Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Научная мысль Кавказа

Научная мысль Кавказа №1 2008 (290,00 руб.)

0   0
Страниц140
ID225545
Аннотацияотражены результаты фундаментальных исследований ученых вузов и других научных учреждений по различным отраслям знаний и культуры.
Научная мысль Кавказа .— 2008 .— №1 .— 140 с. — URL: https://rucont.ru/efd/225545 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Северо-Кавказский научный центр НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ высшей школы ЖУРНАЛ Южного федерального университета Регистрационный № 013154 от 21 декабря 1994 г. Комитета Российской Федерации по печати НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА Издается с 1995 г. Периодичность 4 номера в год № 1 (53) 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ НАУКА. <...> РЕЛИГИЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ <...> Х.Г. Тхагапсоев, М.З. Идрисова М етодологическая ситуация в современной региональной историографии (северокавказской в частности) вызывает серьезные вопросы. <...> Однако этноцентризм по-прежнему продолжает доминировать не только в сфере региональной историографии, но и шире на арене российской социально-гуманитарной науки, выдвигая на повестку дня социальной науки вопрос о методологических путях преодоления этнодетерминизма [2]. <...> ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РАКУРСЕ ОТЧУЖДАЮЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ В рамках методологии этноцентризма соотнесение региональной истории с общим (мировым) историческим потоком носит весьма Тхагапсоев Хажисмель Гисович доктор философских наук, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета; Идрисова Марина Зелимхановна аспирант той же кафедры. <...> НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА относительный характер фоновый, факультативный, поскольку мировой исторический процесс представляется как становление крупных форм цивилизации (Восточной, Западной, аграрной, индустриальной, постиндустриальной и т.д.), к которым региональное историческое бытие якобы имеет лишь некие событийно-эпизодические отношения. <...> Тем самым доминирующая сегодня этноцентрическая методология региональной историографии фактически строится на явно ошибочном допущении о том, что история больших форм цивилизации и их интегрирующий характер напрямую не касаются этноса. <...> СИНТЕЗ МАКРОПАРАДИГМ ИСТОРИИ В ГОРИЗОНТАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Между тем формирующаяся ныне неклассическая методология истории оперирует <...>
Научная_мысль_Кавказа_№1_2008.pdf
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета Регистрационный ¹ 013154 от 21 декабря 1994 ã. Комитета Российской Федерации по печати Издается с 1995 ã. Периодичность 4 номера в год ¹ 1 (53) 2008 ã. СОДЕРЖАНИЕ НАУКА. ОБЩЕСТВО. РЕЛИГИЯ Тхагапсоев Х.Г., Идрисова М.З. Концепция локальной цивилизации в методологии этнической èñòîðèîãðàôèè.........................3 Круглый стол “Евразийство и Юг России” (публикацию подготовил Â.Â. ×åðíîóñ)...................................................15 Туркулец À.Â. Рационика: постановка ïðîáëåìû...................................24 Добаев И.П. Политические процессы в исламском движении на Северном Êàâêàçå..................................................................................31 Репс В.Ф., Гребенюк А.В. Тенденции изменения социокультурного содержания экстремального туризма как формы досуга..........38 ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТРАНИЧКА ГАЗЕТЫ “ДАР” (Рубрику ведет Н.В. Забабурова) ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ Селюнина Н.В. Участие профсоюзов морского транспорта России в организации экспортно-импортных перевозок (1941–1945).......................................................................44 Байков А.А., Седлецкий В.И. Скорости осадконакопления и тектонического прогибания âïàäèí...............................................55 Шахбанова М.М. Проблема веротерпимости в Республике Äàãåñòàí: состояние и òåíäåíöèè....................................66 Жак Å.Ñ. Анна Ахматова в зеркале ìåìóàðèñòèêè...............................74 ФИЛОЛОГИЯ НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА Шустер В.Г. Этико-аксеологическая целостность художественной концепции истории в творчестве Â.Ô. Тендрякова (1970–1980)...........81 Сапега А.В. Речевое поведение субъектов научной коммуникации......85 Пастукьян Е.В. Критерии выделения функциональносемантического поля êîîðäèíàöèè............................................................90 Гюрджян Н.С. Речевые и языковые манифестации когнитивного конфликта в английском и русском языках (контрастивный àñïåêò)..............................................................................95 Редкозубова Е.А. Терминологическое и сущностное разграничение арго, жаргона и сленга как феноменов кодированной êîììóíèêàöèè.....................................................................99 2008 ¹ 1 1
Стр.1
Тимченко О.С. Когнитивно-прагматические условия бессоюзия.......105 Плавская Т.В. Двуязычный тезарус специалиста-археолога как основа создания лексикографического продукта нового типа......108 Котова Н.С. Амбивалентная языковая личность в аспекте смены лексических регистров (на материале классической и современной ëèòåðàòóðû).........................................................................111 Тарасова Ì.Â. К вопросу глобализации английского ÿçûêà...............118 Кравченко О.Н. Способы образования неологизмов в современном английском ÿçûêå..............................................................121 Бердова Т.Х. К вопросу семантических трансформаций англицизмов в современном русском ÿçûêå..........................................123 Безрукая А.Н. Языковая вариативность фонетической системы (на материале английского языка Великобритании, США и Êàíàäû).......................................................................................126 Масурова О.А. Полевая структура гиперонима “грех” в православной ñòèëèñòèêå.....................................................................128 СОЦИОЛОГИЯ Синюгина Т.В. Жизненное самоопределение: попытка òèïîëîãèçàöèè...........................................................................131 ABSTRACTS........................................................................................................................................136 В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ РЕДАКЦИЯ ПЛАНИРУЕТ ОПУБЛИКОВАТЬ: • Человек в биосфере: вызовы времени и стратегии поведения • Битва за Кавказ в новейших исследованиях и документальных публикациях • Этнополитическое измерение социально-исторического процесса на Северном Кавказе: опыт Кабардино-Балкарии 2 2008 ¹ 1 НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
Стр.2
НАУКА. ОБЩЕСТВО. РЕЛИГИЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Х.Г. Тхагапсоев, М.З. Идрисова частности) вызывает серьезные вопросы. В ее рамках едва ли не базовой нормой методологии в последние десятилетия стало отождествление истории с этнической историей (этнокультурогенезом), что с неизбежностью редуцирует все многообразие аспектов и граней культурно-исторического процесса в “данном месте” (скажем, республике) к генезису доминантного “субъекта данного же места” – какого-либо этноса М (этнической культуры). Соответственно, история региона ориентируется и центрируется на единично-уникальное (этническое) в ущерб общему (социальноисторическому, культурно-цивилизационному), замыкается на идиографичное в ущерб номотетическому (закономерному), довольствуясь описательностью в ущерб объяснительности. Издержки этой тенденции, возникшей в силу известных причин в начале 90-х годов минувшего века, не раз становились предметом обеспокоенного анализа кавказоведов [1]. Однако этноцентризм по-прежнему продолжает доминировать не только в сфере региональной историографии, но и шире – на арене российской социально-гуманитарной науки, выдвигая на повестку дня социальной науки вопрос о методологических путях преодоления “этнодетерминизма” [2]. Данная работа является попыткой такого рода. ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РАКУРСЕ “ОТЧУЖДАЮЩЕЙ” МЕТОДОЛОГИИ В рамках методологии этноцентризма соотнесение региональной истории с общим (мировым) историческим потоком носит весьма Тхагапсоев Хажисмель Гисович – доктор философских наук, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета; Идрисова Марина Зелимхановна – аспирант той же кафедры. НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА 2008 ¹ 1 3 етодологическая ситуация в современной региональной историографии (северокавказской в относительный характер – фоновый, “факультативный”, поскольку мировой исторический процесс представляется как становление “крупных форм” цивилизации (Восточной, Западной, аграрной, индустриальной, постиндустриальной и т.д.), к которым региональное историческое бытие якобы имеет лишь некие событийно-эпизодические отношения. В рамках такой историографии (а точнее – такой историографической методологии), по сути независимо друг от друга, во взаимном отчуждении, сосуществуют “два мира истории”, два исторических потока и пространства – собственно региональный, который трансформирован (методологически) в частную историю генезиса какого-либо конкретного этноса, и общемировой, к которому регионально-историческое бытие, как уже подчеркивалось, якобы имеет лишь контактно-эпизодическое отношение. Тем самым доминирующая сегодня этноцентрическая методология региональной историографии фактически строится на явно ошибочном допущении о том, что история больших форм цивилизации и их интегрирующий характер напрямую не касаются этноса. Эта методологическая политика, направленная на консервацию этнического (“этнос – навсегда!”), фактически изолирует этнические истории от всемирной – вразрез с реальными глобализационными процессами. СИНТЕЗ МАКРОПАРАДИГМ ИСТОРИИ В ГОРИЗОНТАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Между тем формирующаяся ныне неклассическая методология истории оперирует идеями, методами и концептами синтеза макроисторических парадигм, ориентирующими историческое познание на циальной онтологии и структуры исторического бытия на основе большого спектра социальных целостностей (типа племя, чифдом, ном, полис, локальная цивилизация и т.п.) осмысление со
Стр.3