Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №8 2013

0   0
Страниц16
ID227056
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №8 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227056 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 8 (129) август 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы 12+ PDF версию читайте на www.muzklondike.ru l музыка ПРЕМИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА l вокал l хореография l театр 23 июля 2013 года в Москве, в Президентском зале агентства «РИА-Новости», состоялось торжественное вручение дипломов российским номинантам на премию Союзного государства Беларуси и России в области литературы и искусства за 2013-2014 годы. <...> «Эта премия - ещё один важный элемент, который сближает Россию и Беларусь… Сейчас Экспертный совет стоит перед сложным выбором: среди 11 номинантов надо отобрать троих. <...> От России на премию претендуют девять кандидатов: народные артисты СССР Владимир Зельдин и Юрий Башмет, композиторы Владимир Беляев и Сергей Терханов, поэты Владислав Артёмов и Николай Третьяков, писатель Борис Костин, историк архитектуры Инесса Слюнькова, а также совместный проект коллектива художников ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина». <...> Начинается август, и у консерватории словно открывается «второе дыхание»: со всех концов земли сюда съезжаются участники Международной летней школы и, параллельно, начинает свой новый круг ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Собираем друзей». <...> ВАЛЕНТИН ЕЛИЗАРЬЕВ – ГОСТЬ АВГУСТОВСКОГО НОМЕРА l КОНКУРС-ДОЛГОЖИТЕЛЬ ПОСЛЕСЛОВИЕ ИЗ САРАТОВА l WOMAD ПО-РУССКИ КАК ЮНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ ПОКОРЯЛИ БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ ГРИШКОВЕЦ, «МГЗАВРЕБИ» И МЕГАПОЛИС-РЕГГИ l МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ АКВАДЖАЗ ОТ БУТМАНА l ОПЕРЕТТАLAND-2013 l КАРАВАН КУЛЬТУРЫ В ВОЛИНЕ www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО Н ТКЕ Владимирская общественность инициировала проведение в регионе Года Сергея Танеева. <...> Координатор Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная ассоциация <...>
Музыкальный_Клондайк_№8_2013.pdf
№ 8 (129) август 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты ПРЕМИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА PDF версию читайте на www.muzklondike.ru 12+ В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р 23 июля 2013 года в Москве, в Президентском зале агентства «РИА-Новости», состоялось торжественное вручение дипломов российским номинантам на премию Союзного государства Беларуси и России в области литературы и искусства за 2013-2014 годы. Эти дипломы, которые вручил номинантам Государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота, свидетельствуют о выдвижении на почётную награду. Основной критерий отбора соискателей премии, которая вручается раз в два года, — значимость вклада художественных произведений в укрепление отношений братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией. Осенью этого года Экспертный совет отберет из 11 номинантов, деятелей культуры и искусства России и Беларуси, трёх победителей, которым на Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» в 2014 году будут вручены премии Союзного государства. «Эта премия - ещё один важный элемент, который сближает Россию и Беларусь… Сейчас Экспертный совет стоит перед сложным выбором: среди 11 номинантов надо отобрать троих. Все - очень достойные, и я хочу им всем пожелать успеха», - сказал на церемонии вручения дипломов госсекретарь Союзного государства Г.А. Рапота. От России на премию претендуют девять кандидатов: народные артисты СССР Владимир Зельдин и Юрий Башмет, композиторы Владимир Беляев и Сергей Терханов, поэты Владислав Артёмов и Николай Третьяков, писатель Борис Костин, историк архитектуры Инесса Слюнькова, а также совместный проект коллектива художников ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» и ГУ «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина». От Беларуси на премию номинированы народный артист Беларуси художественный руководитель Национального академического народного хора им. Цитовича Михаил Дриневский и народные художники Беларуси Гавриил Ващенко и Иван Миско. Премия в области литературы и искусства вручается с 2002 года Высшим государственным советом Союзного государства. В предыдущие годы её обладателями становились российский актёры Алексей Петренко, Александр Калягин и Ростислав Янковский, композитор Александра Пахмутова, дирижёр Михаил Финберг и другие известные мастера культуры Беларуси и России. С творчеством кандидатов на премию можно познакомиться на сайте http://sobratstvo.ru/. Приглашаем всех принять участие в голосовании, которое продлится до 12 сентября 2013 года. Ваш голос может стать для них решающим! http://www.soyuz.by Фото Елены АЛЕКСАНДРОВОЙ «СОБИРАЕМ ДРУЗЕЙ» В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ! Собираем друзей, чтобы учиться слушать и слышать друг Не секрет, что в августе интенсивность культурной жизни Москвы резко снижается. Казалось бы, и в Московской консерватории должна наступить тишина: конец всем экзаменам, золотое время студенческих каникул и долгожданной передышки для педагогов. Но нет! Начинается август, и у консерватории словно открывается «второе дыхание»: со всех концов земли сюда съезжаются участники Международной летней школы и, параллельно, начинает свой новый круг ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Собираем друзей». Помнится, семь лет назад, перед первым фестивалем, мы судорожно листали страницы журналов, подбирая подходящую картинку для выражения идеи соборности этих самых друзей: мультяшные зверюшки с музыкальными инструментами, толпа пингвинов на льдине, стая птиц в небе – нет, не то… Вот! Пляшущие человечки, вышитые на деревенском полотенце – то, что надо! И похожие друг на друга – и такие разные, с общим, таким ответственным выражением лиц, и в стройном ряду чётко выполняют танцевальную фигуру во имя какого-то важного общего дела. друга и вместе крепить мосты взаимопонимания между нашими народами, чтобы Восток и Запад, Север и Юг встретились в одной точке и поняли: центр мира не в Риме, не в Париже, не в Пекине и не в Вашингтоне, а там, где встречаются друзья. Итак, совсем скоро в гостеприимном Рахманиновском зале, горячо любимом москвичами за его уникальную акустику и особую доброжелательную атмосферу, зазвучат мелодии разных времён и народов. Открытие фестиваля 1 августа порадует любителей фортепианной музыки программой «Молодые таланты Гранады». Интересно, что его участники — Герман Гарсиа-Перес, Элой Гарсиа-Перес и Хуан Эльвира-Маркес — восприняли влияние советской пианистической школы через своих педагогов Андрея Резника и Александра Канделаки — выпускников Московской и Тбилисской государственных консерваторий. Ещё одна классическая фортепианная программа (Бетховен, Шопен, Шуберт) будет представлена 26 августа аспирантом Московской консерватории, учеником профессора Элисо Вирсаладзе Александром Шайкиным. Продолжение на 6 стр. ВАЛЕНТИН ЕЛИЗАРЬЕВ – ГОСТЬ АВГУСТОВСКОГО НОМЕРА l КОНКУРС-ДОЛГОЖИТЕЛЬ ПОСЛЕСЛОВИЕ ИЗ САРАТОВА l WOMAD ПО-РУССКИ КАК ЮНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ ПОКОРЯЛИ БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ ГРИШКОВЕЦ, «МГЗАВРЕБИ» И МЕГАПОЛИС-РЕГГИ l МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ДЕТИ АКВАДЖАЗ ОТ БУТМАНА l ОПЕРЕТТАLAND-2013 l КАРАВАН КУЛЬТУРЫ В ВОЛИНЕ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С МИРУ ПО Н ТКЕ Валентин Елизарьев: Владимирская общественность инициировала проведение в регионе Года Сергея Танеева. Координатор Владимирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная ассоциация «Медиакратия» Юрий Борисов и директор ГБУК «Центр классической музыки», главный дирижер Владимирского Губернаторского симфонического оркестра Артём Маркин обратились с открытым письмом к врио Губернатора Владимирской области Светлане Орловой. В обращении говорится: «В 2015 году исполняется 100 лет со дня смерти родившегося во Владимире выдающегося композитора, музыкального мыслителя, «отца» русской музыки XX века Сергея Ивановича Танеева. Его имя навсегда вписано «золотыми буквами» в историю Московской Государственной Консерватории, которую он возглавлял с 1885 по 1889 годы. Танеев – связующее звено русской музыки XIX и XX веков: ученик Петра Чайковского и учитель Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Николая Метнера, Николая Мясковского. Не случайно русский композитор и дирижёр Александр Глазунов назвал Сергея Танеева «мировым учителем». Предлагаем объявить 2015 год во Владимирской области – годом Сергея Танеева, почтив память великого земляка и сделав Владимирскую область одним из музыкальных центров страны. В поддержку инициативы могут высказаться все желающие, оставив свою подпись на странице: http://vgso.ru До 1 сентября 2013 года ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества» проводит Всероссийский конкурс на создание либретто для музыкально-поэтического произведения «За землю русскую» по мотивам памятника русской словесности «Слово о полку Игореве» для постановки в условиях ландшафтного театра. Произведения на конкурс подаются и высылаются с пометкой «В организационный комитет конкурса на создание музыкально-поэтического произведения (либретто) «За землю русскую» по мотивам памятника русской словесности «Слово о полку Игореве» по адресу: 308006, г. Белгород, ул. Широкая, 1. ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества». E-mail: bgcnt@rambler.ru Контактные телефоны: (4722) 21-34-24, 21-73-29 29 августа - 4 сентября 2013 года в Удмуртии состоится I Международный Бурановский фестиваль народной культуры. Фестиваль направлен на поддержку творческих коллективов, самобытных исполнителей-носителей традиционной народной культуры, интерес к которой ещё раз доказал своим участием на конкурсе «Евровидение – 2012» фольклорный коллектив «Бурановские бабушки» села Бураново Малопургинского района. В Фестивале принимают участие аутентичные ансамбли, молодёжные фольклорные коллективы, отдельные исполнители, представляющие аутентичный сценический фольклор и современные направления этнической вокальной и инструментальной музыки, из регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Всего в нём примут участие более 350 человек. Заявки на участие в Фестивале поступили из Нижегородской, Кировской, Оренбургской областей, Республик Башкортостан, Татарстан, Чувашии, Карелии, г. Липецк, г. Омск. Среди зарубежных участников творческие коллективы из Португалии, Китая, Кореи, Эстонии. http://kultura.udmurt.ru В рамках III международного фестиваля «Ростовское действо» 30 августа состоится премьера сюиты современного композитора Андрея Дойникова для симфонического оркестра, смешанного и детского вокальных ансамблей, трёх женских голосов и солистов. Это произведение написано к 130-летию музея «Ростовский кремль». Сюита основана на текстах Св. Димитрия Ростовского о Богородице. Три раздела произведения - три ступени, о которых говорит Св. Димитрий во «Втором поучении на праздник Успения Пресвятой Богородицы месяца августа, в 15 день». Музыка сюиты – неповторимое сочетание древней духовной и фольклорной традиции, симфонической классики и современных стилей джаза и фьюжн. Произведение будет исполнено на открытом воздухе, в архитектурных декорациях XVII века. Музыка сюиты – неповторимое сочетание древней духовной и фольклорной традиции, симфонической классики и современных стилей джаза и фьюжн. Произведение будет исполнено на открытом воздухе, в архитектурных декорациях XVII века. http://www.rostmuseum.ru - Ваше имя, Валентин Николаевич, ассоциируется с Белорусским театром оперы и балета. Вы коренной минчанин? - Нет. Национально я, если так можно сказать, советский человек. Мой папа русский, мама украинка. Они познакомились и поженились во время войны в Сочи. В этот город мама с братьями бежала с Украины, там она окончила школу. Папа, который был тяжело ранен в самые первые дни войны, находился в Сочи на лечении. Сразу после войны его послали в Баку, где в 1947 году я родился. Ребенком уехал учиться в Ленинград, а по окончании учебы в моей жизни возник Минск – город, с которым связана вся моя дальнейшая судьба и где прошла практически половина моей жизни. - Когда почувствовали призвание к хореографии? - Этим делом начал заниматься рано. Пробовал еще в Ленинградском хореографическом училище, и это меня очень увлекало. А к моменту окончания училища твердо решил, что мне интереснее сочинять, чем танцевать. - Но учиться Вы начали все-таки на танцовщика. - Так начинают все. Хореографы, которые не имеют базовой подготовки, остаются в модерне, где такая подготовка не очень нужна. Между сферами классического балета и модерна, образно говоря, односторонняя «проводимость»: те, кто занимается классической хореографией, могут легко освоить модерн, а занимающиеся только модерном в классику не переходят никогда. - Итак, серьезно осваивать профессию хореографа Вы начали уже после Вагановского училища. - К моменту моего окончания училища в 1967 году выдающийся балетмейстер и педагог Игорь Бельский набирал курс на балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории. На этом курсе я занимался вместе с известными артистами, в том числе и из Мариинского театра. Из четырнадцати человек курс окончили только четверо, остальные по разным причинам отсеялись. Еще студентом я стал лауреатом всесоюзного конкурса хореографов, а к 27 годам был уже достаточно образованным человеком. В этом возрасте я получил Большой театр в Минске, где была проблема с главным балетмейстером. 35 лет я отдал беззаветному служению белорусскому балету, в котором, хочется думать, что-то удалось сделать. Дослужился до звания народного артиста СССР. С болью думаю о распаде Советского Союза. Это была великая, огромная страна, где люди везде чувствовали себя как дома. - В Минске Вы поставили более двух десятков балетов и еще более десяти – за рубежом. Какие из этих работ считаете наиболее важными? - Во-первых, это «Тиль Уленшпигель». А еще «Страсти» - балет о легендарном историческом персонаже Рогнеде - первой жене киевского князя Владимира. Рогнеда родилась в Полоцке Великом, а так как это белорусская земля, мой спектакль в Белоруссии почитается национальным. Впрочем, в Х - ХI веках, когда разворачивается действие балета, еще не было никаких национальностей, а были мелкие русские княжества. - Как Вы относитесь к советскому балетному наследию? - В нашей стране было много прекрасных хореографов, которые создали наш советский балет. Его лучшие образцы соответствуют самым высоким стандартам. Многие советские балеты на музыку Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича давно стали классикой жанра. Практически № 8 август 2013 2 «Если театр не будет рождать новые спектакли, новые имена артистов и хореографов – это тупик» Народный артист СССР Валентин Елизарьев в 26 лет стал главным балетмейстером Белорусского академического театра оперы и балета. В течение 35 лет он возглавлял балетную труппу театра и не случайно считается создателем современного белорусского балета. Интервью с Валентином Елизарьевым записано в Москве во время XII Международного конкурса артистов балета и хореографов, членом жюри которого он являлся. каждый известный балетмейстер – Захаров, Вайнонен, Лопухов, Лавровский – оставил свой след в истории отечественного балета. Кстати, я хорошо знал Чернышева, который много лет руководил куйбышевской балетной труппой. Сохранилось ли в репертуаре театра что-нибудь из его наследия? - К сожалению, уже нет. Уникальный чернышевский «Щелкунчик» держался в репертуаре Самарского театра в течение нескольких десятилетий. Кстати, что побуждает Вас ставить новые балеты? - Это странный вопрос. Если речь идет о настоящем хореографе, то для него ставить – это значит реализовать свою потребность высказываться при помощи хореографии. И если человеку есть что сказать, рождается балет, который не оставляет зрителей равнодушными. Если же сказать нечего, он начинает цепляться за что угодно, лишь бы остаться на должности. - Что побудило Вас в свое время взяться за руководство Белорусским оперным театром? - После распада СССР произошло разделение нашего театра на два самостоятельных коллектива: оперный и балетный. Я был руководителем академического театра балета. Теперь все снова вернулось на круги своя: объединенным театром легче управлять. Но в творческом плане лучше, когда коллективы существуют самостоятельно: у них разные системы образности, выразительных средств. В балете это пластика, тело, в опере – пение, голос. Конечно, нас объединяют музыка и сцена, но мы абсолютно разные. - Сегодня, наверное, ставить новые балеты труднее: создается впечатление, что в хореографии все уже давным-давно изобретено. - Думаю, это не совсем так. А труднее ли ставить балеты сегодня, не знаю. Должна быть внутренняя потребность этим заниматься. Ты или поэт и хочешь писать стихи, или не поэт и не хочешь этим заниматься. Лично я избрал эту профессию в детстве и иду с ней по жизни. Для меня это естественная форма существования. - Как бы Вы оценили нынешнее состояние хореографии на постсоветском пространстве? - К сожалению, в России мне никогда не приходилось бывать дальше Москвы и Санкт-Петербурга. Гораздо чаще меня приглашают за границу. Я присутствую в жюри практически всех международных балетных конкурсов. - Есть ли, на Ваш взгляд, в России хорошие хореографы? - Сейчас трудное время. В наших театрах на западный манер скопировали систему худруков, которые практически ничего не делают, выполняя функции заведующих труппами, администраторов. Для них главное – вывезти себя и труппу за рубеж. Задачи создания новых спектаклей, работы с композиторами не стоят. Теперь композиторам никто не заказывает балеты, как раньше. Это очень грустная история, полнейший застой. Только творческая личность, создающая репертуар, может вывести театр на интересные позиции и только вокруг такой личности формируется интересная творческая труппа. А сейчас везде, в том числе в Большом и Мариинском театрах, система менеджеров. На ведущее положение в труппы стало модным приглашать танцовщиков с Запада. Для нас они в новинку, а на Западе о них, возможно, давно забыли. Там тоже искусство не намазано медом и не так много подлинных талантов. Зато есть хорошая реклама. К тому же они питаются нашими кадрами. В Европе давно нет даже самой маленькой труппы, в которой не танцевали бы солисты из России. Точно такая же ситуация и у нас в Минске. Мы существуем абсолютно автономно, но без России – никуда. Здесь наши братья и по крови, и по языку. - Как Вам живется сейчас в Белоруссии? - После того как четыре года назад я ушел из оперного театра, туда даже не заходил. Я от него устал. Сейчас я вольный художник. Регулярно ставлю за рубежом, преподаю в академии. Студентов у меня немного - по два человека на каждом курсе. Но Белоруссии больше и не нужно: в республике всего два музыкальных театра, и оба находятся в Минске. -Нынешний московский конкурс показал, что искусство балета все-таки продолжает жить. - Безусловно. Основная масса участников была очень хорошо подготовлена технически. Если лет сорок назад какое-то движение делал один человек, то сейчас его делают практически все. И много творчески интересных людей. Из тех, кто прошел на второй и третий туры, можно тут же собрать потрясающую труппу: такие красивые, хорошо обученные парни и девочки. И если будут хорошие педагоги, мы, конечно же, сохраним уровень нашего балета. Мне кажется, русский балет продолжает держать марку. Но большая беда: сегодня в нем нет лидеров. Раньше в одном только Большом театре было несколько видных хореографов, которые создавали новые произведения, работали с композиторами. Конечно, не все балеты имели сумасшедший успех, этого никто не мог гарантировать, однако целенаправленная работа давала очень много. Сейчас ничего этого нет, предпочитают выдергивать «новинки» 20 – 30-летней давности с Запада. Так быть не должно. Если театр не будет рождать новые спектакли, новые имена артистов и хореографов, - это тупик. - Сейчас все большее распространение получает contemporary dance. - Скоро и это надоест… Беседовал Валерий ИВАНОВ, лауреат Губернской премии и премии Фонда Ирины Архиповой Фото Юрия ПОКРОВСКОГО www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА»
Стр.2
www.muz klon di ke.ru КОНКУРСЫ… КОНКУРСЫ… IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ «Этот праздник музыки и мастерства – большое событие для профессионалов и истинных ценителей оперы. И, прежде всего, - для тех, кто только начинает творческий путь, и стремиться воплотить в жизнь свои планы и мечты». Президент Российской Федерации В.В.Путин С 24 по 31 августа в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича пройдет Девятый Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Более 100 участников из разных стран мира – США, Австралии, Австрии, Франции, Латвии, Литвы, Болгарии и других стран - будут стремиться получить путевку на большую сцену от величайших мастеров вокального искусства. Среди членов жюри – звезды мировой оперной сцены Тамара Синявская (Россия), Эва Мартон (Венгрия), Хуан Понс (Испания), Витторио Терранова (Италия), Ричард Бонинг (Австралия), Маквала Касрашвили (Россия), Бруно Пратико (Италия), а также выдающиеся деятели культуры и искусства Лариса Гергиева (Россия), Сабино Леночи (Италия), Мигель Лерин (Испания). Жюри возглавляет Елена Образцова. В этом году исполняется 50 лет ее творческой деятельности. В 1963 году, будучи студенткой 3 курса консерватории, была зачислена в труппу Большого театра. Торжественное открытие конкурса состоится 24 августа. На одну сцену Большого зала филармонии выйдут мастера оперного искусства Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Хуан Понс (Испания), Бруно Пратико (Италия), Кан Хасегава (Япония), Ольга Пудова, а также лауреаты премии Фонда Елены Образцовой – Оксана Зубко и юная Анна Эль-Хашем. В первом (отборочном) туре, который пройдет с 25 по 27 августа, конкурсанты исполнят две арии из опер, во втором туре (28-29 августа) – два камерно-вокальных сочинения русских и зарубежных композиторов. В программе третьего, финального тура, который состоится 31 августа, - исполнение 2-х арий в сопровождении симфонического оркестра. В этот день станут известны лауреаты конкурса. Гран-при конкурса составляет 12 000 Евро, первая премия - 10 000 Евро, вторая премия - 5 000 Евро, третья премия - 3 000 Евро. Участники третьего тура, не ставшие лауреатами, получат дипломы конкурса и премию в размере 500 евро. Предполагаются также специальные призы и премии, в том числе Премия Елены Образцовой. Торжественное закрытие конкурса пройдет 31 августа в Большом зале филармонии при участии Оркестра Государственного Эрмитажа. Дирижер – Джузеппе Саббатини (Италия). В Большом зале филармонии с 24 августа в рамках конкурса Елены Образцовой пройдет выставка художественных работ Тумана Жумабаева, посвященная 50-летию творческой деятельности Елены Образцовой. Сайт конкурса www.obraztsova.org Сайт Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» www.fondobraztsovoy.ru МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВОКАЛИСТОВ ИМ.М.И.ГЛИНКИ В декабре нынешнего года конкурс вокалистов имени М.И.Глинки пройдет в двадцать пятый раз в Москве. История этого певческого состязания-биеннале преодолела пятидесятилетний рубеж. И конкурс прочно занял свое место среди певческих турниров - «долгожителей» не только России, но и всего мира. Но не только факт активного долголетия (в конкурсе традиционно принимает участие от 170 до чуть более 200 певцов) определяет то особое место, которое занимает глинковский конкурс среди великого множества всевозможных музыкальных и вокальных состязаний. Лицо конкурса имени Глинки, вне всякого сомнения, определила творческая личность исключительного масштаба, высочайшего профессионального и нравственного достоинства – Ирина Константиновна Архипова, которая возглавляла жюри на протяжении более чем сорока лет. Именно благодаря ее руководству сложился заслуженный авторитет глинковского соревнования, которому, несмотря на огромное количество новых конкурсов с внушительными призовыми фондами, продолжают доверять молодые профессионалы. Программа конкурса достаточно сложна и объемна, особенно второй тур, на котором исполняется почти целое концертное отделение, причем из разноплановых произведений. Этому есть объяснение, и не одно. Во-первых, Ирина Константиновна считала, что конкурс – это прежде всего школа, и процесс подготовки программы для молодых исполнителей должен быть определенной ступенью творческого и профессионального роста. Во-вторых, кредо глинковского конкурса – это сохранение традиций той самой русской исполнительской вокальной школы, существование которой почему-то все время подвергается сомнению, несмотря на обилие российских фамилий на афишах самых разных оперных театров. Кстати, самые «топовые» из них как раз являются лауреатами конкурса Глинки – и Бородина, и Хворостовский, и Нетребко, и Гулегина, и братья Абдразаковы, и многие другие, включая совсем новое поколение тех, кто уверенно завоевывает ведущее положение на мировых сценах – Альбина Шагимуратова, Елена Манистина, Дмитрий Корчак и опять же многие другие. Поэтому, наряду с оперной, камерной вокальной музыке уделяется большое внимание. Ведь постоянное обращение оперных певцов к романсовой литературе, отсутствие четкого деления на оперных и камерных исполнителей – это черта, присущая как раз российской школе. Исполнение классических вокальных миниатюр имеет огромное значение для профессионального совершенствования молодых певцов, их внимания к поэтическому слову, искусству интонации, фразировки, драматической выразительности пения, стилевой чуткости исполнения. И тут, разумеется, в число обязательных входят романсы Глинки – и на первом, и на втором турах. Обязательной является и ария из классической оперы русского композитора в строгом соответствии с перечнем, обозначенным в условиях конкурса. Конкурс оправдывает свое название – имя великого Глинки определяет приоритет русской музыки, и конкурс служит ее пропаганде, популяризации, продвижению. Веяние времени – на последних конкурсах в числе обязательных заявлено произведение, написанное не ранее 1975 года. Умение исполнять современную музыку – важная составляющая профессионального мастерства. Разумеется, представлены в 3 № 8 август 2013 программе старинная ария, народная песня a’capella, развернутые арии из классических опер, русской и западноевропейской. Ирина Константиновна Архипова заложила еще одну традицию глинковского конкурса – редчайшую прозорливость его жюри, умение услышать и оценить именно потенциал молодого певца. Это ценное качество базируется не только на высоком профессионализме жюри, но и на его объективности и доброжелательности. «Мы продолжаем судить только по «живому» исполнению, - говорит председатель жюри Владислав Пьявко. – Считаем, что это намного более объективно. И, что очень важно, абсолютно прозрачно – вот конкурсант, вот жюри. Покажи нам, что ты можешь, вот здесь и сейчас. И ты видишь людей, которым поешь, ты узнаешь их мнение. Кстати, все члены жюри после прослушиваний открыты для общения, певцы могут услышать их замечания. Кроме того, молодые певцы во время конкурса слушают и друг друга, это тоже очень полезно. Ведь конкурс – это не только и не столько соревнование, это прежде всего школа». В составе жюри ХХV Международного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки – Тамара Синявская, Елена Зеленская, Ольга Кондина, Елена Савельева, Петр Скусниченко, Феликс Коробов, Владимир Чернов (Россия), Джузеппе Пасторелло (Италия), Адриан Холлендер (Австрия). Анна АЛЕКСАНДРОВА Прием заявок и документов до 30 сентября 2013 года, конкурсные прослушивания со 2 по 12 декабря, церемония награждения 13 декабря. www.glinka-contest.ru Международный конкурс молодых оперных певцов, учрежденный Еленой Образцовой, впервые состоялся в сентябре 1999 года в Санкт-Петербурге. Тогда в адрес организационного комитета поступило более 350 заявок. К участию были допущены 176 певцов из 25 стран мира. Конкурс имел большой успех и с тех пор проходит каждые два года. Конкурс получил личную поддержку Президента РФ Владимира Путина, который, по уже сложившейся традиции, обращается с приветственным словом к его участникам. Начиная с первого конкурса, в жюри входят выдающиеся оперные певцы и дирижеры. Среди членов жюри в разные годы были музыканты, ставшие легендой оперной сцены: Тереза Берганса, Федора Барбьери, Ричард Бонинг, Рената Скотто, Джоан Сазерленд, Криста Людвиг, Эва Мартон и др. Победители конкурсов сегодня поют в спектаклях Ла Скала, Метрополитен-Опера, Венской Оперы, Королевской Оперы «Ковент-Гарден» и других самых престижных в мире театров. Среди них: Ильдар Абдразаков, Любовь Петрова, Юлия Лежнева, Ольга Пудова, Роман Бурденко, Даниил Штода, Динара Алиева и др. Конкурс приобрел высокую репутацию в вокальном мире и входит в Международную оперную ассоциацию конкурсов. Генеральные партнеры: Группа «Магнезит», компания «Герофарм», Гранд- Отель «Европа», телеканал «СТО». Партнеры: Константиновский фонд, Инвестиционно - строительная компания «ЕВРОСТРОЙ», Большой Гостиный Двор, S.Pellegrino & Acqua Panna, Издательство «ВИТА НОВА», арт - бюро TRIDVORNOVA, компания «Inesse M», Ресторан Buddha-Bar, Евросиб Лахта и Евросиб Сервис (официальные дилеры BMW), Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы. www.artcen ter.ru
Стр.3