ISBN 978-5-9718-0572-4
Книга представляет собой дидактически обработанный опыт специалиста, полжизни проработавшего практическим психологом в спорте
высших достижений, а полжизни – в вузовской аудитории. <...> Описываются многочисленные способы саморегуляции,
предлагаются тексты рекомендаций, внушений и самовнушений в виде
конкретных практических руководств. <...> Предсоревновательное и соревновательное
психическое напряжение, его динамика и причины .................... <...> Психологическая подготовка спортсмена
как процесс формирования спортивного характера .................... 112
3 <...> Это объединенный опыт работы автора как практического психолога спорта высших достижений и преподавателя вуза. <...> «Мне очень помог справиться с отрицательными эмоциями
психолог нашей сборной Геннадий Дмитриевич Горбунов». <...> Известия, 25.08.2010 г.
«У нас был хороший психолог в сборной – Геннадий Дмитриевич Горбунов. <...> GZT.RU, Спорт, спорт и еще раз спорт
«Геннадий Дмитриевич Горбунов очень позитивный человек,
одного взгляда на него хватает, чтобы зарядиться положительной
энергией. <...> Андрей Воронцов, главный тренер сборной России по плаванию. <...> РИА «Новости»
«С прошлого сезона начали перед турнирами работать с психологом – Горбуновым Геннадием Дмитриевичем. <...> – Да, очень много с ним работаем, это Горбунов Геннадий Дмитриевич, профессор, умница, замечательный человек. <...> Тренер Евгений Рукавицын о работе с чемпионом России Константином Меньшовым. <...> Спорт
8
ПРЕДИСЛОВИЯ
К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ ТРЕНЕРА
М
ысль, что тренер, который все хочет сделать сам и при этом
боится поделиться своими успехами, своим опытом и славой с теми, кто работает с ним бок о бок, ограничивает свои профессиональные возможности, не давала мне покоя. <...> ,
заслуженный тренер СССР,
заслуженный работник
физической культуры РСФСР
ПРЕДИСЛОВИЕ СПОРТСМЕНА
Н
а пути к результатам высокого класса спортсменам сегодня приходится систематически выдерживать и преодолевать экстремальные физические и эмоциональные <...>
Психопедагогика_спорта._Учебное_пособие._Гриф_УМО..pdf
УДК 796/799
ББК 88.4
Г67
Рецензент:
А. В. Родионов – доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой психологии РГУФК
Горбунов Г. Д.
Г67
Психопедагогика спорта [Текст] : учеб. пособие /
Г. Д. Горбунов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Советский
спорт, 2012. – 312 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0572-4
Книга представляет собой дидактически обработанный опыт специалиста,
полжизни проработавшего практическим психологом в спорте
высших достижений, а полжизни – в вузовской аудитории. Она посвящена
практическим вопросам психологии воздействия с позиций воспитательных
задач педагогики спорта. В ней раскрывается содержание
психо ло гического обеспечения подготовки спортсмена по схеме: из учить –
рекомендовать – обучить – помочь. Раcсматриваются особенности спортивного
характера и пути его совершенствования. Даются проверенные
в спортивной практике варианты релаксации, внушенного отдыха, аутотренинга,
транса, гипноза, вербально-музыкальной и других видов психорегуляции.
Описываются многочисленные способы саморегуляции,
предлагаются тексты рекомендаций, внушений и самовнушений в виде
конкретных практических руководств.
Для спортсменов, тренеров, психологов-практиков, студентов.
УДК 796/799
ББК 88.4
ISBN 978-5-9718-0572-4
© Горбунов Г. Д., 2007
© Горбунов Г. Д., 2012, с изменениями
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский cпорт”», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к четвертому изданию ................................................. 6
Предисловия к первому изданию ....................................................... 9
От автора ..................................................................................................... 12
Глава I. Введение в предмет и содержание
психопедагогики спорта ................................................... 15
1.1. Психология воздействия и психопедагогика спорта ............ 16
1.2. Содержание психологического обеспечения
подготовки спортсмена .......................................................................... 24
Глава II. Изучение спортсмена, или психодиагностика
в спорте ................................................................................. 29
2.1. Общие направления в изучении спортсмена .......................... 32
2.2. Основные пути изучения спортсмена ....................................... 51
2.3. От психодиагностики к рекомендациям .................................. 57
Глава III. Психические напряжения в спорте ......................... 59
3.1. Психические перенапряжения
в тренировочном процессе .................................................................... 62
3.2. Признаки психического перенапряжения
в тренировочном процессе .................................................................... 65
3.3. Рекомендации спортсмену в тренировочном процессе ...... 71
3.4. Рекомендации тренеру в тренировочном процессе .............. 73
3.5. Предсоревновательное и соревновательное
психическое напряжение, его динамика и причины .................... 75
3.6. Рекомендации к соревнованиям ................................................. 85
Глава IV. Психологическая подготовка в спорте .................. 96
4.1. Психологическая подготовка тренера ....................................... 98
4.2. Психологическая подготовка спортсмена
как процесс формирования спортивного характера .................... 112
3
Стр.3
4.3. Психологическая подготовка спортсмена
к продолжительному тренировочному процессу .......................... 114
4.4. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе ............. 115
4.5. Отношения, обеспечивающие успешность
тренировочного процесса ...................................................................... 127
4.6. Общая психологическая подготовка спортсмена
к соревнованиям ....................................................................................... 141
4.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена
к конкретному соревнованию .............................................................. 147
Глава V. Процесс воспитания в системе психологической
подготовки спортсмена .................................................. 150
5.1. Убеждения и внушения как основные методы
воздействия на спортсмена ................................................................... 152
5.2. Лекции и беседы для спортсменов ............................................. 154
5.3. Косвенное внушение ....................................................................... 166
5.4. Гетеротренинг и релаксация ......................................................... 168
5.5. Внушенный отдых ............................................................................ 188
5.6. Гипноз в спорте .................................................................................. 192
5.7. Аутогенная тренировка в спорте ................................................. 198
5.8. О размышлениях и рассуждениях .............................................. 205
Глава VI. Процесс самовоспитания в системе общей
психологической подготовки спортсмена ............ 211
6.1. Управление телесными проявлениями эмоций .................... 219
6.2. Управление содержанием своего внутреннего
психического мира ................................................................................... 232
6.3. Контроль и коррекция внешних раздражителей .................. 246
6.4. Управление своим социумом ....................................................... 249
Глава VII. Психорегулирующие средства
восстановления ............................................................. 265
7.1. Внушение как средство активизации процессов
восстановления ......................................................................................... 265
7.2. Вербально-музыкальная психорегуляция ............................... 267
4
Стр.4
7.3. Вечерние сеансы психорегуляции .............................................. 271
7.4. Оздоровительный сеанс ................................................................. 272
7.5. Психобиоэнергетический транс как средство
восстановления в спорте ........................................................................ 277
Глава VIII. Коррекция психических состояний
с целью укрепления психологической защиты
спортсмена на заключительном этапе
подготовки к ответственным
соревнованиям ............................................................. 280
8.1. Психотренинг адаптации к соревновательной
ситуации ..................................................................................................... 282
8.2. Ситуативное управление состоянием и поведением
спортсмена в условиях соревнований .............................................. 287
8.3. Секундирование в спорте .............................................................. 289
Глава IX. Практический психолог-педагог
в спортивной команде ................................................... 295
9.1. Личностные особенности, определяющие
успешность деятельности психолога в команде ............................ 296
9.2. Типы, стиль, особенности работы практических
психологов в командах ........................................................................... 302
9.3. Отношение спортсменов и тренеров к психологам .............. 308
Послесловие ............................................................................................... 311
5
Стр.5