НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
Северо-Кавказский
научный центр
высшей школы
Южного федерального
университета
Регистрационный ¹ 013154 от 21 декабря 1994 ã. Комитета Российской Федерации
по печати
Издается с 1995 ã.
Периодичность 4 номера в год
¹ 1 (53) 2008 ã.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА.
ОБЩЕСТВО.
РЕЛИГИЯ
Тхагапсоев Х.Г., Идрисова М.З. Концепция локальной
цивилизации в методологии этнической èñòîðèîãðàôèè.........................3
Круглый стол “Евразийство и Юг России”
(публикацию подготовил Â.Â. ×åðíîóñ)...................................................15
Туркулец À.Â. Рационика: постановка ïðîáëåìû...................................24
Добаев И.П. Политические процессы в исламском движении
на Северном Êàâêàçå..................................................................................31
Репс В.Ф., Гребенюк А.В. Тенденции изменения социокультурного
содержания экстремального туризма как формы досуга..........38
ИЗ ИСТОРИИ
ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
ЭКОЛОГИЯ И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
НАРОДЫ КАВКАЗА:
ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
СТРАНИЧКА
ГАЗЕТЫ “ДАР”
(Рубрику ведет
Н.В. Забабурова)
ПОИСКИ МОЛОДЫХ
УЧЕНЫХ
Селюнина Н.В. Участие профсоюзов морского
транспорта России в организации экспортно-импортных
перевозок (1941–1945).......................................................................44
Байков А.А., Седлецкий В.И. Скорости осадконакопления
и тектонического прогибания âïàäèí...............................................55
Шахбанова М.М. Проблема веротерпимости
в Республике Äàãåñòàí: состояние и òåíäåíöèè....................................66
Жак Å.Ñ. Анна Ахматова в зеркале ìåìóàðèñòèêè...............................74
ФИЛОЛОГИЯ
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
Шустер В.Г. Этико-аксеологическая целостность художественной
концепции истории в творчестве Â.Ô. Тендрякова (1970–1980)...........81
Сапега А.В. Речевое поведение субъектов научной коммуникации......85
Пастукьян Е.В. Критерии выделения функциональносемантического
поля êîîðäèíàöèè............................................................90
Гюрджян Н.С. Речевые и языковые манифестации
когнитивного конфликта в английском и русском языках
(контрастивный àñïåêò)..............................................................................95
Редкозубова Е.А. Терминологическое и сущностное
разграничение арго, жаргона и сленга как феноменов
кодированной êîììóíèêàöèè.....................................................................99
2008
¹ 1
1
Стр.1
Тимченко О.С. Когнитивно-прагматические условия бессоюзия.......105
Плавская Т.В. Двуязычный тезарус специалиста-археолога
как основа создания лексикографического продукта нового типа......108
Котова Н.С. Амбивалентная языковая личность в аспекте
смены лексических регистров (на материале классической и
современной ëèòåðàòóðû).........................................................................111
Тарасова Ì.Â. К вопросу глобализации английского ÿçûêà...............118
Кравченко О.Н. Способы образования неологизмов в
современном английском ÿçûêå..............................................................121
Бердова Т.Х. К вопросу семантических трансформаций
англицизмов в современном русском ÿçûêå..........................................123
Безрукая А.Н. Языковая вариативность фонетической системы
(на материале английского языка Великобритании,
США и Êàíàäû).......................................................................................126
Масурова О.А. Полевая структура гиперонима “грех”
в православной ñòèëèñòèêå.....................................................................128
СОЦИОЛОГИЯ
Синюгина Т.В. Жизненное самоопределение:
попытка òèïîëîãèçàöèè...........................................................................131
ABSTRACTS........................................................................................................................................136
В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ
РЕДАКЦИЯ ПЛАНИРУЕТ ОПУБЛИКОВАТЬ:
• Человек в биосфере: вызовы времени и стратегии поведения
• Битва за Кавказ в новейших исследованиях и документальных
публикациях
• Этнополитическое измерение социально-исторического процесса
на Северном Кавказе: опыт Кабардино-Балкарии
2
2008
¹ 1
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
Стр.2
НАУКА. ОБЩЕСТВО. РЕЛИГИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ
ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Х.Г. Тхагапсоев, М.З. Идрисова
частности) вызывает серьезные вопросы. В ее
рамках едва ли не базовой нормой методологии
в последние десятилетия стало отождествление
истории с этнической историей (этнокультурогенезом),
что с неизбежностью
редуцирует все многообразие аспектов и граней
культурно-исторического процесса в “данном
месте” (скажем, республике) к генезису
доминантного “субъекта данного же места” –
какого-либо этноса
М
(этнической культуры).
Соответственно, история региона ориентируется
и центрируется на единично-уникальное
(этническое) в ущерб общему (социальноисторическому,
культурно-цивилизационному),
замыкается на идиографичное в ущерб номотетическому
(закономерному), довольствуясь
описательностью в ущерб объяснительности.
Издержки этой тенденции, возникшей в силу
известных причин в начале 90-х годов минувшего
века, не раз становились предметом
обеспокоенного анализа кавказоведов [1].
Однако этноцентризм по-прежнему продолжает
доминировать не только в сфере региональной
историографии, но и шире – на
арене российской социально-гуманитарной
науки, выдвигая на повестку дня социальной
науки вопрос о методологических путях преодоления
“этнодетерминизма” [2]. Данная
работа является попыткой такого рода.
ЭТНОИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РАКУРСЕ
“ОТЧУЖДАЮЩЕЙ” МЕТОДОЛОГИИ
В рамках методологии этноцентризма
соотнесение региональной истории с общим
(мировым) историческим потоком носит весьма
Тхагапсоев Хажисмель Гисович – доктор философских
наук, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского
государственного университета;
Идрисова Марина Зелимхановна – аспирант той
же кафедры.
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2008
¹ 1
3
етодологическая ситуация в современной
региональной историографии
(северокавказской в
относительный характер – фоновый, “факультативный”,
поскольку мировой исторический
процесс представляется как становление “крупных
форм” цивилизации (Восточной, Западной,
аграрной, индустриальной, постиндустриальной
и т.д.), к которым региональное
историческое бытие якобы имеет лишь некие
событийно-эпизодические отношения. В рамках
такой историографии (а точнее – такой
историографической методологии), по сути независимо
друг от друга, во взаимном отчуждении,
сосуществуют “два мира истории”,
два исторических потока и пространства – собственно
региональный, который трансформирован
(методологически) в частную историю
генезиса какого-либо конкретного этноса, и
общемировой, к которому регионально-историческое
бытие, как уже подчеркивалось,
якобы имеет лишь контактно-эпизодическое
отношение.
Тем самым доминирующая сегодня этноцентрическая
методология региональной историографии
фактически строится на явно ошибочном
допущении о том, что история больших
форм цивилизации и их интегрирующий
характер напрямую не касаются этноса. Эта
методологическая политика, направленная на
консервацию этнического (“этнос – навсегда!”),
фактически изолирует этнические истории
от
всемирной – вразрез с реальными
глобализационными процессами.
СИНТЕЗ МАКРОПАРАДИГМ ИСТОРИИ В
ГОРИЗОНТАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Между тем формирующаяся ныне неклассическая
методология истории оперирует
идеями, методами и концептами синтеза макроисторических
парадигм, ориентирующими
историческое познание на
циальной онтологии и структуры исторического
бытия на основе большого спектра
социальных целостностей (типа племя, чифдом,
ном, полис, локальная цивилизация и т.п.)
осмысление со
Стр.3