Professor at the Pontifical Oriental Institute
A HISTORY OF THE LITURGY
OF ST. <...> ТАФТ
Почетный профессор Папского Восточного института
ИСТОРИЯ ЛИТУРГИИ
СВТ. <...> Notions générales sur les versions arabes de la
liturgie de s. <...> Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècle // AOC. <...> CONNOLLY-CODRINGTON = Two Commentaries on the Jacobite Liturgy
by George, Bishop of the Arab Tribes and Moses Bar Kepha,
together with the Syriac Anaphora of St. <...> The Georgian
Version of the Liturgy of St. <...> Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ
DACL = Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie
DARROUZES J. <...> LAURENT V. CFDS IX = Les «Mémoires» du Grande Ecclésiarque de
l’Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile
de Florence (1438-1439) / LAURENT V. (ed.) <...> Intercessions = Van de Paverd F Anaphoral Intercessions, Epiclesis and Communion Rites in John Chrysostom
// OCP. <...> Die Interzessionen der Chrysostomusanaphora in ihrer geschichtlichen Entwicklung //
OCP. <...> Einige Randbemerkungen zu
den Interzessionen in Antiochien und Konstantinopel im 4. <...> 277-296
АпСир = Сирийская Анафора Двеннадцати Апостолов, родственная ЗЛАТ; издана А. <...> Я обязан вышедшему труду профессора Габриелы
Винклер о ходатайственных молитвах Анафоры Златоуста
множеством ссылок, которые я оттуда почерпнул. <...> Мое исследование преданафоральных чинов под названием «Великий вход», вышедшее
в серии Orientalia Christiana Analecta в томе 200 (Рим, 1975;
второе издание, 1978), является на самом деле вторым томом данной исторической серии, ныне планируемой в
пяти томах. <...> Третий том «Анафора» почти завершен; в нем
рассматривается евхаристическая молитва от преданафорального диалога до заключительного славословия. <...> Ф. Э. Брайтмен в 1896 г. опубликовал свой непревзойденный труд «Литургии восточные и западные» (LEW) с
подзаголовком Том I «Восточные литургии <...>
История_Литургии_свт._Иоанна_Златоуста._Т._4__Диптихи_.pdf
ORIENTALIA CHRISTIANA ANALECTA
238
ROBERT F. TAFT, S.J.
Professor at the Pontifical Oriental Institute
A HISTORY OF THE LITURGY
OF ST. JOHN CHRYSOSTOM
Volume IV
THE DIPTYCHS
Pontificium Institutum Orientalium Studiorum
Roma
1991
Стр.2
РОБЕРТ Ф. ТАФТ
Почетный профессор Папского Восточного института
ИСТОРИЯ ЛИТУРГИИ
СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Том 4
ДИПТИХИ
Голов анов
Омск
2012
Стр.3
ББК 86.372
Т 23
Перевод с английского С. Голованова
Научная редакция перевода проф. Е. Велковской
Тафт Р. Ф.
Т 23 Диптихи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. С.
Голованова]. – Омск: Голованов, 2012. – 384 с.
(История Литургии свт. Иоанна Златоуста; Т. 4)
ISBN 978-5-9902610-6-8
Монография проф. Роберта Тафта (р. 1932) об историческом развитии
поминовения живых и усопших в особый момент Божественной
литургии св. Иоанна Златоуста. Прочтение списка имен
из диптихов в настоящее время практически исчезло из церковного
обихода, но некогда играло огромную роль не только в богослужебной
жизни, но и в межцерковных отношениях. Данное
исследование является четвертым томом серии, посвященной
главному византийскому (т. е. православному) богослужению.
ББК 86.372
© Taft R.F., 1991.
© Голованов С. В., перевод на
русский язык, 2012.
Стр.4
ГАБРИЕЛЕ ВИНКЛЕР
Коллеге и многолетнему другу, первой начавшей со мной
изучать данную тему в Риме в 1969-1970 годы
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.........................................................................................7
АББРЕВИАТУРЫ И ТРУДЫ, ЦИТИРУЕМЫЕ В СОКРАЩЕННОЙ
ФОРМЕ......................................................................................................15
ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ...........................................................................29
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................31
Цель и рамки исследования .......................................................33
Генезис исследования...................................................................35
Сравнительная литургика: замечание о методе ....................38
Источники.......................................................................................40
ГЛАВА I
ДИПТИХИ: ИХ ПРИРОДА, НАЗВАНИЕ И ЦЕЛЬ.........................43
А. Диптихи, интерцессии, аккламации........................................43
В. Номенклатура ................................................................................52
С. Современный византийский богослужебный обиход..........55
I. Диптихи усопших......................................................................55
1. Экфонезис предстоятеля....................................................56
2. Диаконские диптихи ...........................................................56
II. Диптихи живых ........................................................................58
1. Экфонезис предстоятеля....................................................59
2. Диаконские диптихи ...........................................................60
III. Диптихи живых в архиерейской литургии.......................63
1. Средневековые манускрипты............................................63
2. Современный текст из Иерусалима.................................65
3. Современный обычай..........................................................68
а. Патриаршая литургия ...................................................68
b. Епископская литургия...................................................69
7
Стр.7
Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ
IV. Выкличка «И всех и вся»........................................................71
Заключение .........................................................................................72
ГЛАВА II
КОНТЕКСТ: ВОСТОЧНЫЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДИПТИХИ ПО
РАННИМ ИСТОЧНИКАМ..................................................................77
А. Состояние вопроса .......................................................................78
I. Молитвы, интерцессии, диптихи...........................................78
II. Исконное место диптихов ......................................................83
III. Интерцессии и диптихи – в чем разница? ........................87
B. NOMINA в ранних источниках ..................................................91
1. Игнатий Антиохийский......................................................92
2. Киприан Карфагенский......................................................92
С. Источники поздней античности................................................93
I. Египет ...........................................................................................93
1. Евхологий Сарапиона .........................................................93
2. Страсбургский папирус......................................................95
3. Арабская дидаскалия ..........................................................97
II. Палестина...................................................................................98
1. Кирилл (Иоанн II) Иерусалимский (после 380 г.).........98
2. Иероним (ок. 347-†419) ......................................................100
3. Завет Господень...................................................................102
III. Кипр.........................................................................................103
IV. Антиохия.................................................................................104
1. Апостольские постановления..........................................104
2. Феодор Мопсуестский .......................................................105
3. Иоанн Златоуст ...................................................................105
V. Киликия....................................................................................113
1. Феодор Мопсуестский .......................................................113
2. Дионисий Псевдо-Ареопагит..........................................115
3. Собор в Мопсуестии в 550 г..............................................116
VI. Западносирийская Месопотамия .....................................124
1. Иаков Саругский.................................................................124
2. Каноны Маруфа..................................................................128
8
Стр.8
ОГЛАВЛЕНИЕ
VII. Восточносирийская Месопотамия ..................................130
1. Нарсай...................................................................................130
2. Гавриил Басрийский..........................................................131
Заключение .......................................................................................133
ГЛАВА III
ДИПТИХИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВИЗАНТИИ...................................137
А. Палестина.....................................................................................138
I. Агиополитские диптихи в кодексе Синай гр. 1040 ..........138
II. Метрические диптихи кодекса Савва гр. 153....................145
III. Заключение А: Палестинские диптихи св. Иакова........145
B. Армянские диптихи....................................................................146
I. Патараг.......................................................................................146
II. Армянские литургические комментаторы.......................151
1. Хосров Андзеваци (ок. 950 г.) ...........................................151
2. Нерсес Лампронаци (1153–1192 гг.)................................152
3. Ованес Арчишеци (XIII в.) ................................................152
III. Заключение B: Армянские диптихи .................................153
С. Сирия и Месопотамия...............................................................154
I. Диптихи Месопотамии и Книга Жизни ............................154
1. Комментаторы....................................................................154
2. Позднейшие месопотамские источники ......................155
3. Маронитская анафора Шарар.........................................157
II. Сиро-антиохийские диптихи ..............................................158
III. Заключение С: Диптихи в сирийских источниках ........160
D. Диптихи в Египте........................................................................161
I. Коптские интерцессии сегодня ............................................162
II. Эфиопские диптихи ..............................................................163
III. Светильник во тьме...............................................................164
IV. Диптихиальные фрагменты ...............................................166
1. Папирус Каир 10395A.......................................................168
2. Папирус Берлин 3602, VII век..........................................169
3. Луксорский диптих............................................................172
4. Бостонские диптихи ..........................................................175
9
Стр.9
Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ
5. Венский папирус ................................................................176
6. Coptica Lovaniensia 28, IX-X век, ......................................177
7. Диптихи в кодексе British Library Add. 17195...............178
8. Папирус Лондон 514 ..........................................................180
9. Папирус Лондон 513 ..........................................................183
10. Папирус Лондон 155 ........................................................183
11. Папирус Лондон 971 ........................................................184
V. Заключение D: Диптихи в Египте.......................................186
ГЛАВА IV
ВИЗАНТИЙСКИЕ ДИПТИХИ УСОПШИХ: ИСТОРИЯ И
БОГОСЛУЖЕНИЕ.................................................................................191
A. Исторические источники..........................................................191
I. Иоанн Златоуст ........................................................................191
1. Беседа 21 на Деяния ...........................................................191
2. Златоуст и диптихи в ссылке и смерти..........................194
II. Позднейшие источники........................................................199
1. Поминовение Богородицы...............................................200
2. Константинопольский собор 518 года...........................203
3. Максим Исповедник..........................................................205
В. Литургические источники.........................................................207
I. Протеория .................................................................................208
II. Реликты диптихов в литургических источниках.............209
1. Версия Льва Тосканского ..................................................209
2. Списки евхологиев и диатаксисов ..................................212
III. Упадок диптихов ...................................................................215
1. Евхологии и диатаксисы ...................................................215
2. «Диптихи» Коцца-Луци....................................................219
IV. Итало-греческие диптихи...................................................220
V. Первопечатное издание мельхитского Кундака..............222
VI. Где возглашались диптихи почивших?............................225
VII. Экскурс: Богородичный ирмос «Достойно есть»..........226
Заключение .......................................................................................228
10
Стр.10
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА V
ВИЗАНТИЙСКИЕ ДИПТИХИ ЖИВЫХ: ИСТОРИЯ И
БОГОСЛУЖЕНИЕ ................................................................................231
А. Исторические источники..........................................................231
I. Иерархия 1: межцерковные поминовения между
патриархатами ............................................................................231
1. Ранний монофизитский спор..........................................232
2. Акакианская схизма (484-519)..........................................232
3. «Три главы» и II Константинопольский собор............236
4. Позднейшие источники: общение с Римом ................236
5. Развязка: Флорентийская уния (1439 г.).........................239
II. Иерархия II: межъепархиальные поминовения внутри
патриархата..................................................................................245
1. В Антиохийском патриархате.........................................245
2. В Константинопольском патриархате...........................246
III. Иерархия 3: местные епархиальные диптихи................248
IV. Поминовение государей......................................................250
B. Литургические источники.........................................................251
I. Начальный экфонезис предстоятеля..................................251
1. Textus receptus.....................................................................251
2. Итало-греческая особенность ..........................................257
3. Место экфонезиса ..............................................................258
II. Диаконские диптихи .............................................................259
1. Евхологические манускрипты.........................................259
a. Гроттаферрата Γβ IV...................................................261
b. Синай гр. 958 ..................................................................262
c. Оксфорд Bodleian Auct. E. 5. 13.................................262
d. Общепринятый текст...................................................262
2. Рукописи диаконикона.....................................................264
a. Синай гр. 1040.................................................................264
b. Париж гр. 2509 ...............................................................266
3. Латинская версия Льва Тосканского ..............................267
4. Диатаксисы ..........................................................................270
11
Стр.11
Р. Ф. ТАФТ ДИПТИХИ
a. Москва Синод гр. 381 (275)...........................................270
b. Ватикан гр. 573 ...............................................................271
c. Ватопед 133 (744) ...........................................................271
5. Первопечатное издание мельхитского Кундака..........272
III. Последующая обработка в архиерейском чине.............274
1. Древняя арабская версия ЗЛАТ......................................274
2. Архиератикон Гемиста......................................................276
3. Дневник архидиакона Павла Алеппского ....................278
4. «Проскинитарий» Арсения Суханова ...........................280
5. Диатаксис патриарха Афанасия III ................................282
6. Холмогорский Чиновник..................................................283
7. Московский Чиновник 1668 года ....................................284
IV. Усвоение «анафоры» архимандриту.................................284
V. Вариант восклицания καὶ πάντων καὶ πασών.................285
VI. Где провозглашались диптихи живых? ...........................286
Заключение .......................................................................................289
ЭКСКУРС: ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ ДИАКОНСКИХ ДИПТИХОВ
ЖИВЫХ...................................................................................................291
Аппарат.........................................................................................291
ГЛАВА VI
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ В ВИЗАНТИЙСКИХ ДИПТИХАХ: КТО,
ГДЕ И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ?..............................297
А. Кто поминался по имени в византийских диптихах? ........298
I. Диптихи живых........................................................................300
1. Иерархические особенности............................................300
2. Государи ...............................................................................302
II. Диптихи усопших ..................................................................303
1. Иерархия..............................................................................303
2. Государи ...............................................................................305
III. Включение соборов в диптихи. ..........................................307
IV. Другие имена в диптихах....................................................307
B. Исконное место и последовательность диптихов в
византийской литургии..................................................................310
12
Стр.12
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Иоанн Златоуст ........................................................................310
II. Максим Исповедник..............................................................313
III. Константинопольский собор 518 года..............................317
IV. Послание патриарха Иоанна II папе Гормизде.............320
V. Послание Иакова Эдесского ................................................322
Выводы................................................................................................324
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................327
ТАКСОНОМИЯ ДИПТИХОВ............................................................327
Место в чинопоследовании.......................................................328
Типы диптихов ............................................................................328
1. Иерархические диптихи...................................................331
2. Диптихи общения..............................................................331
3. Конфессиональные диптихи ...........................................332
4. Смешанные диптихи.........................................................333
Структурные особенности ........................................................334
1. Антиохия..............................................................................334
2. Иерусалим ...........................................................................334
3. Александрия........................................................................335
Почему диптихи?........................................................................335
Расцвет и упадок .........................................................................337
Пастырские размышления .......................................................341
УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ................................................................347
ОБЩИЙ УКАЗАТЕЛЬ.........................................................................361
13
Стр.13