Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История Литургии свт. Иоанна Златоуста. Т. 4 : Диптихи (290,00 руб.)

0   0
АвторыТафт Р. Ф.
ИздательствоГолованов
Страниц384
ID227065
АннотацияМонография проф. Роберта Тафта (р. 1932) об историческом развитии поминовения живых и усопших в особый момент Божественной литургии св. Иоанна Златоуста. Прочтение списка имен из диптихов в настоящее время практически исчезло из церковного обихода, но некогда играло огромную роль не только в богослужебной жизни, но и в межцерковных отношениях. Данное исследование является четвертым томом серии, посвященной главному византийскому (т. е. православному) богослужению.
ISBN978-5-9902610-6-8
История Литургии свт. Иоанна Златоуста. Т. 4 : Диптихи / Р.Ф. Тафт .— Омск : Голованов, 2012 .— 384 с. — ISBN 978-5-9902610-6-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/227065 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Professor at the Pontifical Oriental Institute A HISTORY OF THE LITURGY OF ST. <...> ТАФТ Почетный профессор Папского Восточного института ИСТОРИЯ ЛИТУРГИИ СВТ. <...> Notions générales sur les versions arabes de la liturgie de s. <...> Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècle // AOC. <...> CONNOLLY-CODRINGTON = Two Commentaries on the Jacobite Liturgy by George, Bishop of the Arab Tribes and Moses Bar Kepha, together with the Syriac Anaphora of St. <...> The Georgian Version of the Liturgy of St. <...> Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ DACL = Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie DARROUZES J. <...> LAURENT V. CFDS IX = Les «Mémoires» du Grande Ecclésiarque de l’Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439) / LAURENT V. (ed.) <...> Intercessions = Van de Paverd F Anaphoral Intercessions, Epiclesis and Communion Rites in John Chrysostom // OCP. <...> Die Interzessionen der Chrysostomusanaphora in ihrer geschichtlichen Entwicklung // OCP. <...> Einige Randbemerkungen zu den Interzessionen in Antiochien und Konstantinopel im 4. <...> 277-296 АпСир = Сирийская Анафора Двеннадцати Апостолов, родственная ЗЛАТ; издана А. <...> Я обязан вышедшему труду профессора Габриелы Винклер о ходатайственных молитвах Анафоры Златоуста множеством ссылок, которые я оттуда почерпнул. <...> Мое исследование преданафоральных чинов под названием «Великий вход», вышедшее в серии Orientalia Christiana Analecta в томе 200 (Рим, 1975; второе издание, 1978), является на самом деле вторым томом данной исторической серии, ныне планируемой в пяти томах. <...> Третий том «Анафора» почти завершен; в нем рассматривается евхаристическая молитва от преданафорального диалога до заключительного славословия. <...> Ф. Э. Брайтмен в 1896 г. опубликовал свой непревзойденный труд «Литургии восточные и западные» (LEW) с подзаголовком Том I «Восточные литургии <...>
История_Литургии_свт._Иоанна_Златоуста._Т._4__Диптихи_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
История_Литургии_свт._Иоанна_Златоуста._Т._4__Диптихи_.pdf
ДИПТИХИ
Стр.1
ORIENTALIA CHRISTIANA ANALECTA 238 ROBERT F. TAFT, S.J. Professor at the Pontifical Oriental Institute A HISTORY OF THE LITURGY OF ST. JOHN CHRYSOSTOM Volume IV THE DIPTYCHS Pontificium Institutum Orientalium Studiorum Roma 1991
Стр.2
РОБЕРТ Ф. ТАФТ Почетный профессор Папского Восточного института ИСТОРИЯ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА Том 4 ДИПТИХИ Голов анов Омск 2012
Стр.3
ББК 86.372 Т 23 Перевод с английского С. Голованова Научная редакция перевода проф. Е. Велковской Тафт Р. Ф. Т 23 Диптихи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. С. Голованова]. – Омск: Голованов, 2012. – 384 с. (История Литургии свт. Иоанна Златоуста; Т. 4) ISBN 978-5-9902610-6-8 Монография проф. Роберта Тафта (р. 1932) об историческом развитии поминовения живых и усопших в особый момент Божественной литургии св. Иоанна Златоуста. Прочтение списка имен из диптихов в настоящее время практически исчезло из церковного обихода, но некогда играло огромную роль не только в богослужебной жизни, но и в межцерковных отношениях. Данное исследование является четвертым томом серии, посвященной главному византийскому (т. е. православному) богослужению. ББК 86.372 © Taft R.F., 1991. © Голованов С. В., перевод на русский язык, 2012.
Стр.4
ГАБРИЕЛЕ ВИНКЛЕР Коллеге и многолетнему другу, первой начавшей со мной изучать данную тему в Риме в 1969-1970 годы
Стр.5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ.........................................................................................7 АББРЕВИАТУРЫ И ТРУДЫ, ЦИТИРУЕМЫЕ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ......................................................................................................15 ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ...........................................................................29 ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................31 Цель и рамки исследования .......................................................33 Генезис исследования...................................................................35 Сравнительная литургика: замечание о методе ....................38 Источники.......................................................................................40 ГЛАВА I ДИПТИХИ: ИХ ПРИРОДА, НАЗВАНИЕ И ЦЕЛЬ.........................43 А. Диптихи, интерцессии, аккламации........................................43 В. Номенклатура ................................................................................52 С. Современный византийский богослужебный обиход..........55 I. Диптихи усопших......................................................................55 1. Экфонезис предстоятеля....................................................56 2. Диаконские диптихи ...........................................................56 II. Диптихи живых ........................................................................58 1. Экфонезис предстоятеля....................................................59 2. Диаконские диптихи ...........................................................60 III. Диптихи живых в архиерейской литургии.......................63 1. Средневековые манускрипты............................................63 2. Современный текст из Иерусалима.................................65 3. Современный обычай..........................................................68 а. Патриаршая литургия ...................................................68 b. Епископская литургия...................................................69 7
Стр.7
Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ IV. Выкличка «И всех и вся»........................................................71 Заключение .........................................................................................72 ГЛАВА II КОНТЕКСТ: ВОСТОЧНЫЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДИПТИХИ ПО РАННИМ ИСТОЧНИКАМ..................................................................77 А. Состояние вопроса .......................................................................78 I. Молитвы, интерцессии, диптихи...........................................78 II. Исконное место диптихов ......................................................83 III. Интерцессии и диптихи – в чем разница? ........................87 B. NOMINA в ранних источниках ..................................................91 1. Игнатий Антиохийский......................................................92 2. Киприан Карфагенский......................................................92 С. Источники поздней античности................................................93 I. Египет ...........................................................................................93 1. Евхологий Сарапиона .........................................................93 2. Страсбургский папирус......................................................95 3. Арабская дидаскалия ..........................................................97 II. Палестина...................................................................................98 1. Кирилл (Иоанн II) Иерусалимский (после 380 г.).........98 2. Иероним (ок. 347-†419) ......................................................100 3. Завет Господень...................................................................102 III. Кипр.........................................................................................103 IV. Антиохия.................................................................................104 1. Апостольские постановления..........................................104 2. Феодор Мопсуестский .......................................................105 3. Иоанн Златоуст ...................................................................105 V. Киликия....................................................................................113 1. Феодор Мопсуестский .......................................................113 2. Дионисий Псевдо-Ареопагит..........................................115 3. Собор в Мопсуестии в 550 г..............................................116 VI. Западносирийская Месопотамия .....................................124 1. Иаков Саругский.................................................................124 2. Каноны Маруфа..................................................................128 8
Стр.8
ОГЛАВЛЕНИЕ VII. Восточносирийская Месопотамия ..................................130 1. Нарсай...................................................................................130 2. Гавриил Басрийский..........................................................131 Заключение .......................................................................................133 ГЛАВА III ДИПТИХИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВИЗАНТИИ...................................137 А. Палестина.....................................................................................138 I. Агиополитские диптихи в кодексе Синай гр. 1040 ..........138 II. Метрические диптихи кодекса Савва гр. 153....................145 III. Заключение А: Палестинские диптихи св. Иакова........145 B. Армянские диптихи....................................................................146 I. Патараг.......................................................................................146 II. Армянские литургические комментаторы.......................151 1. Хосров Андзеваци (ок. 950 г.) ...........................................151 2. Нерсес Лампронаци (1153–1192 гг.)................................152 3. Ованес Арчишеци (XIII в.) ................................................152 III. Заключение B: Армянские диптихи .................................153 С. Сирия и Месопотамия...............................................................154 I. Диптихи Месопотамии и Книга Жизни ............................154 1. Комментаторы....................................................................154 2. Позднейшие месопотамские источники ......................155 3. Маронитская анафора Шарар.........................................157 II. Сиро-антиохийские диптихи ..............................................158 III. Заключение С: Диптихи в сирийских источниках ........160 D. Диптихи в Египте........................................................................161 I. Коптские интерцессии сегодня ............................................162 II. Эфиопские диптихи ..............................................................163 III. Светильник во тьме...............................................................164 IV. Диптихиальные фрагменты ...............................................166 1. Папирус Каир 10395A.......................................................168 2. Папирус Берлин 3602, VII век..........................................169 3. Луксорский диптих............................................................172 4. Бостонские диптихи ..........................................................175 9
Стр.9
Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ 5. Венский папирус ................................................................176 6. Coptica Lovaniensia 28, IX-X век, ......................................177 7. Диптихи в кодексе British Library Add. 17195...............178 8. Папирус Лондон 514 ..........................................................180 9. Папирус Лондон 513 ..........................................................183 10. Папирус Лондон 155 ........................................................183 11. Папирус Лондон 971 ........................................................184 V. Заключение D: Диптихи в Египте.......................................186 ГЛАВА IV ВИЗАНТИЙСКИЕ ДИПТИХИ УСОПШИХ: ИСТОРИЯ И БОГОСЛУЖЕНИЕ.................................................................................191 A. Исторические источники..........................................................191 I. Иоанн Златоуст ........................................................................191 1. Беседа 21 на Деяния ...........................................................191 2. Златоуст и диптихи в ссылке и смерти..........................194 II. Позднейшие источники........................................................199 1. Поминовение Богородицы...............................................200 2. Константинопольский собор 518 года...........................203 3. Максим Исповедник..........................................................205 В. Литургические источники.........................................................207 I. Протеория .................................................................................208 II. Реликты диптихов в литургических источниках.............209 1. Версия Льва Тосканского ..................................................209 2. Списки евхологиев и диатаксисов ..................................212 III. Упадок диптихов ...................................................................215 1. Евхологии и диатаксисы ...................................................215 2. «Диптихи» Коцца-Луци....................................................219 IV. Итало-греческие диптихи...................................................220 V. Первопечатное издание мельхитского Кундака..............222 VI. Где возглашались диптихи почивших?............................225 VII. Экскурс: Богородичный ирмос «Достойно есть»..........226 Заключение .......................................................................................228 10
Стр.10
ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА V ВИЗАНТИЙСКИЕ ДИПТИХИ ЖИВЫХ: ИСТОРИЯ И БОГОСЛУЖЕНИЕ ................................................................................231 А. Исторические источники..........................................................231 I. Иерархия 1: межцерковные поминовения между патриархатами ............................................................................231 1. Ранний монофизитский спор..........................................232 2. Акакианская схизма (484-519)..........................................232 3. «Три главы» и II Константинопольский собор............236 4. Позднейшие источники: общение с Римом ................236 5. Развязка: Флорентийская уния (1439 г.).........................239 II. Иерархия II: межъепархиальные поминовения внутри патриархата..................................................................................245 1. В Антиохийском патриархате.........................................245 2. В Константинопольском патриархате...........................246 III. Иерархия 3: местные епархиальные диптихи................248 IV. Поминовение государей......................................................250 B. Литургические источники.........................................................251 I. Начальный экфонезис предстоятеля..................................251 1. Textus receptus.....................................................................251 2. Итало-греческая особенность ..........................................257 3. Место экфонезиса ..............................................................258 II. Диаконские диптихи .............................................................259 1. Евхологические манускрипты.........................................259 a. Гроттаферрата Γβ IV...................................................261 b. Синай гр. 958 ..................................................................262 c. Оксфорд Bodleian Auct. E. 5. 13.................................262 d. Общепринятый текст...................................................262 2. Рукописи диаконикона.....................................................264 a. Синай гр. 1040.................................................................264 b. Париж гр. 2509 ...............................................................266 3. Латинская версия Льва Тосканского ..............................267 4. Диатаксисы ..........................................................................270 11
Стр.11
Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ a. Москва Синод гр. 381 (275)...........................................270 b. Ватикан гр. 573 ...............................................................271 c. Ватопед 133 (744) ...........................................................271 5. Первопечатное издание мельхитского Кундака..........272 III. Последующая обработка в архиерейском чине.............274 1. Древняя арабская версия ЗЛАТ......................................274 2. Архиератикон Гемиста......................................................276 3. Дневник архидиакона Павла Алеппского ....................278 4. «Проскинитарий» Арсения Суханова ...........................280 5. Диатаксис патриарха Афанасия III ................................282 6. Холмогорский Чиновник..................................................283 7. Московский Чиновник 1668 года ....................................284 IV. Усвоение «анафоры» архимандриту.................................284 V. Вариант восклицания καὶ πάντων καὶ πασών.................285 VI. Где провозглашались диптихи живых? ...........................286 Заключение .......................................................................................289 ЭКСКУРС: ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ ДИАКОНСКИХ ДИПТИХОВ ЖИВЫХ...................................................................................................291 Аппарат.........................................................................................291 ГЛАВА VI СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ В ВИЗАНТИЙСКИХ ДИПТИХАХ: КТО, ГДЕ И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ?..............................297 А. Кто поминался по имени в византийских диптихах? ........298 I. Диптихи живых........................................................................300 1. Иерархические особенности............................................300 2. Государи ...............................................................................302 II. Диптихи усопших ..................................................................303 1. Иерархия..............................................................................303 2. Государи ...............................................................................305 III. Включение соборов в диптихи. ..........................................307 IV. Другие имена в диптихах....................................................307 B. Исконное место и последовательность диптихов в византийской литургии..................................................................310 12
Стр.12
ОГЛАВЛЕНИЕ I. Иоанн Златоуст ........................................................................310 II. Максим Исповедник..............................................................313 III. Константинопольский собор 518 года..............................317 IV. Послание патриарха Иоанна II папе Гормизде.............320 V. Послание Иакова Эдесского ................................................322 Выводы................................................................................................324 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................327 ТАКСОНОМИЯ ДИПТИХОВ............................................................327 Место в чинопоследовании.......................................................328 Типы диптихов ............................................................................328 1. Иерархические диптихи...................................................331 2. Диптихи общения..............................................................331 3. Конфессиональные диптихи ...........................................332 4. Смешанные диптихи.........................................................333 Структурные особенности ........................................................334 1. Антиохия..............................................................................334 2. Иерусалим ...........................................................................334 3. Александрия........................................................................335 Почему диптихи?........................................................................335 Расцвет и упадок .........................................................................337 Пастырские размышления .......................................................341 УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ................................................................347 ОБЩИЙ УКАЗАТЕЛЬ.........................................................................361 13
Стр.13