Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535020)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Зодчий Федор Конь (130,00 руб.)

0   0
Первый авторАлфимов Евгений Петрович
ИздательствоСвиток
Страниц248
ID226846
АннотацияЧетыреста лет высится на холмах древнего Смоленска крепостная стена – гениальное творение Федора Савельевича Коня. О жизни и трудах великого русского зодчего эта книга.
ISBN978-5-902093-85-5
Алфимов, Е.П. Зодчий Федор Конь [Электронный ресурс] / Е.П. Алфимов .— Смоленск : Свиток, 2013 .— 248 с. : ил. — ISBN 978-5-902093-85-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/226846

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В исторических архивах сохранилось лишь несколько документов, где упоминается его имя, доподлинно известно, что Федор Конь строил Белый город в Москве, годуновскую усадьбу в Больших Вяземах и крепость в Смоленске. <...> Читая повесть Алфимова, нельзя не ощутить, что писатель добросовестно освоил историческую действительность, ее язык, быт, нравы, поэтому и веришь в подлинность всего происходящего и не сомневаешься, что Федор Конь, Борис Годунов, боярин Василий Звенигородский и другие были именно такими, какими их изобразил автор. <...> Федор Савельевич показан человеком твердого нрава, готовым постоять за свое достоинство и знающим себе цену. <...> И строя крепость в Смоленске, он вступает в конфликт с боярином Зве4 нигородским, который недоволен тем, что государев мастер потакает черному люду и старается дать работу всем, кто обращается к нему за помощью. <...> Не боясь державного гнева, Федор Савельевич прямо в глаза Борису Годунову говорит о том, что нужно вернуть народу Юрьев день и дать право человеку уходить от плохого хозяина. <...> Савелий, умелец и плотник, пустил гулять по избяным стенам диковинных, на высоких мохнатых ногах, райских птиц – то ли сиринов, то ли алконостов. <...> Любил ее Савелий, берег, как берегут зажигаемую лишь по большим праздникам пред святыми образами дорогую свечу воску ярого... <...> Когда Савелий семижды запечатлел ее на стенах избы, приплелся попик из ихней деревенской церкви, рёк с укоризною: – Кощунствуешь, сыне. <...> – Да то ж не Богородица, батюшка, то жена моя преставленная, – отвечал Савелий. <...> Сам боярин-князь, Звенигородский Василий Андре евич, привечая наезжавших к нему гостей, водил их к этой избе, похвалялся искусством рук холопа своего. <...> – Он у меня и грамоту разумеет, – самодовольно усмехнулся Василий Андреевич и кивнул красивой, коротко под8 стриженной бородкой сперва на своего холопа, потом на толстенную книжищу, лежавшую на поставце под образами. <...> В избе только один Федюшка знал, как недешево <...>
Зодчий_Федор_Конь.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Зодчий_Федор_Конь.pdf
ЕВГЕНИЙ АЛФИМОВ 1
Стр.1
ББК 84Р7-4 А 53 А 53 Алфимов Е.П. Зодчий Федор Конь : историческая повесть. – Смоленск : Свиток, 2013. – 248 с. ISBN 978-5-902093-85-5 Четыреста лет высится на холмах древнего Смоленска крепостная стена – гениальное творение Федора Савельевича Коня. О жизни и трудах великого русского зодчего эта книга. ББК 84Р7-4 ISBN 978-5-902093-85-5 © Текст. Алфимов Е.П., 2013 © Оформление. Издательство «Свиток», 2013 2
Стр.2
К ЧИТАТЕЛЮ Многие известные прозаики начинали как поэты. В юности писал стихи и Евгений Алфимов. Он помещал свои стихотворные строки в студенческой стенной газете, когда учился в МГУ. А потом, вернувшись в родной Смоленск с дипломом журналиста и став литсотрудником областной газеты, печатался в коллективных стихотворных сборниках. Но увлечение поэзией пересилила тяга к про зе. В конце семидесятых годов Е. Алфимов написал рас сказ «Берестяная грамота». В нем речь идет о нашем современнике Сергее Ивановиче, о его духовной драме, действие разворачивается в древнем Новгороде, куда герой приезжает в командировку. Там он соприкасается с дале ким прошлым. Сергей Иванович осматривает старинные храмы, музейные экспозиции, читает письма древних нов городцев, нацарапанные на кусках бересты. И в том, как автор показывает духовную близость Сергея Ивановича к минувшим векам, как живо и правдиво рисует Ивана Грозного, идущего усмирять непокорный Новгород, – во всем этом ощущается не только любовь писателя к отечест венной истории, но и способность убедительно и достовер но передать в слове дух прошлого. Вот почему для читателя, знакомого с творчеством прозаика, не было большой неожиданности в том, что Алфимов обратился к исторической теме и написал повесть о русском зодчем Федоре Коне. Имя древнего русского архитектора окутано дымкой легенды. Не оставил он потомкам ни воспоминаний, ни дневников, ни писем. В исторических архивах сохранилось лишь несколько документов, где упоминается его имя, доподлинно известно, что Федор Конь строил Белый город в Москве, годуновскую усадьбу в Больших Вяземах и крепость в Смоленске. Ка кие еще здания, кроме названных, проектиро3
Стр.3
вал и строил зодчий? Как он прожил свою жизнь? Была ли у него семья? Эти и многие другие вопросы остаются без ответа. Ведь ученый опирается лишь на документальные материа лы, которых в данном случае нет. Другое дело – писатель. Если ученый говорит, как было, то литератор рассказывает о том, как могло бы быть. Автор художественного произведения имеет право лучом творческой фантазии высветить темные места в судьбе исторического деятеля. Иными словами, писатель дает свою версию тех событий, которые никакими архивными документами не подкрепляются. Скажем, в повести Е. Алфимо ва мы подробно узнаем о детстве Федора, его отце Савелии, который был прекрасным мастером-древодельцем и изукрасил избу, словно вяземский пряник. Обстоятельно рассказывается о семейной жизни зодчего, его сыне, о скитаниях по городам Руси с артелью строителей, хотя, как уже было сказано, никаких документальных подтверждений этому нет. Можно не принимать писательскую версию. Но она имеет право на существование. Не надо думать, что свободный полет авторской фантазии совершенно бесконтролен и ничем не ограничен. Серьезный писатель, обратившись к далекому прошлому, первым делом глубоко и всесторонне изучает эпоху по архивным документам, книгам, музейным экспонатам и т.д. Он как бы духовно врастает в другой век, мысленно делается современником далеких предков, живет забота ми, бедами и радостями своих персонажей. Читая повесть Алфимова, нельзя не ощутить, что писатель добросовестно освоил историческую действительность, ее язык, быт, нра вы, поэтому и веришь в подлинность всего происходящего и не сомневаешься, что Федор Конь, Борис Годунов, бо ярин Василий Звенигородский и другие были именно такими, какими их изобразил автор. Федор Савельевич показан человеком твердого нрава, готовым постоять за свое достоинство и знающим себе цену. Он – заступник бедных и обездоленных. И строя крепость в Смоленске, он вступает в конфликт с бояри ном Зве4
Стр.4
нигородским, который недоволен тем, что госуда рев мастер потакает черному люду и старается дать рабо ту всем, кто обращается к нему за помощью. В уста великого зодчего вложены мысли и идеи самых прогрес сивных людей того века. Не боясь державного гнева, Федор Савельевич прямо в глаза Борису Годунову говорит о том, что нужно вернуть народу Юрьев день и дать право человеку уходить от плохого хозяина. Осме лился он и попросить царя запретить пытки. Писателю удалось создать образ сложного и многогранного человека, который, будучи отделен от нас четырьмя веками, оказы вается близок нам своей жаждой справедливости, жест кой непримиримостью ко злу и чуткой добротой. Пожалуй, повесть о Федоре Коне можно назвать сказанием. Сама манера письма – неторопливая, раз думчивая – напоминает старинные жизнеописания, в которых авторы, повествуя о главных событиях в судьбе своего героя, старались не упустить из виду и подробнос ти, те малости, без которых невозможно создать полно кровный образ. С первых страниц улавливаешь музыку этой прозы, вобравшей в себя и склад летописной речи, и слог жития, повести, сказания. Писатель нашел то строгое сочетание старинных и современных слов, кото рое позволяет передать разговорную атмосферу эпохи, ее колорит, не делая повествование архаичным или излиш не осовремененным. В ряду книг, посвященных выдающимся людям Древ ней Руси, повесть Евгения Алфимова займет, бесспорно, достойное место. Она правдиво и ярко рассказывает о замечательном зодчем Федоре Коне, о деяниях наших пред ков, чей гений и умелые руки прославили родную землю, творя несказанную красоту. Ю. Пашков 5
Стр.5