Возникновение взаимодействия и взаимосвязи
на разных стадиях развития живых систем . <...> Совершенствование языковой формы
кодирования информации в онтогенезе
как функция интеллектуального развития .......................... 114
Глава 11. <...> В монографии формулируется и обосновывается оригинальное представление о возникновении и развитии в процессе филогенеза и онтогенеза животного мира трех сигнальных
систем как базовой основы совершенствования адаптивных
свойств организма, в конечном итоге приводящей к формированию интеллектуальных функций. <...> Психическая детерминация функций,
в значительной мере определяющая эффекты продуктивного мышления, во многом обусловлена объемом информационного тезауруса личности и вероятностной, многозначной
и размытой логикой конструирования и реализации суждений и умозаключений. <...> Возникновение взаимодействия и взаимосвязи на разных стадиях
развития живых систем
на мембранах, создающих определенные изменения в разности электрических потенциалов, влияющих на процессы в различной степени обратимых конформационных превращений
сократительных белков протоплазмы. <...> Возникновение взаимодействия и взаимосвязи на разных стадиях
развития живых систем
низма на раздражитель, осуществляемая при обязательном
участии центральной нервной системы. <...> В естественных условиях жизнедеятельности рефлекторная реакция имеет место при пороговом и надпороговом
раздражении периферических воспринимающих рецепторных элементов нервной системы, образующих входное звено
рефлекторной дуги. <...> Структурной основой рефлекса является рефлекторная
дуга – последовательно соединенная цепочка нервных клеток, обеспечивающая реализацию реакции (ответа) организма на внешнее или внутреннее раздражение. <...> Рефлекторная
дуга состоит из афферентного, центрального (промежуточного) и эфферентного звеньев, элементы которых определенным образом связаны между собой (рис. <...> Возникновение взаимодействия <...>
Совершенствование_информационных_процессов_взаимодействия_организма_со_средой_в_когнитологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
О. Г. Чораян,
И. О. Чораян,
Г. О. Чораян
СОвершенСтвОванИе
ИнфОрмацИОнных прОцеССОв
взаИмОдейСтвИя ОрГанИзма
СО СредОй в кОГнИтОлОГИИ
Ростов-на-Дону
Издательство Южного федерального университета
2010
Стр.1
УДК 612.821
ББК 28.91
Ч 21
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Ответственный редактор:
профессор Айдаркин Е. К.
Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Ч 21
Чораян О. Г., Чораян И. О., Чораян Г. О.
Совершенствование информационных процессов взаимодействия
организма со средой в когнитологии / О. Г. Чораян,
И. О. Чораян, Г. О. Чораян. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. –
176 с.
ISBN 978-5-9275-0756-6
В монографии процессы формирования интеллекта и становления когнитивных
функций рассматриваются сквозь призму совершенствования
информационного взаимодействия организма со средой в ходе фило- и онтогенеза;
изложены взгляды и концепции отечественных и зарубежных
ученых, разрабатывавших положения о природе интеллекта, путях его онтогенетического
развития и формировании когнитивных стилей, лежащих
в основе индивидуального своеобразия мыслительной деятельности, которые
дополнены результатами исследований авторского коллектива.
Монография рассчитана на широкий круг читателей: студентов, научных
сотрудников, преподавателей, всех интересующихся проблемами физиологии,
психологии, философии, концепциями естественного и искусственного
интеллекта.
ISBN 978-5-9275-0756-6
Удк 612.821
ББк 28.91
© Чораян О. Г., Чораян И. О.,
Чораян Г. О., 2010
© Южный федеральный университет, 2010
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2010
Стр.2
Оглавление
введение ........................................................................... 5
Глава 1. Возникновение взаимодействия и взаимосвязи
на разных стадиях развития живых систем ........................... 7
Глава 2. Развитие вероятностного детерминизма
в процессе усложнения структуры и функции
нервной системы .............................................................. 15
Глава 3. Классификация видов информации ....................... 19
Глава 4. Психическая деятельность как качественно
новый уровень организации высшей нервной
деятельности .................................................................... 2
Глава 5. Виртуальность в анализаторной деятельности ......... 27
Глава 6. Экстраполяция как основа мыслительной
деятельности .................................................................... 48
Глава 7. Когнитивные стили как индивидуальноспецифичные
способы осуществления мыслительной
деятельности .................................................................... 65
Глава 8. Онтогенетические аспекты формирования
и реализации мыслительной деятельности .......................... 8
Глава 9. Совершенствование дивергентного
и конвергентного интеллекта в онтогенезе .......................... 100
Глава 10. Совершенствование языковой формы
кодирования информации в онтогенезе
как функция интеллектуального развития ......................... 114
Глава 11. Особенности процесса образования
ассоциаций и интеллектуальное развитие ребенка .............. 1 2
заключение .................................................................... 146
литература ..................................................................... 152
Стр.3