Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи (200,00 руб.)

0   0
АвторыВысокова В. В., Грак В. Н., Савинов И. А., Чемякин Е. Ю.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц141
ID225779
АннотацияУчебное пособие, подготовленное кафедрой новой и новейшей истории Уральского федерального университета, посвящено исследованию проблем взаимодействия культур, восприятия "другого" и отражает актуальные методологические подходы в изучение межкультурного диалога в процессе глобализации современного мира.
Кем рекомендованоМетодическим советом УрФУ
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 030600 "История", аспирантов, преподавателей исторических и других факультетов вузов.
ISBN978-5-7996-0791-3
ББКС033.15я73-1
Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи : [учеб. пособие] / В. В. Высокова, В. Н. Грак, И. А. Савинов, Е. Ю. Чемякин .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 141 с. — Авт. указ. на обороте тит. л. — ISBN 978-5-7996-0791-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/225779 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЕЛЬЦИНА ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 030600 «История» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 ББК С033.15я73-1 Д44 А в т о р ы: канд. ист. наук В. В. Высокова (гл. <...> Ж у к о в а, кандидат исторических наук, доцент (Уральский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) Д44 Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи : [учеб. пособие] / [авт. <...> ISBN 978-5-7996-0791-3 Учебное пособие, подготовленное кафедрой новой и новейшей истории Уральского федерального университета, посвящено исследованию проблем взаимодействия культур, восприятия «другого» и отражает актуальные методологические подходы в изучении межкультурного диалога в процессе глобализации современного мира. <...> «Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи» является логическим продолжением работы сложившегося авторского коллектива по данной тематике*. <...> В значительной степени текущее взаимодействие культур определяется предшествующим периодом исторического развития колониальных империй, когда представление о превосходстве белого человека, а зачастую — сила оружия позволяли европейцам навязывать другим народам свое господство. <...> Британская империя была самой могущественной империей за всю историю человечества и дает прекрасную возможность для изучения диалога культур и цивилизаций. <...> В конце концов для самих британцев и многочисленных некогда колонизованных народов последующий постколониальный период стал временем обретения собственной культурной идентичности. <...> 6 Глава 1 ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ситуации эпистемологического поворота, или «историографической революции», историко-культурные исследования заняли господствующие позиции в историографии <...>
_Диалог_культур_и_цивилизаций_на_примере_Британской_империи.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 030600 «Èñòîðèÿ» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.2
ББК Ñ033.15ÿ73-1 Ä44 Авторы: êàíä. èñò. наук Â. Â. Высокова (ãë. 1), êàíä. èñò. наук Â. Í. Грак (ãë. 3), È. À. Савинов (ãë. 2), Å. Þ. Чемякин (ãë. 4) Под общей редакцией В. В. Высоковой Рецензенты: кафедра истории и социально-политических дисциплин Уральского государственного лесотехнического университета (заведующий кафедрой доктор философских наук, профессор В. Д. Шмелев); И. В. Жукова, кандидат исторических наук, доцент (Уральский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) Диалог культур и цивилизаций на примере Британской имД44 перии : [ó÷åá. ïîñîáèå] / [àâò. Â. Â. Âûñîêîâà, Â. Í. Ãðàê, È. À. Ñàâèíîâ, Å.Þ. Чемякин ; под îáù. ðåä. Â. Â. Âûñîêîâîé].— Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2012. — 140 ñ. ISBN 978-5-7996-0791-3 Учебное пособие, подготовленное кафедрой новой и новейшей истории Уральского федерального университета, посвящено исследованию проблем взаимодействия культур, восприятия «другого» и отражает актуальные методологические подходы в изучении межкультурного диалога в процессе глобализации современного мира. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей исторических и других факультетов вузов. ББК Ñ033.15ÿ73-1 ISBN 978-5-7996-0791-3 2 © Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие предназначено для студентов, осваивающих магистерские программы «Европейские историко-культурные исследования» и «Всеобщая история (История мировых цивилизаций)», разработанные кафедрами всеобщего цикла (кафедра Древнего мира и Средних веков и кафедра новой и новейшей истории) департамента «Исторический факультет» Уральского федерального университета. «Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи» является логическим продолжением работы сложившегося авторского коллектива по данной тематике*. В настоящем учебном пособии авторы сосредоточились на наиболее сложном аспекте межкультурных контактов в исторической ретроспективе, а именно — на интеллектуально-ментальной сфере диалога между народами через призму «свой — чужой». Учебное пособие состоит из четырех глав. Первая носит исключительно теоретический характер и отражает принципиальную позицию авторского коллектива в изучении данной проблематики. Вторая и третья главы имеют прикладной характер и на примере проникновения британцев на Индийский и Африканский континенты показывают социокультурные аспекты механизмов взаимодействия европейцев с «другими» культурами. Четвертая глава освещает проблематику формирования поликультурной личности в ситуации крушения мировой системы колониализма * См.: Британская империя: становление, эволюция, распад / под общ. ред. Â. Â. Высоковой. Екатеринбург : Èçä-âî «Âîëîò», 2010. 194 ñ. 3
Стр.4
и создания мультикультурного пространства в постколониальную эру второй половины ХХ в. Пособие рассчитано на самостоятельную работу студентов, его цель — формирование у магистрантов умений создавать современные интеллектуальные продукты в области проблемных зон межнациональных контактов. Исследовательская схема «диалога» отрабатывается на примере становления и эволюции Британской империи. Магистерские программы по данной тематике предусматривают практические занятия. Темы занятий с обширными списками литературы по каждой теме приводятся в Приложении. Учебное пособие подготовлено в рамках созданного в январе 2011 г. научно-образовательного центра УрФУ «Диалог культур и цивилизаций» (руководитель — заведующий кафедрой новой и новейшей истории доктор исторических наук, доцент Н.Н. Баранов). Коллектив авторов выражает свою искреннюю благодарность и признательность преподавателю-востоковеду исторического факультета Валентине Николаевне Грак за многолетнюю и неутомимую работу над темой «Восток — Запад: проблема диалога цивилизаций». 4
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ........................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ .................................................................................. 5 Глава 1. ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ .................................. 7 Глава 2. ВСТРЕЧА С «ДРУГИМ»: БРИТАНСКАЯ ОБЩИНА В ИНДИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX Â..................23 Глава 3. КОНТРАСТЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В ТРОПИЧЕСКОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКЕ: РАБОТОРГОВЛЯ И МИССИОНЕРСТВО .......................65 Глава 4. ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА ...........87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................... 116 ПРИЛОЖЕНИЕ. Темы практических занятий ..................... 118
Стр.137