Р. А. Хачатрян
ЕГЛУ им.В.Я.Брюсова
Место и значение творчества Густаво Адольфо Беккера в контексте европейского и испанского
романтизма
Источник: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ (Вопросы филологии.
Выпуск 3) Часть II. Ереван, "Лингва", 2008.
Оригинал здесь: http://www.brusov.am.
В фигурных скобках {} указаны номера страниц.
Испания вошла в XIX век чрезвычайно отсталой в экономическом, социальном и культурном
отношении страной. Бесстыдный фаворитизм, интриги и заговоры придворной камарильи, повседневный
инквизиционный надзор над всеми видами интеллектуальной деятельности, нравственный упадок
испанской знати, самой богатой и могущественной в Европе, - все это создавало впечатление, что
Испания Бурбонов находилась в состоянии безнадежного разложения. Наполеон счел ее легкой добычей.
Но видимость была обманчивой. Испания пережила изнурительную войну с захватчиком, две имевшие
большой международный резонанс буржуазно- демократические революции (1808-1814 и 1820-1823) и
вслед за каждой из них два периода самой изуверской реакции, самого безжалостного
контрреволюционного террора. Трудно найти испанского писателя, который не перенес бы эмиграции,
тюремного заключения или иных преследований. К тому же в годы антинаполеоновской войны испанская
интеллигенция претерпела мучительный раскол: некоторые видные писатели из просветительского
лагеря, связывая с французами надежды на преобразования в стране, поддержали режим короля Хосе
(Жозефа Бонапарта) и вынуждены были бежать вместе с разгромленными оккупантами.
В 1833г. Испания вступила в третью буржуазную революцию, сопровождавшуюся длительной
гражданской войной между ультраправой феодально-клерикальной партией (карлистами) и либеральноконсервативной
буржуазно- дворянской коалицией. Карлисты были побеждены, а борьба между
либералами и консерваторами продолжалась до 1843г., когда в результате очередного военного
переворота были отменены или приостановлены те половинчатые буржуазные {365} реформы, которым
Испания была обязана заметным экономическим и культурным подъемом конца 30-х - начала 40-х годов.
В силу следствия всего этого условия, в которых развивалась общественная и художественная мысль
Испании в первой половине XIX в., были исключительно тяжелыми. Цикличность социального развития
Испании, чередование революционных вспышек и периодов реакции, спада и медленного накопления сил,
отразилась и в литературном движении.
В момент кризиса просветительских надежд и иллюзий романтическое миросозерцание
самозарождалось в творчестве ряда испанских художников. Прежде всего романтизм рождается уже на
рубеже веков в творчестве Франсиско Гойи, а к 1814г., т.е. в период завершения картин "Атака
мамелюков 2 мая 1808г." и "Расстрел на холме принца Пия 3 мая 1808г.", передается художником с
большой полнотой и экспрессией. Даже при том, что "Черные картины из Дома Глухого", созданные
Гойей в начале 1820-х годов, не были известны современникам, все же воздействия полотен о мадридском
восстании, офортов "Бедствий войны", портретов и рисунков тех лет достаточно, чтобы в духовной
атмосфере страны почувствовалось могучее дыхание романтического искусства. Принято считать, что в
первые десятилетия XIX в. в Испании длится еще предшествовавшая литературная эпоха. Ярким
представителем испанского романтизма явлается Густаво Адольфо Беккер (1836-1870), который, несмотря
на то, что считается поздним романтиком в испанской литературе и который прожил очень трудную и
короткую жизнь, оставил глубокий след и яркое наследие как в испанской литартуре, так и в мировой.
Творчество Беккера подразделяется на следующие периоды:
1.Севильский период: становление поэта, 1846-1854гг. (в 50-ыx годаx он начал искать соратников
и друзей).
2.Мадридский период: 1854-1860. Этот период можно подразделить на два этапа:
а) публицистика, он работал в газете "El Contemporaneo" (Современник) {366}
б) театр, драматургия; в 1856-ом году он попытался поставить собственную версию известного
Стр.1