С.Е. Бородачева, О.П. Бочкарева, В.А. Мезенцева
Организация и методика проведения занятий
по физическому воспитанию со студентами
специальной медицинской группы в ВУЗе
Методические указания для самостоятельной работы студентов
высших учебных заведений по общефизической подготовке
Кинель
РИЦ СГСХА
2011
УДК 378.172
ББК 75
К-43
Бородачева С.Е. <...> К-43 Организация и методика проведения занятий по
физическому воспитанию со студентами специальной
медицинской группы в ВУЗе: методические указания /
Бородачева С.Е. <...> Введение
Физическое воспитание составляет важную часть
оздоровительной и воспитательной работы и является
мощным средством укрепления здоровья, гармоничного
развития и хорошей физической подготовкой учащейся
молодежи. <...> Физические упражнения вызывают усиленное
функционирование всех органов и систем растущего
организма, способствует совершенствованию их работы. <...> Особенно важны физические упражнения и закаливание для
студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. <...> Все занятия должны проводиться со строгим
учетом состояния здоровья студентов, в связи с этим ведется
врачебный контроль. <...> Время идет, все более становится ясным, что будущее
лечебной физкультуры связано с изучением механизмов
действия физических упражнений на организм. <...> Проникая в тайну механизмов действия
физических упражнений,
современные
специалисты
лечебной физкультуры тем самым приближают заветную
цель- управление с помощью физических упражнений
функциями человеческого организма. <...> В наши дни врач
и методист ЛФК у постели больного в первые же часы после
операции на сердце, легких, желудке и кишечнике, почках…
гимнастика назначается в ранние сроки больным с
переломами костей, позвоночника, после ортопедических
операций… <...> Стремительно меняется представление о значении
лечебной физкультуры при ряде тяжелых терапевтических
заболеваний. <...> Сейчас при не осложненном течении инфаркта миокарда
больной уже через несколько <...>
Организация_и_методика_проведения_занятий_по_физическому_воспитанию_со_студентами_специальной_медицинской_группы_в_ВУЗе.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ ФГОУ ВПО Самарская
государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра «Физической культуры и спорта»
С.Е. Бородачева, О.П. Бочкарева, В.А. Мезенцева
Организация и методика проведения занятий
по физическому воспитанию со студентами
специальной медицинской группы в ВУЗе
Методические указания для самостоятельной работы студентов
высших учебных заведений по общефизической подготовке
Кинель
РИЦ СГСХА
2011
Стр.1
УДК 378.172
ББК 75
К-43
Бородачева С.Е.
К-43 Организация и методика проведения занятий по
физическому воспитанию со студентами специальной
медицинской группы в ВУЗе: методические указания /
Бородачева С.Е. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2011. – с.
Рекомендации предназначены для студентов и преподавателей
физического воспитания, работающих со специальными
медицинскими группами в СГСХА. Цель рекомендаций помочь
более четко и правильно организовать медицинский контроль за
занимающимися физической культурой в СГСХА.
© ФГОУ ВПО Самарская ГСХА, 2011
© Бородачева С.Е., Бочкарева, О.П.Мезенцева В.А., 2011
Стр.2
Оглавление
1.Введение ................................................................................... 4
2.Задачи и организация занятий по физической культуре в
специальных медицинских группах.......................................... 6
3.Программа по физическому воспитанию со студентами в
специальных медицинских группах.......................................... 7
4.Принцип комплектования специальных медицинских
групп........................................................................................... 10
5.Общие рекомендации по физическому воспитанию
студентов.................................................................................... 12
5.1.Заболевания сердечно-сосудистой системы ................. 18
5.2.Заболевания органов дыхания ....................................... 18
5.3.Функциональные нарушения осанки и сколиозы ........ 19
5.4.Заболевания органов пищеварения ............................... 20
5.5.Болезни почек и мочевых путей .................................... 21
5.6.Эндокринные и обменные заболевания ........................ 21
5.7.Болезни суставов ............................................................. 22
5.8.Миопия (близорукость) .................................................. 23
Выводы....................................................................................... 24
Рекомендуемая литература ...................................................... 27
Стр.3
Глава 1. Введение
Физическое воспитание составляет важную часть
оздоровительной и воспитательной работы и является
мощным средством укрепления здоровья, гармоничного
развития и хорошей физической подготовкой учащейся
молодежи. Физические упражнения вызывают усиленное
функционирование всех органов и систем растущего
организма, способствует совершенствованию их работы.
Особенно важны физические упражнения и закаливание для
студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Такие занятия повышают общую тренированность
организма, способствуют устранению нарушенных функций
в организме. Все занятия должны проводиться со строгим
учетом состояния здоровья студентов, в связи с этим ведется
врачебный контроль.
Время идет, все более становится ясным, что будущее
лечебной физкультуры связано с изучением механизмов
действия физических упражнений на организм. Такому
направлению исследований способствуют и успехи
отечественной физиологии, биологии и клинической
медицины. Проникая в тайну механизмов действия
физических упражнений,
современные специалисты
лечебной физкультуры тем самым приближают заветную
цель- управление с помощью физических упражнений
функциями человеческого организма.
Какая же она, лечебная физкультура, сегодня? Прежде
всего это хорошо организованная дисциплина, в которой
трудится более 3000 специалистов.
Необозримо расширился диапазон использования
физических упражнений с лечебной целью. В наши дни врач
и методист ЛФК у постели больного в первые же часы после
операции на сердце, легких, желудке и кишечнике, почках…
гимнастика назначается в ранние сроки больным с
переломами костей, позвоночника, после ортопедических
операций…
Стр.4
Стремительно меняется представление о значении
лечебной физкультуры при ряде тяжелых терапевтических
заболеваний.
Еще в 40-50-х годах прошлого столетия считалось строго
обязательным больным инфарктом миокарда пребывать в
постели, иногда только на спине, не менее 1-2 месяцев.
Сейчас при не осложненном течении инфаркта миокарда
больной уже через несколько дней приступает к занятиям
лечебной гимнастикой, выполняя несложные движения
руками и ногами, повороты на бок.
Результаты, которые дала при этом лечебная
физкультура в виде снижения грозных осложнений,
укорочения сроков восстановления, резкого сокращения
случаев перехода на инвалидность и увеличения числа
больных, возвращающихся к своему привычному труду,
необычайно воодушевили терапевтов.
Специалистам лечебной физкультуры приходится теперь
даже сдерживать их активность. Так, например, не успели
эксперты Всемирной организации здравоохранения
рекомендовать этим больным трехнедельный курс лечения в
больнице, как появились сообщения о том, что в некоторых
странах этот срок сократили до 16 и даже 13 дней.
Разработаны и успешно применяются методики
лечебной физкультуры при заболеваниях легких и обмена
веществ.
Становится все более ясным, что человеческий организм
таит в себе огромный защитный потенциал.
Надо сказать, что специальные исследования показали
способность подобной процедуры усиливать действие
лекарств, применяемых при лечении язвенной болезни.
Когда же больной избавится от болей и других
неприятностей, связанных с обострением язвенной болезни,
в комплексы гимнастики следует включать все большее
количество общеукрепляющих упражнений. И можно смело
сказать, что физкультура и спорт в разумных дозах будут
Стр.5