Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Кредитная организация как субъект финансового мониторинга (правовой аспект) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПрошунин М. М.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц381
ID221335
АннотацияВ монографии рассматриваются основные правовые вопросы регулирования общественных отношений с участием кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (финансового мониторинга). В работе определены роль и место кредитных организаций в сфере финансового мониторинга, дан правовой анализ мер, осуществляемых в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма как в России, так и в зарубежных странах.
Кому рекомендованоДля ученых, преподавателей и студентов юридических и экономических факультетов учебных заведений, а также работников органов финансового контроля и правоохранительных органов.
ISBN978-5-209-03080-5
ББК67.93
Прошунин, М. М. Кредитная организация как субъект финансового мониторинга (правовой аспект) : монография / М. М. Прошунин .— Москва : РУДН, 2009 .— 381 с. — ISBN 978-5-209-03080-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/221335 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-209-03080-5 В монографии рассматриваются основные правовые вопросы регулирования общественных отношений с участием кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (финансового мониторинга). <...> Закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма – Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. <...> Официальные издания ВБРВБР Вестник ВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Вестник ФКЦБ России – Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РГ – Российская газета САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации 4 Государственные органы Банк России / ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации ФКЦБ – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг ФНС России – Федеральная налоговая служба ФСФР России – Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации ФСФМ – Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации Прочие сокращения МРОТ – минимальный размер оплаты труда ПОД/ФТпротиводействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма ПФР – подразделение финансовой разведки ФЗ – Федеральный закон ФКЗ – федеральный конституционный закон ВВЕДЕНИЕ В настоящее время вопросы финансового мониторинга не теряют своей актуальности как для органов <...>
_Кредитная_организация_как_субъект_финансового_мониторинга.pdf
М.М. Прошунин КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Москва Российский университет дружбы народов 2009
Стр.2
ББК 67.93 П 84 У т в е р ж д е н о РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рец енз енты : профессор, доктор юридических наук Е.Ю. Грачева, профессор, доктор юридических наук О.Н. Горбунова Прошунин М.М. П 84 Кредитная организация как субъект финансового мониторинга (правовой аспект): Монография. – М.: РУДН, 2009. – 376 с. ISBN 978-5-209-03080-5 В монографии рассматриваются основные правовые вопросы регулирования общественных отношений с участием кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (финансового мониторинга). В работе определены роль и место кредитных организаций в сфере финансового мониторинга, дан правовой анализ мер, осуществляемых в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма как в России, так и в зарубежных странах. Для ученых, преподавателей и студентов юридических и экономических факультетов учебных заведений, а также работников органов финансового контроля и правоохранительных органов. ISBN 978-5-209-03080-5 ББК 67.93 © Прошунин М.М., 2009 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время вопросы финансового мониторинга не теряют своей актуальности как для органов государственной власти, так и хозяйствующих субъектов, одним из которых выступают кредитные организации. Как отмечает Э.А. Иванов, «международный опыт показывает, что основными каналами, через которые преступные доходы проникают в экономику, являются финансовые учреждения, и в первую очередь – кредитные организации»1. В этой связи значение деятельности кредитных организаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма трудно недооценить. Именно банковская система как одна из столпов финансовой системы любого государства является одним из основных «борцов» с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Неслучайно именно кредитные организации стали первыми субъектами финансового мониторинга, как в России, так и в мире. Объемы операций с денежными средствами, проводимыми кредитными организациями, значительно превышают объемы операций, осуществляемых иными субъектами финансового мониторинга. Именно кредитные организации направляют в подразделения финансовых разведок наибольшее количество сообщений, содержащих информацию о необычных и подозрительных сделках и операциях. Благодаря работе Росфинмониторинга, Банка России и иных надзорных органов в сфере финансового мониторинга России удалось достаточно в короткие сроки стать полноправным членом международной Группы по борьбе с отмы1 Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: Дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.10. – М.: РГГ, 2006. – С. 267. 6
Стр.7
ванием преступных доходов (ФАТФ). По инициативе России создана региональная группа по типу ФАТФ – Евразийская группа (ЕАГ). Вместе с тем достигнутые успехи нельзя рассматривать в отрыве от тех недостатков и трудностей, с которыми приходится сталкиваться субъектам финансового мониторинга, в том числе и в банковской сфере. На эффективность реализации кредитными организациями мер по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма оказывают негативное воздействие, прежде всего, несовершенство действующего законодательства, низкая правовая культура как хозяйствующих субъектов, так и физических лиц в сфере финансового мониторинга, недостаток необходимых людских и материальных ресурсов. В своей работе мы постарались не только поднять наиболее важные вопросы правового регулирования вопросов организации финансового мониторинга в кредитных организациях, но и дать общую характеристику системы финансового мониторинга в России и за рубежом. Надеемся, что наша книга будет интересна ученым и преподавателям правовых и экономических дисциплин учебных заведений, а также практикующим юристам и экономистам.
Стр.8
ОГЛАВЛЕНИЕ Список сокращений ………………………………………. 3 Введение …………………………………………………….. 6 Глава 1. Сущность финансового мониторинга ……….. 8 1.1. Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма, понятие и стадии …… 8 1.2. Понятие и значение финансового мониторинга …. 26 Глава 2. Банковская система и финансовый мониторинг ………………………………………………… 46 2.1. Банковская система России как неотъемлемая часть системы финансового мониторинга ……………. 46 2.2. Кредитная организация как субъект финансового мониторинга …………………………………………….. 53 2.3. Правовое регулирование деятельности кредитной организации как субъекта финансового мониторинга .. 66 2.4. История развития системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в финансово-кредитной системе …………. 84 108 Глава 3. Росфинмониторинг и Банк России в системе финансового мониторинга …………………… 3.1. Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) .. 108 3.2. Банк России как орган банковского регулирования и надзора ………………………………. 121 3.3. Общая характеристика инспекционных проверок кредитных организаций ………………………………... 142 374
Стр.375
3.4. Особенности проведения проверок кредитных организаций по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма ………………………………………………. 150 3.5. Основные меры воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушения в сфере ПОД/ФТ ………………………………………... 162 3.6. Росфинмониторинг и Банк России: вопросы взаимодействия в сфере финансового мониторинга …. 169 Глава 4. Организационно-правовые вопросы создания системы финансового мониторинга в кредитной организации ………………………………… 174 4.1. Внутренние документы кредитной организации в сфере ПОД/ФТ ………………………………………... 174 4.2. Правовые вопросы статуса ответственного сотрудника по противодействию легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в кредитной организации …………………………………………….. 184 4.3. Принципы построения внутренней системы кредитной организации по ПОД/ФТ на основе «рискового» подхода …………………………………… 194 Глава 5. Общая характеристика мер по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма …………………………. 201 5.1. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей ……………………………….. 201 5.2. Обязательный финансовый мониторинг …………. 224 5.3. Факультативный (дополнительный) финансовый мониторинг ……………………………………………… 238 5.4. Противодействие финансированию терроризма … 242 5.5. Представление информации в Росфинмониторинг …………………………………… 254 375
Стр.376
5.6. Обучение сотрудников кредитных организаций … 263 5.7. Отказ от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции …………………………… 274 Глава 6. Финансовый мониторинг в иностранных государствах ……………………………………………….. 288 6.1. Общие вопросы международного взаимодействия в сфере финансового мониторинга ……………………. 288 6.2. Зарубежный опыт построения системы финансового мониторинга: сходства и отличия ……… 304 Заключение ………………………………………………… 340 Библиография ……………………………………………… 344 Приложение ………………………………………………... 357
Стр.377

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ