омск: Голованов, 2010. – ISBN 978-5-9902610-2-0 Т. I: Литургика. – 2010. – 480 c. В книгу вошли переводы 9 статей одного из ведущих исследователей византийской литургии Роберта Френсиса Тафта (р. 1932 г.), почетного профессора Папского Восточного института в Риме. Статьи, посвященные отдельным вопросам истории византийского богослужения и духовности, были опубликованы в зарубежных научных журналах в 1996–2006 гг. ББК 86.372 © Taft R.F., 1995-2006. © Голованов С. В., пер. на русский язык, 2010
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК АББРЕВИАТУР A. Церковные ложки: археологические находки I. Клад II. Оценка находок III. Заключение B. Причастные лжицы и обмакивание на сиро-византийском Востоке: письменные источники I. Невизантийские источники II. Письменные свидетельства об обмакивании и литургической лжице в византийском обряде III. Византийские литургические источники IV. Причастные лжицы в византийской иконографии V. Описи византийских литургических сосудов С. Заключение ЖЕНЩИНЫ В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ: ГДЕ, КОГДА — И ПОЧЕМУ? Введение A. Где? Место женщины-мирянки в церкви I. Византийская церковь II. Литургическое пространство мирян III. Женское место в храме: документы IV. Гинекей, катехумены, завеса B. Особые женщины, особые помещения I. Посвящение диаконис II. Нартекс и гинекей диаконис III. Женщины царского достоинства в алтаре? IV. Святые жены в алтаре? C. Когда? Ограничения на присутствие женщин за церковными службами I. Всенощные II. «Ритуальная чистота» D. Почему? I. Таксис II. Приличие и безопасность E. Заключение 5 9 СПИСОК ТРУДОВ, УПОМИНАЕМЫХ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ 12 ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРИЧАСТНАЯ ЛЖИЦА: ОБЗОР ФАКТОВ 31 37 37 38 46 50 50 59 59 68 76 79 84 86 86 88 88 89 93 141 150 150 153 162 165 166 166 169 180 181 184 192
Стр.5
ЧАСТНОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ НА ВОСТОКЕ ВО ВРЕМЕНА ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ 1. Домашнее причащение мирян 2. Монашеское недоверие к литургии 3. Евхаристия отцов-пустынников 4. Частное причащение матерей-пустынниц 5. Чины причащения отшельников 6. Заключение 196 197 202 207 208 210 218 КАФЕДРАЛЬНОЕ И МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗЛИЧИЯ 220 I. Тезис: Два вида молитвы II. Антитезис: кажущееся различие? III. Кафедральные и монашеские службы в ранних источниках о литургии 1. Монашеская литургия 2. Кафедральная литургия IV. Монашеское и кафедральное богослужение литературе V. Кафедрально-монашеский симбиоз и синтез VI. Кафедральное и монашеское в византийских литургических источниках 1. Литургические книги 2. Двойная традиция типикона 3. Соборное и монашеское в службах Триоди 4. Двойная традиция литургии Преждеосвященных 5. «Протеория» (1085–1095) VII. Соборное и монашеское вне Византии VIII. Синтез ЧИН И МЕСТО ПРИЧАЩЕНИЯ МИРЯН В ПОЗДНЮЮ АНТИЧНОСТЬ НА ВИЗАНТИЙСКОМ ВОСТОКЕ A. Причащение мирян в позднюю античность B. Чин причащения I. Ранние свидетельства II. Благочиние III. Симеон Солунский (†1429) C. Место для причащения мирян I. За престолом? II. Перед оградой III. В местах причащения D. Заключение 220 223 229 229 232 240 251 262 262 264 266 269 273 273 275 278 280 282 282 285 286 288 288 291 299 308
Стр.6
УПАДОК ПРИЧАЩЕНИЯ В ВИЗАНТИИ И ОТДАЛЕНИЕ МИРЯН ОТ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВА: ПРИЧИНА, СЛЕДСТВИЕ ИЛИ НИ ТО, НИ ДРУГОЕ? A. Введение B. Частота причащения в Византии I. Кризис IV в. и его последствия II. Монашеское причащение III. Царское причащение IV. Заключение С. Закрытый алтарь I. Развитие алтарного ограждения II. Святилище Святой Софии III. Цель огораживания византийского алтаря IV. Приличие и безопасность D.Занавешенный алтарь I. Позднеантичная алтарная завеса вне столицы II. Алтарная завеса византийского обряда III. Заключение E. Причина, следствие или ни то, ни другое? ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Циклы, праздники и их ранжирование 1. Седмичный круг 2. Годичный круг неподвижный праздников 3. Годичный круг переходящих праздников Классификация византийских праздников святых по чину 1. Великие праздники 2. Праздники согласно литургической значимости 3. Праздники «синаксиса» 4. Предпразднества святых Как все началось — святые до святых Почитание мучеников Святые в Божественной литургии: святым или за святых? Устойчивость древнего обычая на византийском Востоке 1. «Протеория» (1085–1095 гг.) 2. Св. Николай Кавасила (ок. 1350): 3. Свт. Симеон Солунский (†1429) Заключение 310 310 313 313 322 327 328 329 329 330 333 336 342 343 350 363 365 367 369 369 370 372 374 374 375 377 378 378 381 384 388 388 389 390 391
Стр.7
«ЧТО ТЯ НАРЕЧЕМ?» ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПОЧИТАНИЕ БОГОРОДИЦЫ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ I. Введение II. Эфесский собор (431 г.) и литургическое почитание Приснодевы Марии III. Как византийская литургия возвеличивает Богородицу IV. Византийский синтез V. Новая гимнография VI. Типология Христа переходит на Марию в апокрифах VII. Богородица в песнопениях византийских служб суточного круга VIII. Мария Соискупительница? IX. C Марией все мы соискупители во Христе XI. Византийское богородичное почитание и католическое церковное учительство XII. Мария-Богородица в жизни наших восточных и западных церквей сегодня Приложение: Месяц Марии на Востоке? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ? I. Ранние христианские свидетельства о святых дарах II. Персонализация евхаристического сознания III. Почитание запасных Святых Даров на христианском Востоке IV. Средневековое происхождение западного внелитургическогопочитания Евхаристии V. Пастырское и экуменическое значение VI. Заключение ОБ АВТОРЕ Биография Титулы и награды Основная библиография УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 393 393 394 397 399 400 402 402 403 403 407 408 Х. Мария-Богородица в византийской иконографии, «Катехизис для неграмотных» 410 414 414 417 417 418 422 424 428 432 435 435 443 444 448 448 451 452 463 465
Стр.8