Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПотоцкая Татьяна Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц177
ID225778
АннотацияУчебное пособие включает задания практических и лабораторных занятий, проверочных работ (тесты), творческих (самостоятельных) работ для студентов по курсу «Общая экономическая и социальная география». Лабораторные занятия, проверочные и творческие задания структурированы по четырём разделам: «Теоретическое введение в социально-экономическую географию»; «Политическая карта мира»; «География населения»; «География мирового хозяйства». Пособие иллюстрировано картосхемами, отражающими тематику лабораторных занятий и собранными в единый раздел «Географический атлас по курсу «Общая экономическая и социальная география». Для студентов вузов, обучающихся по географическим, экономическим и социологическим направлениям подготовки, учащихся колледжей и старшеклассников.
Кому рекомендованоДля студентов вузов, обучающихся по географическим, экономическим и социологическим направлениям подготовки, учащихся колледжей и старшеклассников.
Потоцкая, Т. И. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / Т. И. Потоцкая .— : [Б.и.], 2013 .— 177 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/225778 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Общая экономическая и социальная география: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «География») / Т.И. Потоцкая. <...> Лабораторные занятия, проверочные и творческие задания структурированы по четырём разделам: «Теоретическое введение в социально-экономическую географию»; «Политическая карта мира»; «География населения»; «География мирового хозяйства». <...> Пособие иллюстрировано картосхемами, отражающими тематику лабораторных занятий и собранными в единый раздел «Географический атлас по курсу «Общая экономическая и социальная география». <...> Лабораторные занятия......…………………………………… 28 Лабораторное занятие № 1 – 2 «Разнообразие политической карты мира»…………………………………………………… 28 Лабораторное занятие № 3 – 4 «Классификация стран по особенностям государственного устройства»…………… 33 Лабораторное занятие № 5 – 6 «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»…………… 37 Лабораторное занятие № 7 – 8 «Историко-географические особенности формирования политической карты мира»…… 40 Лабораторное занятие № 9 «Геополитические конфликты на политической карте мира»………………………………… 45 <...> Лабораторные занятия……………………………………… Лабораторное занятие № 1 – 2 «Численность и плотность населения: общие и географические особенности»………… Лабораторное занятие № 3 «Естественное движение населения: общие и географические особенности»…………………………………………………… Лабораторное занятие № 4 «Возрастная структура населения: общие и географические особенности»………… <...>
ОБЩАЯ_ЭКОНОМИЧЕСКАЯ_И_СОЦИАЛЬНАЯ_ГЕОГРАФИЯ.pdf
Министерство образования и науки РФ Смоленский государственный университет Т.И. Потоцкая ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ Учебное пособие для практических занятий и текущего контроля знаний Направление подготовки «Педагогическое образование» (Профиль «География») Смоленск Издательство СмолГУ 2013 1
Стр.1
УДК 911.3 (075.8) ББК 65.04я73 П 644 Печатается по решению редакционноиздательского совета СмолГУ Рецензенты: Л.И. Попкова, доктор географических наук, доцент (Курский государственный университет); Л.Ю. Мажар, доктор географических наук, доцент (Смоленский гуманитарный университет) Потоцкая Т.И. П 644 Общая экономическая и социальная география: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «География») / Т.И. Потоцкая. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – 200 с. Учебное пособие включает задания практических и лабораторных занятий, проверочных работ (тесты), творческих (самостоятельных) работ для студентов по курсу «Общая экономическая и социальная география». Лабораторные занятия, проверочные и творческие задания структурированы по четырём разделам: «Теоретическое введение в социально-экономическую географию»; «Политическая карта мира»; «География населения»; «География мирового хозяйства». Пособие иллюстрировано картосхемами, отражающими тематику лабораторных занятий и собранными в единый раздел «Географический атлас по курсу «Общая экономическая и социальная география». Для студентов вузов, обучающихся по географическим, экономическим и социологическим направлениям подготовки, учащихся колледжей и старшеклассников. УДК 911.3 (075.8) ББК 65.04я73 © Потоцкая Т.И., 2013 © Издательство СмолГУ, 2013 2
Стр.2
Оглавление Введение……………………………………………………………… 5 Рабочая программа дисциплины.………………………………… 10 Раздел 1. Теоретическое введение в социально-экономическую географию………………………… 20 1.1. Семинарское занятие………………………………………… 20 1.2. Проверочные задания (тесты)……………………………… 21 Раздел 2. Политическая карта мира……………………………… 28 2.1. Лабораторные занятия......…………………………………… 28 Лабораторное занятие № 1 – 2 «Разнообразие политической карты мира»…………………………………………………… 28 Лабораторное занятие № 3 – 4 «Классификация стран по особенностям государственного устройства»…………… 33 Лабораторное занятие № 5 – 6 «Типология стран мира по уровню социально-экономического развития»…………… 37 Лабораторное занятие № 7 – 8 «Историко-географические особенности формирования политической карты мира»…… 40 Лабораторное занятие № 9 «Геополитические конфликты на политической карте мира»………………………………… 45 2.2. Проверочные задания (тесты)……………………………… 46 2.3 Самостоятельная работа…………………………………… 57 Раздел 3. География населения…………………………………… 58 3.1. Лабораторные занятия……………………………………… 58 Лабораторное занятие № 1 – 2 «Численность и плотность населения: общие и географические особенности»………… 58 Лабораторное занятие № 3 «Естественное движение населения: общие и географические особенности»…………………………………………………… 61 Лабораторное занятие № 4 «Возрастная структура населения: общие и географические особенности»………… 63 Лабораторное занятие № 5 «Миграции населения: общие и географические особенности»……………………………… 65 Лабораторное занятие № 6 «Географические особенности мирового процесса урбанизации»…………………………… 68 Лабораторное занятие № 7 «Этнолингвистическая классификация народов мира: географические особенности расселения народов Индоевропейской этнолингвистической семьи»………………………………………………………….. 72 3
Стр.3
Лабораторное занятие № 8 «Конфессиональный состав населения мира: географические особенности расселения народов, относящихся к «мировым религиям»……………… 75 3.2. Проверочные задания (тесты)……………………………… 77 Тема «Геодемография»……………………………………… 77 Тема «Формы расселения населения. Размещение населения. Миграция населения»..…………………………… 80 Тема «Этногеография»……………………………………….. 83 3.3. Самостоятельная работа……………………………………. 89 Раздел 4. География мирового хозяйства………………………… 91 4.1. Лабораторные занятия……………………………………… 91 Лабораторное занятие № 1 «География субъектов мирового хозяйства: национальные экономики. Типология стран по уровню социально-экономического развития»…………… 91 Лабораторное занятие № 2 «География субъектов мирового хозяйства: транснациональные компании (ТНК)»…………… 93 Лабораторное занятие № 3 «География субъектов мирового хозяйства: интеграционные союзы»………………………… 97 Лабораторное занятие № 4 – 5 «Географические особенности функционирования топливно-энергетического комплекса» 103 Лабораторное занятие № 6 – 7 «Географические особенности функционирования мирового металлургического комплекса» 111 Лабораторное занятие № 8 – 9 «Географические особенности функционирования мирового сельского хозяйства»………… 118 Лабораторное занятие № 10 «Географические особенности функционирования мирового транспорта»…………………… 120 4.2. Проверочные задания (тесты)……………………………… 128 Тема «Историко-географические особенности формирования мирового хозяйства»…………………………………………… 128 Тема «География субъектов мирового хозяйства»………… 132 Тема «География отраслей мирового хозяйства»…………… 137 4.3. Самостоятельная работа……………………………………… 141 Раздел 5. Географический атлас по курсу «Общая экономическая и социальная география»………………143 Список литературы………………………………………………… 177 Приложения………………………………………………………… 180 4
Стр.4
Введение Актуальность курса. Одной из основных проблем в преподавании любого экономико-географического курса является быстрая изменчивость социально-экономических характеристик изучаемых территорий (любого уровня – глобального, регионального, национального, локального и др.). В свою очередь это порождает потребность в актуальной информации, отражающей данные изменения. Поэтому преподаватели экономико-географических учебных курсов вынуждены постоянно отслеживать территориальные изменения, а значит, обновлять информационные базы, отражающие их. Отсюда и насущная потребность в актуализации учебнометодической литературы. Данная проблема в отношении курса «Общая экономическая и социальная география» традиционно решалась усилиями академика В.П. Максаковского, который, внимательно отслеживая и анализируя политические, социальные и экономические тенденции развития мирового сообщества, доносил их до учителей, студентов и школьников в виде постоянно переиздаваемой книги «Географическая картина мира» [3], а затем в виде курса лекций «Общая экономическая и социальная география» [4; 5]. В то же время практические занятия по этому курсу, ориентированные на самостоятельное получение студентами географических знаний, долгое время оставались не обеспеченными добротным учебным пособием. В 2011 году коллективом кафедры экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета было выпущено такое пособие – Горохов С.А., Роготень Н.Н. «Общая экономическая и социальная география» [8]. Нужно отдать должное его высокому качеству и в информационном, и в методическом отношении. Однако учебный процесс в каждом вузе страны даже в рамках изучения одного и того же предмета значительно отличается. Чаще всего это касается структуры курса (распределение тем лекционных и практических занятий), количества часов, предусмотренных учебным планом (в периферийных вузах количество часов, как правило, значительно меньше) и, естественно, методики организации практических занятий. Предлагаемое пособие отражает все перечисленные особенности учебного процесса по дисциплине «Общая экономическая и социальная география». Оно рассчитано, во-первых, на проведение практических занятий при наименьшем количестве учебных часов. Во-вторых, на проведение 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст