Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Москва

Москва №8 2014 (110,00 руб.)

0   0
Страниц241
ID226953
АннотацияЖурнал «Москва» один из старейших «толстых» литературно-художественных журналов. Выходит с 1957 года. В 1966–1967 годах опубликовал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1989–1990 годы — «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В основе журнальной политики — принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Сегодня, на фоне бесплодных политических импровизаций, именно это програмное положение смотрится серьезнее и основательнее курсов многих изданий, которые поспешили «примкнуть» или «сомкнуться» с политическими тенденциями, возникшими в это наисмутнейшее из времен русской истории. Наш читатель — гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».
Москва .— 2014 .— №8 .— 241 с. — URL: https://rucont.ru/efd/226953 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал русской культуры Выходит с марта 1957 г. УЧРЕДИТЕЛИ: Союз писателей России Российский Фонд Мира Трудовой коллектив журнала «Москва» 16+ 8 2014 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Евгений ГОЛОВИН. <...> © Журнал «Москва» № 8, 2014 ЕВГЕНИЙ ГОЛОВИН ДИВЕЕВСКАЯ ДЕВА Евгений Николаевич Головин родился в 1961 году в Москве. <...> Была она щупленького телосложения и невысокого росточка, от нее густо пахло чесноком, видом своим походила на монахиню, и мне хотелось опосредованно выяснить, нет ли тут суровых 4 ЕВГЕНИЙ ГОЛОВИН монастырских правил. <...> Хозяйка довольно долго выгоняла животинушку, при этом все время сетовала, что послан он ей в наказание, не допускала его 6 ЕВГЕНИЙ ГОЛОВИН даже покушать, когда я пытался ему что-то дать. <...> Вода обетованная Саргассово море — место нереста всех угрей из пресноводных водоемов Европы. <...> Стремление их вернуться в Саргассово море настолько велико, что, оказавшись в озере, которое не имеет выхода к морю, угри вылезают из воды и пересекают влажные луга в поисках водного потока, который приведет их к соленой воде. <...> 18 Как только весною откроется лед — Саргассово море опять позовет! <...> Но сети и неводы нам не страшны — В Саргассово море доплыть мы должны. <...> МИХАИЛ ПОПОВ КОЛЫБЕЛЬ РОМАН 15 И как теперь со всем этим быть?! <...> Он не видел, как Афраний переглянулся с остальными приближенными царя. <...> И страх его теперь понятен — слишком уж он боялся, что вавилонцы каким-нибудь внезапным нападением хапнут его лодку и плодами адского труда воспользуется лукавый, хитрый царь царей. <...> «Он меня переоценивал», — с горьким стыдом подумал Денис. <...> Короток был убудский путь невменяемых этих недоумков. <...> Опыт показывает, что самые застарелые убудские традиции можно поломать при определенном упорстве. <...> Стоявший в нетерпеливой позе Йорик заговорил: — Астерикса надо бы доставить сюда. <...> — Астерикс с отбитыми мозгами не сможет повторить тот трюк, что он продемонстрировал перед началом военных действий. <...> Его величество был, если честно, занят <...>
Москва_№8_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Москва_№8_2014.pdf
Журнал русской культуры Выходит с марта 1957 г. УЧРЕДИТЕЛИ: Союз писателей России Российский Фонд Мира Трудовой коллектив журнала «Москва» 16+ 8 2014 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Евгений ГОЛОВИН. Дивеевская дева. Рассказ .......................................................... 3 Михаил ЛОКОЩЕНКО. Старые зеркала... Стихи ............................................... 16 Михаил ПОПОВ. Колыбель. Роман (окончание) ..................................................... 23 Иван ГОБЗЕВ. Летние истории. Цикл рассказов ...................................................... 81 Сергей ФЕДЯКИН. Люди из «ящика». Рассказы ................................................... 98 Максим ЗАМШЕВ. Две жизни. Стихи ...................................................................... 117 Алекс ГРОМОВ, Ольга ШАТОХИНА. Под крышей дома своего. Научно-фантастический памфлет .............................................. 121 Василий АКСЕНОВ. Весна в Ялани. Роман ............................................................ 130 ПУБЛИЦИСТИКА Михаил СМОЛИН. Религиозный строй Российской империи ....................... 172 Галина ХИЗРИЕВА. Сакрализация углеводородов ............................................ 181 КУЛЬТУРА Наталия ЧЕРНЫШОВА-МЕЛЬНИК. Сквозь дымку вековую дошли до нас героев имена ................................................................................ 194 Виктор БОЧЕНКОВ. К «мысли мужицкой» «Черных людей» ...................... 202 Антология одного стихотворения. Вельтман Александр Фомич .................... 210 Дневник читателя «Москвы» ........................................................................................ 213
Стр.1
МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Александр КАПЛИН. Душа и прочное дело жизни. — Алекс ГРОМОВ. Против хаоса. — Юрий АЗАРОВ. Ценой потери ......... 218 МОСКОВСКАЯ ТЕТРАДЬ Олег ТОРЧИНСКИЙ. Поварская улица ................................................................. 228 ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ Ян ТАКСЮР. Пощадите Церковь на земле Украины ......................................... 232 Главный редактор В.В. АРТЕМОВ (495) 691-71-10 Генеральный директор В.В. КОВАЛЕВ (495) 691-83-91 Ответственный секретарь О.И. КИРЕЕНКО (495) 691-83-64 Отдел прозы и поэзии Т.А. НЕРЕТИНА (495) 691-68-01 Отдел культуры О.Ю. ТАРАНЕНКО (495) 691-68-01 Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (495) 691-68-01 Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (495) 691-83-84 Заведующая редакцией М.В. БИКАШОВА (495) 691-71-10 Корректор О.И. ИВАНОВА Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА Общественный совет: игумен ЕВФИМИЙ (МОИСЕЕВ), П.Н. КРАСНОВ, В.Н. КРУПИН, В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ, П.В. МУЛЬТАТУЛИ, И.И. ПЕРЕВЕРЗИН, В.Г. РАСПУТИН, А.С. САЛУЦКИЙ, М.Б. СМОЛИН (председатель), архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ), И.Р. ШАФАРЕВИЧ Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года. Рукописи, присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только в распечатанном виде по адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии. Подписано в печать 24.07.14. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Тираж 3000 экз. Заказ 4012. Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП». Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон +7(495) 691-71-10. Факс +7(495) 691-07-32. Электронная версия журнала: www.moskvam.ru e-mail: priem@moskvam.ru Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор». 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1. Сайт: www.chpd.ru; e-mail: sales@chpk.ru, 8(495) 988-63-87. ISSN 0131–2332 Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. © Журнал «Москва» № 8, 2014
Стр.2
ЕВГЕНИЙ ГОЛОВИН ДИВЕЕВСКАЯ ДЕВА Евгений Николаевич Головин родился в 1961 году в Москве. Окончил вуз по военно-юридической специальности. С 1983 по 2002 год состоял на военной службе. Вышел в отставку в звании майора. Живет в Москве. В журнале «Москва» публикуется впервые. 30 июня ввечеру я прибыл в Дивеево. Проехав по центральной улице взад-вперед, я остановился у плаката с приглашением поселиться в гостинице, коих в поселке было достаточно. По телефону мужчина мне сказал, что она рядом с вывеской, и я быстро ее отыскал. Калитка в заборе и дверь в доме были открыты, звонки отсутствовали, и я смело прошел внутрь одноэтажной гостиницы. На входе меня никто не встретил, я проследовал по длинному и бесполезно широкому коридору в самый его конец и оказался вдруг на кухне. У телевизора совсем близехонько к экрану, поглощенная телепередачей, сидела женщина. Увидев меня, она встрепенулась и спросила, чего мне надобно. Я объяснил, и она, вздохнув, повела меня на осмотр помещений. РАССКАЗ Это заведение больше напоминало общежитие с отделениями, в каждом из которых располагались по три комнаты и сантехнический узел. В небольших комнатках тесно стояли кровати и кое-как втиснутый шкапчик для одежды. Не везде имелась и тумбочка, а в комнате, которую я выбрал, даже и табурету не было места, он громоздился на подоконнике. Конечно, его туда водрузили, чтоб он не мешал проходу к дальним кроватям, заменив ему основную функцию дополнительной — удерживать створку окна от сквозняка. На стенах всех помещений висело по нескольку бумажных икон. Порядок и благообразная чистота импонировали мне. Соседей ни в моей комнате, ни в соседних номерах кластера не было, и я решил остаться. Пристальнее обратив взоры на заведующую, я стал замечать много любопытного. Была она щупленького телосложения и невысокого росточка, от нее густо пахло чесноком, видом своим походила на монахиню, и мне хотелось опосредованно выяснить, нет ли тут суровых
Стр.3
4 ЕВГЕНИЙ ГОЛОВИН монастырских правил. Женщина была неопределенных лет, одетая почти как насельница монастыря: черная долгополая юбка с неярко-цветными рисунками, черная же навыпуск рубаха с длинными рукавами и беленький платочек, узелком подвязанный сзади. Была ли она хозяйкой гостиницы или только обслужкой, мне было неизвестно и из ее поведения неясно. Говорила она спокойно и довольно сдержанно, не рассыпалась в любезностях и даже не улыбалась. Радости по поводу обретения нового постояльца у нее не было совсем. Вероятно, это было паломническое пристанище и такого на вид мирского человека, как я, принимают лишь в полном отсутствии пилигримов. Ни о какой регистрации она даже не помянула, документы не затребовала, о деньгах в продолжение разговора не заикнулась. В какойто момент я протянул ей 500-рублевый казначейский билет (стоимость суточного проживания), но она не приняла его, сказав «потом», и продолжала что-то досказывать. Я стал забирать купюру обратно в свой кошель, но понял, что слово «потом» относится не к деньгам, а к последовательности моих действий во время проживания. Я вновь не очень уверенно протянул ей деньги, и она, чтоб не испытывать судьбу, всетаки взяла их, но очень осторожно, двумя пальчиками, как будто бы только подержать. Да так и держала за уголок, пока мы беседовали. Даже и в коридорных сумерках я хорошо различал ее глаза — они были светло-зеленые, необъяснимо прозрачные, с внутренним свечением, какое бывает только у глубоко верующих людей. Так же как и у многих молитвенников наших, кожа ее была бледная, с отхлынувшим от нее кровотоком. Понемногу она оживлялась и стала рассказывать пока еще не важные для меня подробности дивеевской жизни. Хотя везде было чисто, она посетовала, что сегодня у них не было технички, а вот только перед моим явлением уехала группа женщин, своей бесконечной суетой причинившая ей столько хлопот. «Хорошо ведь, когда поселенцы из разных мест, а то ходят друг за другом, ищут чего-то, копошатся, спрашивают...» Я неуверенно согласился. Затем она поинтересовалась целями моего визита. Мой расплывчатый ответ о путешествиях по городам и весям она перевела на свой язык: «Вы ездите по монастырям?» Я подтвердил. Это ее удовлетворило, поскольку входило в ее миропонимание. Но вдруг она снова вернулась к не утихшему еще беспокойству последних дней: «А вот одна потеряла сумку и ходила по всем комнатам, искала-искала...» Покачав головой, она задумалась. Вглядываясь в ее лицо, я не мог вразуметь, сколько же ей лет? Может, думал я, ей 30 лет, но от трудов, постов и от осознания грехов своих она состарилась и выглядит теперь на 50? А может, ей 50, но от трудов, постов и искупления грехов своих выглядит на 30? За время недолгого разговора нашего я понял, что она человек глубоко религиозный, внутренней и внешней (до некоторых пределов) чистоты. Очень сдержанна в проявлении чувств, но иногда проскальзывают смиренная обида или несердитые сетования на жизненные обстоятельства. В ее речах я уловил некоторую наставительность, ее короткие рассказы были поучительны. Негативная эмоциональность слабой интенсивности у нее проявлялась в тех случаях, которые никаким образом не касались религиозной стороны жизни. Кажется, она вспомнила о телевизоре, который вот только смотрела, и, дав последние советы, удалилась на кухню. Я загнал машину на территорию постоялого двора согласно ее указаниям и с вещами прошел в свою каморку. Напротив моей кровати висела бумажная икона Серафима Саровского. В крестьянском армяке, немного
Стр.4