Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Коммуникативные ценности русской культуры. Категория персональности в лексике и прагматике (209,00 руб.)

0   0
Первый авторДементьев В. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц337
ID225306
АннотацияВ монографии исследуется языковая и речевая репрезентация коммуникативных ценностей русской культуры: в лексике, идиоматике, грамматике русского языка, вербальной и невербальной коммуникации, фатике и ее жанрах, речевом этикете. Данные ценности рассматриваются на широком культурном фоне, в связи с ключевыми идеями русской культуры. Много внимания уделяется категории персональности и обусловленным ею языковым и коммуникативно-речевым явлениям. Отдельные микроисследования посвящены коммуникативным ценностям в различных сферах современной русской речи.
Кому рекомендованоДля лингвистов, преподавателей и студентов-филологов.
ISBN978-5-9551-0541-3
УДК811.161.1
ББК81
Дементьев, В. В. Коммуникативные ценности русской культуры. Категория персональности в лексике и прагматике : [монография] / В. В. Дементьев .— Москва : Языки славянской культуры, 2013 .— 337 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-во: Глобал Ком .— ISBN 978-5-9551-0541-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/225306 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Категория персональности PHI LOLO G IC A в лексике и прагматике ST U DIA Автор монографий: «Непрямая коммуникация» (2006), «Теория речевых жанров» (2010), «Анекдоты семидесятых» (2011), учебников «Курс польского языка» (2003) и «Курс русского языка» (2005) (в соавторстве). <...> Оппозиция [P] ~ [–P] и русский новояз («гражданский слог», светская речь, «канцелярит») <...> Разговор по душам и светская беседа как два коммуникативных идеала ………………………………… 2.5. <...> Ценности русской фатической и информативной коммуникации: относительность победы информатики над фатикой и унисона над диссонансом ……………….. <...> Этикет и непрямая коммуникация / косвенность в русской речи: маргинальность косвенных директивов и пиррова победа манипуляций ………………………….. <...> Не будет преувеличением сказать, что под знаком обостренной коммуникативности прошла вся история русской культуры, в частности, отношения с западными культурами, вызвавшие к жизни целый ряд значимых аспектов русской коммуникации, особенно в высоких сферах – философии, науки, искусства, литературы. <...> Многие исследователи ключевых идей русской языковой картины мира выделяют, наряду с традиционным представлением о широте и щедрости русской души, особую теплоту и интимность, «родственность» отношений с людьми, которая распространяется в равной степени на «своих» и «чужих», «служит образцом доброго отношения к людям вообще» [Зализняк, Левонтина, Шмелев 2005: 246]. <...> Эта содержательная, эмоциональная и нравственная кульминация русской коммуникации может быть определена как открытие души. <...> Соответственно открытие души тоже входит в сферу конкретных, непосредственных коммуникативных установок (готовность к открытию души, более того – горячее желание, чтобы это произошло, является одним из ключевых качеств русского национального характера) и одновременно постоянных нравственных характеристик личности (способность открыть душу – одно из наиболее <...>
Коммуникативные_ценности_русской_культуры_категория_персональности_в_лексике_и_прагматике.pdf
В. В. Дементьев КОММУНИКАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Категория персональности в лексике и прагматике ГЛОБАЛ КОМ МОСКВА 2013
Стр.4
��� 811.161.1 ��� 81 � 30 ������� ������������ ��� ���������� ��������� ������������ ��������� �� ������ � �������� ������������� � ������ ����������� ������� ��������� «�������� ������ (2012—2018 ����)» ��������� �. �. � 30 ��������������� �������� ������� ��������: ��������� �������������� � ������� � ����������. — �.: ������ ���, 2013. — 36 c. — (Studia philologica). 3 ISBN 978-5-9551-0541-3 � ���������� ����������� �������� � ������� ������������� ��������������� ��������� ������� ��������: � �������, ����������, ���������� �������� �����, ���������� � ������������ ������������, ������ � �� ������, ������� �������. ������ �������� ��������������� �� ������� ���������� ����, � ����� � ��������� ������ ������� ��������. ����� �������� ��������� ��������� �������������� � ������������� �� �������� � ��������������-������� ��������. ��������� ����������������� ��������� ��������������� ��������� � ��������� ������ ����������� ������� ����. ��� ����������, �������������� � ���������-���������. ��� 81 � ���������� ��������� ������������ ������� �. ������ «����� �������!», 1903 �. ��������� � ������ 21.12.2012. ������ 6090 1/16. ������ �������� � 1, ������ ��������, ��������� �����. ���. ���. �. 21. ����� 1000 ���. ����� � ��������� �������������� � ������� � ���������� �������������� ���������� ��������� �. ��������� 2 ������������ ��� ���, ������������ «������ ���». � �������������� 5087746245428. Phone: 959-52-60 E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press ru. , http://www.lrc-lib.ru Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0541-3 © ������ ���, 2013 © �. �. ���������, 2013 ��������������� �������� ������� �������� ����� ���������� ���������
Стр.5
Оглавление Введение ………………………………………………………….. ГЛАВА I. Коммуникативный концепт и коммуникативная ценность ………………………………………………………….. 1.1. «Постулаты» и «теоремы» в современной коммуникативистике ……………………………………… 1.2. Концептологический подход в лингвокультурологии: ценность в системе смежных понятий …………………… 1.3. Ценностно-концептологический подход к изучению коммуникации: культурно поддерживаемые и неподдерживаемые формы коммуникации ……………… ГЛАВА II. Ключевые идеи русской коммуникативной культуры …………………………………….…………………… 2.1. Коммуникативные сценарии русской культуры ………… 2.2. Персональность в русском языке и культуре. Оценочная шкала / оппозиция [P] ~ [–P] ……………………………… 2.2.1. Оппозиция [P] ~ [–P] и русский новояз («гражданский слог», светская речь, «канцелярит») 2.2.2. Оппозиция [P] ~ [–P] и жаргонно-обсценный «низ» русской речи …………………………………………. 2.3. Разговор по душам как коммуникативная проекция концептов дружба, правда, душа ………………………... 2.4. Разговор по душам и светская беседа как два коммуникативных идеала ………………………………… 2.5. «Задушевность» vs. «светскость» vs. «гламурность» в современной русской прессе …………………………… 2.5.1. По душам в современной русской прессе ………… 2.5.2. Светский в современных контекстах ……………... 2.5.3. Гламурность как новая светскость? ……………... 5 7 31 31 45 56 63 63 83 92 106 115 131 160 161 170 171
Стр.6
Оглавление ГЛАВА III. Коммуникативные ценности в русском языке .. 3.1. Категоризация коммуникативных идей в русской лексике и идиоматике ………………………………………………. 3.2. Оппозиция [P] ~ [–P] в лексике: киллер vs. убийца, мастер vs. профессионал и др. персонально релевантные лексические оппозиции …………………… ГЛАВА IV. Коммуникативные ценности в русской речевой системе ……………………………………………………………. 4.0. Постановка проблемы: место коммуникативной ценности в параметризации речи ………………………… 4.1. Ценности русской фатической и информативной коммуникации: относительность победы информатики над фатикой и унисона над диссонансом ……………….. 4.2. Этикет и непрямая коммуникация / косвенность в русской речи: маргинальность косвенных директивов и пиррова победа манипуляций ………………………….. 4.3. Фатическая центробежность ……………………………… 4.4. Национально обусловленные аномалии общения ………. Заключение ………………………………………………………. Список использованных сокращений ………………………... Библиография …………………………………………………… Предметный указатель …………………………………………. Указатель лексем ………………………………………………... Указатель речевых единиц …………………………………...... Указатель имен ………………………………………………...... 190 190 209 221 221 226 237 256 264 270 276 277 302 316 324 330 6
Стр.7