Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМажар Николай Евгеньевич
АвторыЖурова Виктория Геннадьевна
ИздательствоУниверсум
Страниц144
ID224023
АннотацияВ монографии раскрывается и обосновывается один из основных механиз- мов, позволяющих повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов – процесс становления гражданской компетентности студенческой молодежи, востребованный в связи с развитием гражданского общества и внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода. На основе сущностной характеристики раскрываются содержание и структура гражданской компетентности личности; рассмотрены основные подходы к процессу становления гражданской компетентности; разработаны критерии оценки и структурно-функциональная модель процесса становления гражданской компетентности студенческой молодежи; обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса; оценен социально-педагогический потенциал вуза в становлении гражданской компетентности студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодежи.
ISBN978-5-91412-193-0
УДКвысшее образование
ББКвысшее образование
Мажар, Н.Е. ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ / В.Г. Журова; Н.Е. Мажар .— Смоленск : Универсум, 2013 .— 144 с. — ISBN 978-5-91412-193-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/224023 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Мажар Н.Е., Журова В.Г. ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ Монография Смоленск 2013 ББК 74.58 : 60.9п М 134 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Подымова Л.С., доктор педагогических наук, профессор Леванова Е.А. <...> М 134 Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления: Монография / Мажар Н.Е., Журова В.Г. – Смоленск: Универсум, 2013. <...> ISBN 978-5-91412-193-0 В монографии раскрывается и обосновывается один из основных механизмов, позволяющих повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов – процесс становления гражданской компетентности студенческой молодежи, востребованный в связи с развитием гражданского общества и внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода. <...> На основе сущностной характеристики раскрываются содержание и структура гражданской компетентности личности; рассмотрены основные подходы к процессу становления гражданской компетентности; разработаны критерии оценки и структурно-функциональная модель процесса становления гражданской компетентности студенческой молодежи; обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса; оценен социально-педагогический потенциал вуза в становлении гражданской компетентности студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодежи. <...> © Мажар Н.Е., Журова В.Г., 2013 © Смоленский гуманитарный университет, 2013 © Оформление ООО «Универсум», 2013 Введение В российском обществе на рубеже ХХ–ХХI веков произошли кардинальные государственно-политические и социально-экономические преобразования. <...> И в настоящее время система профессионального образования становится тем ключевым институтом социализации личности, в котором новое поколение молодежи активно приобщается к базовым ценностям отечественной и мировой культуры и который обеспечивает становление <...>
ГРАЖДАНСКАЯ__КОМПЕТЕНТНОСТЬ__СТУДЕНЧЕСКОЙ_МОЛОДЕЖИ__ПРОБЛЕМЫ_СТАНОВЛЕНИЯ_(1).pdf
СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Мажар Н.Е., Журова В.Г. ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ Монография Смоленск 2013
Стр.1
ББК 74.58 : 60.9п М 134 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Подымова Л.С., доктор педагогических наук, профессор Леванова Е.А. М 134 Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления: Монография / Мажар Н.Е., Журова В.Г. – Смоленск: Универсум, 2013. – 144 с. ISBN 978-5-91412-193-0 В монографии раскрывается и обосновывается один из основных механизмов, позволяющих повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов – процесс становления гражданской компетентности студенческой молодежи, востребованный в связи с развитием гражданского общества и внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода. На основе сущностной характеристики раскрываются содержание и структура гражданской компетентности личности; рассмотрены основные подходы к процессу становления гражданской компетентности; разработаны критерии оценки и структурно-функциональная модель процесса становления гражданской компетентности студенческой молодежи; обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса; оценен социально-педагогический потенциал вуза в становлении гражданской компетентности студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодежи. © Мажар Н.Е., Журова В.Г., 2013 © Смоленский гуманитарный университет, 2013 © Оформление ООО «Универсум», 2013
Стр.2
Введение В российском обществе на рубеже ХХ–ХХI веков произошли кардинальные государственно-политические и социально-экономические преобразования. Наша страна идет по пути построения демократического государства и становления гражданского общества, совершенствования всех сфер жизни человека и гражданина. Успехи на этом пути зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от гражданской ответственности и компетентности личности, которыми определяется степень готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы. Происходящий процесс трансформации различных сфер общественной жизни в современной России сопровождается углубляющимся переосмыслением государственной политики в области образования, в частности для современного этапа развития ее характерно повышение внимания к вопросам воспитания молодежи, и студенческой в особенности. Воспитание гражданина становится общей целью образовательной системы России и одним из основных принципов государственной политики в области образования, который нашел отражение в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, Концепции модернизации российского образования. Вся система образования, и особенно ее высший уровень, ориентирована на подготовку всесторонне образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных граждан, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, умеющих сотрудничать, отличающихся мобильностью, динамизмом и конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общество и государство возлагают на учреждения профессионального образования важнейшую задачу – воспитать гражданина, обладающего всей гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженного идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающего национальные и личностные свободы, как окружающих, так и свои; гражданина, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданина, которого характеризует способность к разнообразной и 3
Стр.3
продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности. И в настоящее время система профессионального образования становится тем ключевым институтом социализации личности, в котором новое поколение молодежи активно приобщается к базовым ценностям отечественной и мировой культуры и который обеспечивает становление гражданской компетентности личности – выработку активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства. Актуальность проблемы становления гражданской компетентности студенческой молодежи определяется еще и коренными изменениями в организации вузовской образовательной среды, в результате чего современное студенчество интенсивно включается в хаос только формирующегося образовательного Интернет-пространства, получает свободный доступ к огромному количеству каналов развлекательного телевидения, что приводит к утрате социальных ориентиров у значительной части студенчества, которая чаще всего свои жизненные установки и перспективы видит сквозь призму «виртуальных миров» и сомнительных ценностей массовой культуры. В результате этого в студенческой среде стали чаще наблюдаться проявления асоциального поведения, современное поколение студенческой молодежи все в меньшей мере становится носителем гражданских качеств в полном объеме и не готово участвовать в построении гражданского общества в результате несформированности гражданских и патриотических ориентиров. Все это свидетельствует о том, что немалая часть студенческой молодежи характеризуется низким уровнем сформированности гражданской компетентности. Осознание перечисленных выше обстоятельств повышает требования к воспитательной деятельности в вузах, предполагает разработку и совершенствование технологий управления воспитательным процессом, причем процесс становления гражданской компетентности студентов может стать одним из основных механизмов, позволяющих повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Проблема гражданского воспитания молодежи всегда привлекала внимание ученых, так как, по сути, молодежь всегда несла особую ответственность за настоящее и будущее Отечества, за сохранение и развитие общества, за преемственность культуры, за уровень жизни старших поколений и воспроизводство новых. Вера в Россию и рассуждения о завтрашнем дне России, ценностных ориентациях общества, национальной безопасности страны всегда были и остаются сопряженными с вопросами воспитания, поскольку корни творческого развития и гражданского становления подрастающего поколения кроются, прежде всего, в воспитании, в том числе и в воспитании профессионала. Ведь именно те молодые люди, которые сидят сейчас в вузов4
Стр.4
ских аудиториях, вскоре встанут во главе страны, будут определять ее судьбу и оказывать влияние на мировое развитие. В контексте современных споров о целях и задачах воспитания молодого поколения не теряет актуальности отечественное философское наследие. Анализ понятий «гражданственность», «гражданский долг», «гражданские обязанности», «патриотизм» и других часто можно встретить в сочинениях Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Н.И. Пирогова, П.А. Флоренского и других отечественных ученых. В их трудах провозглашается абсолютная ценность личности, ее право на творческую свободу, которые могут быть достигнуты только как результат воспитания гражданина. В условиях современного развития глобального мирового сообщества эти положения становятся особо значимы. Современным студентам - будущим специалистам, с одной стороны необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в глобальном сообществе изменениям, а с другой – к возрастающей социальной ответственности за судьбы страны и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. Именно на учебные заведения возложена особая историческая ответственность за развитие гражданской позиции студентов, а роль профессионального образования в этих условиях в становлении гражданской компетентности студентов неизмеримо вырастает. Понятие «гражданская компетентность», введено несколько лет назад в научный оборот в связи с развитием компетентностного подхода к определению целей и качества образования. Однако в большинстве исследований (Г.Я. Гревцевой, И.А. Зимней, Р. Даля и др.) понятие гражданской компетентности рассматривается либо в связи с проблемами гражданского воспитания, либо в связи с проблемой компетентностного подхода в широком смысле слова. В диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются различные аспекты и проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения: историко-педагогический (С.И. Беленцов, В.И. Блинов, А.П. Булкин, О.И. Волжина, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Синельников, И.В. Суколенов и др.), социально-педагогический (А.В. Беляев, Г.Я. Гревцева, Н.А. Савотина, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов и др.), социально-психологический (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М. Седлаж), социально-правовой (С.С. Алексеев, О.И. Донецкая, Е.И. Известнова, Е.А. Лукашева, Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц, В.Н. Снетков). Также в исследованиях изучены пути и средства гражданского воспитания (Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева, Р.Г. Гурова, Т.В. Гурская, И.М. Дуранов, Л.В. Кузнецова, Б.Т. Лихачев, Н.А. Савотина, Ф.Х. Сахапова, Г.Н. Филонов и др.), вопросы формирования гражданских качеств у учащейся молодежи (Л.И. Аманбаева, С.В. Анохин, И.Ю. Буланов, В.Н. Власова, И.М. Дуранов, В.В. Мартынова, Г.Г. Николаев, Т.Н. Османки5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.