Эволюционный подход к анализу фирмы
Вопросы для самопроверки
5
9
12
14
18
20
Глава 2. <...> Рыночные барьеры и предотвращение входа в рынок
Вопросы для самопроверки
20
25
30
33
38
Глава 3. <...> Задачами учебного курса «Теория отраслевых рынков», изложенного в
пособии, являются: 1) выработка навыков типологического анализа рынков и
отраслей; 2) демонстрация применения микроэкономического подхода для
объяснения формирования и оценки эффективности различных рыночных
структур; 3) знакомство с методологией и основными направлениями
теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых
рынков. <...> В рамках неоклассического подхода фирма оперирует в экзогенно
задаваемой для нее среде, параметры которой находятся за пределами ее
контроля. <...> 5
В условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства
устанавливается фирмой на уровне, которому соответствует совпадение цены,
по которой она реализует свою продукцию, с предельными издержками
производства. <...> Наряду с обусловленными рынком ограничениями, которые связаны с
рассмотрением фирмы в неоклассической микроэкономике в качестве
ценополучателя (прайс-тейкера), фирма также должна при максимизации
прибыли принимать во внимание технологические ограничения. <...> Существенным фактором, который определяет форму кривых издержек на
долгосрочных интервалах, является экономия от масштаба производства. <...> Средние издержки на долгосрочном интервале должны быть не выше средних
издержкек на краткосрочном интервале. <...> Поэтому кривая средних издержек на
долгосрочном интервале изображается в виде кривой, огибающей кривые
6
средних издержек на краткосрочных интервалах. <...> Это расширение неоклассического подхода, имеющее
центральное значение для теории и политики в области конкуренции. <...> То же касается
нечетких рекомендаций, которые неоклассический подход может дать для
определения размеров фирмы с точки зрения ее управляемости. <...> Основным объектом критики в рамках <...>
Теория_отраслевых_рынков._Часть_1_Учебное_пособие.-_Казань_ООО_Алекспресс,_2013.-_83_с..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Казанский институт (филиал)
А. В. ОСИПОВ
ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
ЧАСТЬ 1
Учебное пособие
Казань 2013 г.
Стр.1
УДК 339.13.01(075.8)
ББК 65.012.2я73
О 74
Печатается по решению Учебно-методического совета Казанского
института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ»
Автор:
Осипов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой
экономики Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ»
Рецензенты:
Латыпов Р.А. - доктор экономических наук, профессор кафедры
коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Казанского института
(филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ»
Нигматуллина Л.Г. - кандидат экономических наук, доцент кафедры
экономической теории НОУ ВПО Университет управления «ТИСБИ»
Осипов А.В. Теория отраслевых рынков. Часть 1: учебное пособие. -
Казань: ООО «Алекспресс», 2013. - 83 с.
ISBN 978-5-906609-06-9
В учебном пособии рассмотрена современная теория функционирования
отраслевых рынков. Представленный материал расширяет и углубляет
понимание процессов, происходящих на микро- и мезоэкономическом уровне.
Соответствует государственному стандарту высшего профессионального
образования.
Предназначено для студентов экономических специальностей всех форм
обучения. Может быть использовано обучающимися в магистратуре и
аспирантуре.
© Казанский институт (филиал) РГТЭУ, 2013
© А. В. Осипов, 2013
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Фирма в теории отраслевых рынков
1.1. Неоклассическая теория фирмы, ее модернизация
1.2. Фирма как коалиция интересов
1.3. Подход «принципал-агент» и теория контрактов
1.4. Теория трансакционных издержек и границы фирмы
1.5. Эволюционный подход к анализу фирмы
Вопросы для самопроверки
Глава 2. Отраслевой рынок: границы и детерминанты
2.1. Рынок и отрасль: подходы к определению и классификация
2.2. Рыночные структуры: детерминанты и интенсивность конкуренции
2.3. Уровень концентрации и определяющие факторы
2.4. Рыночные барьеры и предотвращение входа в рынок
Вопросы для самопроверки
Глава 3. Отраслевая конкуренция и модели рыночных структур
3.1. Модель совершенной конкуренции и ее ограниченность
3.2. Монополистическая конкуренция и затраты по реализации
3.3. Олигополия: некооперативное и кооперативное поведение
3.4. Монополия и рыночная власть. Естественная монополия
Вопросы для самопроверки
Глава 4. Ценовые стратегии фирмы на отраслевом рынке
4.1. Ценообразование «издержки-плюс»
4.2. Стратегии ценовой дискриминации
4.3. Ценообразование по пиковой нагрузке
4.4. Трансфертные (внутренние) цены
Вопросы для самопроверки
Глава 5. Неценовые стратегии: дифференциация продукции и реклама
5.1. Типы и показатели дифференциация продукции
5.2. Дифференциация продукции: анализ эффектов благосостояния
5.3. Модели продуктовой дифференциации: базовые подходы
Список литературных источников
3
4
5
9
12
14
18
20
20
25
30
33
38
38
41
43
58
60
60
62
65
66
68
69
74
77
5.4. Реклама: функции, модели расходов при различных структурах рынка 79
Вопросы для самопроверки
82
83
Стр.3
Предисловие
В данном учебном пособии рассмотрены ключевые аспекты современной
теории функционирования отраслевых рынков. Методологическую основу
составили базовые теоретические положения микро- и мезоуровня.
Задачами учебного курса «Теория отраслевых рынков», изложенного в
пособии, являются: 1) выработка навыков типологического анализа рынков и
отраслей; 2) демонстрация применения микроэкономического подхода для
объяснения формирования и оценки эффективности различных рыночных
структур; 3) знакомство с методологией и основными направлениями
теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых
рынков.
Дидактические единицы, использованные в пособии, являются
целесообразным минимумом, которым должены овладеть студенты в
соответствии с государственным стандартом высшего профессионального
образования. Рекомендуется использование пособия для самостоятельной
подготовки учащихся и самоконтроля с целью определения глубины и
прочности усвоения отдельных тем курса.
При изложении материала предполагается, что студентам известны
базовые экономико-математические модели из общепрофессиональных
дисциплин первого курса. Композиция каждой темы позволяет наглядно
продемонстрировать логику и последовательность принятия экономических
решений на отраслевом рынке. Для самопроверки предлагается ответить на
значимые для понимания вопросы, расположенные в конце главы. Учебное
пособие пригодно для его использования магистрантами и аспирантами.
Во второй части данного учебного пособия будет рассмотрен ряд
принципиальных для понимания предмета тем:
Стратегии фирм на базе технологических изменений и инноваций
1. Технологические изменения и инновации: ключевые понятия
2. Структура отраслевого рынка и ход технологических изменений
3. Типология инновационных стратегий бизнеса
4. Диффузия инноваций: детерминанты и подходы к моделированию
5. Патенты и стимулирование инноваций
Вертикальная интеграция и диверсификация как ядро стратегии
1. Вертикальная интеграция: типология и мотивация
2. Вертикальная интеграция: экономия издержек и неопределенность
3. Институциональные детерминанты вертикальной интеграции
4. Вертикальные ограничения и сетевые структуры
5. Диверсификация: классификация, причины и тенденции
Взаимодействие государства и отраслевых рынков
1. Необходимость и направления государственной отраслевой политики
2. Политика поддержки конкуренции и антимонопольное регулирование
3. Естественные монополии и политика государства
Пожелания и советы по улучшению учебного пособия можно направлять
автору по электронной почте (e-mail): osipov_av@bk.ru
4
Стр.4
Глава 1. Фирма в теории отраслевых рынков
1.1. Неоклассическая теория фирмы и ее модернизация
Фирма выступает главным действующим лицом в теории отраслевых
рынков (ТОР). Эта теория имеет в своей основе ряд экономических парадигм,
которые проявляются в развитии представлений о фирме, рыночных
структурах и их функционировании. Набольшую известность получили четыре
базовых подхода: неоклассическая теория фирмы; подход «принципал-агент»;
подход трансакционных издержек; эволюционная теория фирмы.
Фирма часто упрощенно представляется как хозяйственная единица,
которая трансформирует входные ресурсы (факторы)
в рамках
производственного процесса в результаты (объемы выпуска). Согласно
неоклассической версии, фирма - идеализированная форма бизнеса, чьи действия
предопределяются чисто экономическими мотивами максимизации
прибыли (или минимизации производственных издержек). В общем случае
получаемая фирмой прибыль является результатом удовлетворения спроса
потребителей товаров или услуг, которые реализуются на имеющем
конкурентную структуру рынке по складывающейся на нем цене.
Предпосылки неоклассической модели совершенной конкуренции:
1) наличие на рынке значительного количества фирм, доля каждой из
которых в общем предложении незначительна, поэтому каждая фирма не
может занимать на рынке доминирующего положения, а также оказывать
влияние на другие фирмы;
2) присутствие на рынке очень большого количества покупателей, каждый
из которых приобретает незначительную долю продукции;
3) наличие полной (совершенной) информации, свободно доступной всем
участникам рынка относительно свойств (характеристик) продаваемых товаров,
производственных ресурсов и цен на них;
4) однородность производимой продукции,
в силу которой
потребительские предпочтения зависят от рыночных цен;
5) отсутствие барьеров для входа в рынок и выхода из него, возможность
перемещения ресурсов из одного рыночного сектора в другой без всяких
издержек.
В рамках неоклассического подхода фирма оперирует в экзогенно
задаваемой для нее среде, параметры которой находятся за пределами ее
контроля. Хотя и ставится вопрос о размерах фирмы и определяющих его
факторах, но он преимущественно исследуется исходя из традиционного для
этого подхода представления о рыночной эффективности и стремлении фирмы
к максимизации прибыли. Размер фирм и их количество в отрасли, т.е.
важнейшие факторы, определяющие рыночную структуру, существенным
образом связаны с эффектом от масштаба, а также с эффектом сети
(разнообразия).
5
Стр.5