1
ISSN 2305-1663
ВЕСТНИК
ИШИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМ. П. П. ЕРШОВА
№ 5(17) / 2014 Серия «Педагогика и психология»
Журнал издается
с 2012 года
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-49979
от 06 июня 2012 г.
Главный редактор (ректор «ИГПИ
им. П.П. Ершова») С.П. Шилов,
профессор, доктор исторических наук.
Зам. главного редактора (председатель
научно-редакционного совета)
Л.В. Ведерникова, профессор, доктор
педагогических наук.
Ответственный редактор
О.А. Поворознюк, доцент, кандидат
педагогических наук.
Редакционная коллегия серии
«Педагогика и психология»
Н. В. Дмитриева, профессор, доктор
психологических наук (Новосибирск),
Н. В. Ипполитова, профессор, доктор
педагогических наук (Шадринск),
Л. А. Шипилина, профессор, доктор
педагогических наук (Омск),
Л. А. Мокрецова, профессор, доктор
педагогических наук (Бийск),
З. И. Колычева, профессор, доктор
педагогических наук (Тобольск),
И. В. Манжелей, профессор, доктор
педагогических наук (Тюмень),
О. Ю. Елькина, профессор, доктор
педагогических наук (Новокузнецк).
.
Научно-редакционный совет журнала
Т. С. Лукошкова, доцент, кандидат
педагогических наук,
З. Я. Селицкая, доцент, кандидат
филологических наук,
Л. И. Каташинская, доцент, кандидат
биологических наук,
Е. В. Ермакова, доцент, кандидат
педагогических наук,
Е. П. Горохова, заведующий
издательским отделом,
Л. Б. Гудилова, начальник отдела ИБО,
В. В. Панин, кандидат филологических
наук,
Е. И. Попова, доцент, кандидат
педагогических наук,
А. И. Куляпин, профессор, доктор
филологических наук,
С. Н. Синегубов, профессор, доктор
исторических наук,
О. А. Поворознюк, доцент, кандидат
педагогических наук,
И. К. Цаликова, доцент, кандидат
филологических наук,
А. Ю. Левых, доцент, кандидат
биологических наук,
С. А. Еланцева, доцент, кандидат
психологических наук.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Статьи
Профессиональная подготовка студентов
педагогических вузов
Фроловская М.Н. ................................................. 4
Высшая педагогическая школа: от объяснения
– к пониманию
Ипполитова Н.В. ................................................. 10
Личностный аспект профессиональной
подготовки будущих учителей как педагогическая
система
Ведерникова Л.В., Бырдина О.Г. ........................ 16
Траектории становления и развития
профессионально-ценностного самоотношения
студентов педвуза
Стенякова Н.Е., Кудряшова О.В. ...................... 23
Проблема актуализации личностного потенциала
студентов-психологов в процессе
профессиональной подготовки
Ефимова Е.А. ....................................................... 26
Условия творческого саморазвития будущего
учителя
Колычева З.И. ...................................................... 30
Развитие гуманитарного мышления педагога
Егорова Г.И. ......................................................... 40
Интеллектуальная культура обучающегося вуза
– основа менталитета российской нации
Киричук У.Н. ......................................................... 47
Исследовательская культура студента как
педагогическая категория
Кипина О.А. .......................................................... 51
Акмеологический подход в процессе организации
педагогической практики студентов
Пахотина С.В., Цаликова И.К. ........................... 55
Самостоятельная работа студентов вузов как
средство повышения уровня владения
иностранным языком
Панфилова О.В. .................................................. 60
Теоретико-методическое обоснование
проведения адаптационного тренинга в
студенческой группе первокурсников
Севернюк Н.В. ..................................................... 64
Подготовка к здоровьесберегающей
деятельности учителей начальных классов как
педагогическая проблема
Болтунова Г.М. .................................................... 69
Подготовка студентов – бакалавров к
разрешению конфликтов в образовательном
процессе ДОУ
Теория и практика общего образования
Стерхова Н.С. .................................................... 73
Обеспечение доступных возможностей развития
познавательной активности обучающихся
первой образовательной ступени сельской
школы
Савкина Н.Г. ......................................................... 79
Педагогическая поддержка леворуких
первоклассников в процессе образования
Frolovskaya M.N. .................................................. 4
Higher teachers training school: from explanation to
understanding
Ippolitova N.V. ....................................................... 10
A personal aspect of professional training of
teachers-to-be as a pedagogical system
Vedernikova L.V., Byrdina O.G. ............................ 16
The trajectory of forming and developing a valueprofessional
self-attitude of students at a teachers
training higher educational institution
Stenyakova N.Ye, Kudryashova O.V. .................... 23
The problem of actualizing individual potential of
students studying Psychology in the process of
professional training
Yefimova Ye.A. ...................................................... 26
The conditions of creative self-development of a
teacher-to-be
Kolycheva Z.I. ....................................................... 30
The development of a humanitarian thinking of an educator
Yegorova G.I. ........................................................ 40
Intellectual culture of students in a higher education
institution as a basis of the mentality of the Russian nation
Kirichuk U.N. ......................................................... 47
Research culture of students as a pedagogical
category
Kipina O.A. ............................................................ 51
Acmeological approach in the process of organizing
pedagogical practice of students
Pahotina S.V., Tsalikova I.K. ................................. 55
Independent work of students in higher educational
institutions as a means of improving the foreign
language competence
Panfilova O.V. ....................................................... 60
Theoretical-methodical grounds of holding an
adaptation training in a group of first-year students
Severnyuk N.V. ...................................................... 60
Training primary school teachers“ readiness for
carrying out health protecting activities as a
pedagogical problem
Boltunova G.M. ..................................................... 69
Training Bachelor students for conflict resolution in
an academic process of a preschool educational
institution
The theory and practice of general education
Sterhova N.S. ........................................................ 73
Providing accessible possibilities of the development
of pupils“ cognitive activity on the first stage of
education at rural schools
Savkina N.G. ......................................................... 79
Pedagogical support of left-handed school pupils of
the first form in the process of education
Research Papers
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.2
3
Еланцева С.А. ...................................................... 84
Исследование образа психолога образования в
представлениях субъектов образования
Неволина В.А. ...................................................... 88
Мультикультурное образование: современный
подход к воспитанию на народных традициях
Реализация Федеральных государственных
образовательных стандартов в системе
непрерывного образования
Насырова М.Б. ..................................................... 94
Образовательная среда как фактор
эффективности профессиональнопедагогической
подготовки будущего педагога в
условиях перехода на новые образовательные
стандарты
Фроловская М.Н. ................................................. 98
Воспитание авторской позиции будущего
педагога
Лукошкова Т.С. .................................................. 103
Формирование познавательных универсальных
учебных действий учащихся на уроках русского
языка (на примере изучения темы «Склонение
количественных числительных»)
Павлова Л.А. ...................................................... 109
Реализация компетентностного подхода на
уроках в начальной школе
Поворознюк О.А., Талалаева И.Ю. .................. 114
Оценка планируемых результатов школьников в
системе начального общего образования
Слизкова Е.В., Щеголева Т.Н. .......................... 119
Совместная деятельность вуза и школы в
аспекте реализации стандартов нового
поколения
Попова Е.И. ........................................................ 123
Воспитание уважительного отношения к
семейным традициям у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Особенности девиантного поведения
личности
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. .................... 129
Особенности девиантного поведения женщин,
занимающихся проституцией
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. .................... 134
Психодинамические механизмы формирования
девиантного поведения (на примере алкогольной
аддикции)
Хроника научных изданий
Васягина Н.Н. ..................................................... 142
Особенности восприятия информации у детей
старшего дошкольного и младшего школьного
возраста с учетом ведущего полушария:
монография. – Ишим: Изд-во ИГПИ
им. П.П. Ершова, 2013.
Сведения об авторах..................................... 144
Yelantseva S.A. ..................................................... 84
The research of the image of an educational
institution psychologist regarded by subjects of
education
Nevolina V.A. ......................................................... 88
Multicultural education: a modern approach to the
education based on folk traditions
The realization of the Federal State Educational
Standards in the system of uninterrupted
education
Nasyrova M.B. ....................................................... 94
Educational environment as a factor of effectiveness
of professional pedagogical training of teachers-tobe
in the process of transition to new educational
standards
Frolovskaya M.N. .................................................. 98
Bringing up an original position of a teacher-to-be
Lukoshkova T.S. ................................................. 103
Forming universal cognitive scholastic actions of
pupils at the lessons of the Russian Language (on
the example of studying the unit “Declension of
cardinal numerals”)
Pavlova L.A. ........................................................ 109
Realizing competence approach at the lessons in
primary school
Povoroznyuk O.A., Talalayeva I.Yu. .................... 114
Assessing the planned results of schoolchildren in
the system of elementary general education
Slizkova Ye.V., Scchegoleva T.N. ....................... 119
Concerted actions of a higher educational institution
and school in the aspect of the realization of the new
standards
Popova Ye.I. ........................................................ 123
Bringing up a respectful relation to family traditions
of children of senior preschool age in conditions of
a preschool educational establishment
Peculiarities of deviant personal behavior
Korolenko C.P., Dmitriyeva N.V. ......................... 129
The peculiarities of deviant behavior of women
dealing with prostitution
Korolenko C.P., Dmitriyeva N.V. ......................... 134
Psycho-dynamic mechanisms of the formation of
deviant behavior (on the example of an alcohol
addiction).
The Chronicles of Scientific Publications
Vasyagina N.N. .................................................... 142
Peculiarities of perceiving information by children of
senior preschool age considering the leading
hemisphere: a monograph/ Published by the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute in 2013.
About our Contrubutors ................................ 144
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.3
144
144
ABOUT OUR CONTRUBUTORS
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
1. Болтунова Г.М. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Boltunova G.M. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior lecturer of the
chair of pedagogical science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
2. Бырдина О.Г. – канд. педагог. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Byrdina O.G. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior lecturer of the
chair of pedagogical science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
3. Васягина Н.Н. – доктор психол. наук, профессор, зав кафедрой психологии
образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
Vasyagina N.N. – the Doctor of Science (Psychology), a professor, the head of the Chair of
Psychology of Education of Urals State University, Yekaterinburg.
4. Ведерникова Л.В. – доктор педагог. наук, профессор, проректор по научной и
инновационной деятельности ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Vedernikova L.V. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor, a vise principal
on science and innovative activity of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
5. Дмитриева Н.В. – доктор психол. наук, профессор кафедры психологии личности и
спец. психологии Новосибирского государственного педагогического университета, г.
Новосибирск.
Dmitriyeva N.V. – the Doctor of Science (Psychology), a professor of the Chair of Personal
Psychology and Special Psychology of Novosibirsk State Teachers Training University,
Novosibirsk.
6. Егорова Г.И. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и
социального образования Тобольской государственной социально-педагогической
академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.
Yegorova G.I. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the chair of
pedagogical science and social education of the Tobolsk Mendeleyev State Social Pedagogical
Academy, Tobolsk.
7. Еланцева С.А. – канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Yelantseva S.A. – the Candidate of Science (Psychology), an associate professor, the
Head of the chair of Psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
8. Ефимова Е.А. – канд. педагог. наук, старший преподаватель кафедры социальной
и дошкольной педагогики и методики их преподавания ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Yefimova Ye.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), a senior lecturer of the
chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
9. Ипполитова Н.В. – доктор педагог. наук, профессор, заведующая кафедрой
профессионального педагогического образования Шадринского государственного
педагогического института, г. Шадринск.
Ippolitova N.V. – the Doctor of Science (Psychology), a professor, the head of the Chair of
Professional Pedagogical Education of the Shadrinsk State Teachers Training Institute,
Shadrinsk.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.144
145
10. Кипина О.А. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Kipina O.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor of
the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
11. Киричук У.Н. – аспирант кафедры педагогики Ишимского государственного
педагогического института им. П.П. Ершова, г. Ишим
Kirichuk U.N. – a post graduate student of the Chair of pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
12. Колычева З.И. – доктор педагог. наук, профессор кафедры химии, бжд, ТиМП
Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева,
г. Тобольск.
Kolycheva Z.I. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the chair of
theory and methods of training Chemistry and Safety of Vital Functions of the Tobolsk
Mendeleyev State Social Pedagogical Academy, Tobolsk.
13. Короленко Ц.П. – доктор мед. наук, профессор кафедры психиатрии Новосибирского
медицинского университета, член-корр. СО РАН высшей школы, г. Новосибирск.
Korolenko C.P. – the Doctor of Science (Medicine), a professor of the chair of Psychiatry of
Novosibirsk State Medical University, a correspondent member of the Northern Department of
the Russian Academy of Sciences of Higher Education, Novosibirsk.
14. Кудряшова О.В. – старший преподаватель кафедры прикладной психологии
педагогического института им. В. Г. Белинского при ФГБОУ ВПО «Пензенский
государственный университет», г. Пенза.
Kudryashova O.V. – a senior instructor of the chair of Applied Psychology of the Belinsky
Teachers Training Institute of Penza State University, Penza.
15. Лукошкова Т.С. – канд. педагог. наук, доцент кафедры филологии и культурологии
ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Lukoshkova T.S. – the Candidate of Science (Philology), an associate professor of the
Chair of Philology and Cultural Studies of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute
16. Насырова М.Б. – д-р пед. наук, профессор кафедры общей педагогики
Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург.
Nasyrova M.B. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the chair of
General Pedagogical Science of Orenburg State Teachers Training University, Orenburg.
17. Неволина В.А. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Nevolina V.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor of
the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
18. Павлова Л.А. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Pavlova L.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor of
the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim Ershov
State Teachers Training Institute.
19. Панфилова О.В. – канд. педагог. наук, доцент кафедры психологии ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.145
146
146
Panfilova O.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of Psychology of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
20. Пахотина С.В. – канд. педагог. наук, доцент кафедры иностранных языков ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Pahotina S.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of foreign languages of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
21. Поворознюк О.А. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики
и педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Povoroznyuk O.A. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate
professor of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
22. Попова Е.И. – канд. педагог. наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики
и педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Popova Ye.I. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor,
the head of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
23. Савкина Н.Г. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Savkina N.G. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
24. Севернюк Н.В. – аспирант кафедры педагогики Ишимского государственного
педагогического института им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Severnyuk N.V. – a post graduate student of the Chair of pedagogical science of the
Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
25. Слизкова Е.В. – канд. педагог. наук, доцент кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Slizkova Ye.V. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the chair of social pedagogical science and infantile pedagogical science of the Ishim
Ershov State Teachers Training Institute.
26. Стенякова Н.Е. – канд. педагог. наук, доцент кафедры педагогики и психологии
профессионального образования педагогического института им. В. Г. Белинского при
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Stenyakova N.Ye. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate
professor of the chair of Pedagogical Science and the Psychology of Professional Training of
the Belinsky Teachers Training Institute of Penza State University, Penza.
27. Стерхова Н.С. – канд. педагог. наук, доцент кафедры профессионального
педагогического образования Шадринского государственного педагогического института,
г. Шадринск.
Sterhova N.S. – the Candidate of Science (Pedagogical Science), an associate professor
of the Chair of Professional Pedagogical Education of the Shadrinsk State Teachers Training
Institute, Shadrinsk.
28. Талалаева И.Ю. – старший преподаватель кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.146
147
Talalayeva I.Yu. – a senior instructor of the chair of social pedagogical science and
infantile pedagogical science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
29. Фроловская М.Н. – доктор педагог. наук, профессор кафедры педагогики высшей
школы и информационных образовательных технологий, филиал ФГБОУ ВПО «Алтайский
государственный университет», г. Камень-на-Оби.
Frolovskaya M.N. – the Doctor of Science (Pedagogical Science), a professor of the
chair of the Pedagogical Science of Higher School and Information Education Technologies, a
branch of Altai State University, Kamen-na-Oby.
30. Цаликова И.К. – канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков ИГПИ
им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Tsalikova I.K. – the Candidate of Science (Philology), an associate professor of the chair
of foreign languages of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
31. Щеголева Т.Н. – старший преподаватель кафедры социальной педагогики и
педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишим.
Shchegoleva T.N. – a senior instructor of the chair of social pedagogical science and
infantile pedagogical science of the Ishim Ershov State Teachers Training Institute.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.147
148
148
Научное издание
государственного педагогического
института им. П.П. Ершова
Вестник Ишимского
журнал
№ 5 (17) 2014
Серия «Педагогика и психология»
Главный редактор: Сергей Павлович Шилов,
Зам. главного редактора: Людмила Васильевна Ведерникова,
Ответственный редактор: Ольга Алексеевна Поворознюк
Технический редактор, корректор Е.П. Горохова
Компьютерная верстка Е.П. Горохова
Печать Т.Г. Вереникина
Заказ № 28 Подписано в печать 15.05.2014
Объем 17,205 усл. печ. л.
Бумага офсетная Формат 60х84/8
Тираж 100 экз.
Гарнитура «Arial» Ризография
Издательство Ишимского государственного педагогического института
им. П.П. Ершова
627750, Тюменская обл., г. Ишим, ул. Ленина, 1.
Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова № 5 (17) 2014
Педагогика и психология
Стр.148