Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Культурная миссия телевидения (220,00 руб.)

1   0
Первый авторГегелова Н. С.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц265
ID221320
АннотацияВ данной монографии системно исследуется деятельность советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им культурно-просветительской миссии в обществе. Анализируется содержание телепрограмм и эволюция жанров на основе сравнительного анализа деятельности двух моделей отечественного телевидения – советского и постсоветского. Телевидение рассматривается как современное средство консолидации общества, укрепления стабильности и спокойствия, как средство повышения его культуры.
Кому рекомендованоДля исследователей средств массовой коммуникации, аспирантов, студентов факультетов журналистики университетов, работников средств массовой информации.
ISBN978-5-209-03533-6
УДК654.197
ББК76.32
Гегелова, Н. С. Культурная миссия телевидения : монография / Н. С. Гегелова .— Москва : РУДН, 2011 .— 265 с. — ISBN 978-5-209-03533-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/221320 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.С. Гегелова КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ Москва Российский университет дружбы народов 2011 1 ББК 76.32 Г 27 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Р е ц е н з е н т ы: доктор филологических наук, профессор В.Л. Цвик, доктор филологических наук, профессор Г.Н. Трофимова Г 27 Гегелова Н.С. <...> ISBN 978-5-209-03533-6 В данной монографии системно исследуется деятельность советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им культурнопросветительской миссии в обществе. <...> Анализируется содержание телепрограмм и эволюция жанров на основе сравнительного анализа деятельности двух моделей отечественного телевидения – советского и постсоветского. <...> Автор монографии тактично замечает, что после распада СССР, вступления России в новую, капиталистическую формацию телевидение уверенно пошло по пути коммерциализации, что сказалось не только на качестве телепрограмм, но и на качестве телевизионной речи. <...> Новая федеральная целевая программа «Развитие цифрового телевидения в РФ на 2009-2015 годы», реализовывая концепции цифрового телевидения, направленные на создание трех мультикомплексов – по восемь каналов в каждом, все же предусматривает включение в первый блок и канала «Культура», наряду с Первым каналом, каналом «Россия-2», «Вести-24», НТВ, «Петербург – Пятый канал», детско-юношеским каналом (на базе «Бибигона» и «Теленяни»), «Радио России», «Маяк» и «Вести FM». <...> Автор совершенно справедливо полагает, что немаловажную роль в осуществлении этой сложной, многогранной задачи может сыграть интенсивный культурно-просветительский телевизионный обмен, являющийся, по сути дела, непрерывным деловым и духовным диалогом между народами – действенной формой межнационального общения, углубленного взаимопознания и взаимообогащения культур. <...> Предмет исследования – культурно-просветительское направление деятельности отечественного телевидения, возможности его творческого потенциала <...>
_Культурная_миссия_телевидения.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.264
_Культурная_миссия_телевидения.pdf
Н.С. Гегелова КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ Москва Российский университет дружбы народов 2011 1
Стр.2
ББК 76.32 Г 27 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензен ты: доктор филологических наук, профессор В.Л. Цвик, доктор филологических наук, профессор Г.Н. Трофимова Гегелова Н.С. Г 27 Культурная миссия телевидения: Монография. – М.: РУДН, 2011. – 263 с. ISBN 978-5-209-03533-6 В данной монографии системно исследуется деятельность советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им культурнопросветительской миссии в обществе. Анализируется содержание телепрограмм и эволюция жанров на основе сравнительного анализа деятельности двух моделей отечественного телевидения – советского и постсоветского. Телевидение рассматривается как современное средство консолидации общества, укрепления стабильности и спокойствия, как средство повышения его культуры. Для исследователей средств массовой коммуникации, аспирантов, студентов факультетов журналистики университетов, работников средств массовой информации. ISBN 978-5-209-03533-6 ББК 76.32 © Н.С. Гегелова, 2011 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2011 2
Стр.3
В культуре основанием служит вершина. Ю.Лотман ПРЕДИСЛОВИЕ Культурно-просветительская миссия телевидения как альтернатива возвращению в «акустическое пространство»1 Мировой опыт доказал, что всевозможные концепции об абсолютном всемогуществе технических средств массовой коммуникации – СМК, и в частности телевидения, об их определяющем значении в развитии общества, о безвозвратно потерянных связях между техническими и естественными СМИ оказываются в конце концов мифами, стереотипами широких, но все же ограниченных действительностью масштабов. Вместе с тем подмечено, что, когда человек входит в комнату, где работает телевизор, его внимание автоматически переключается, хотя еще несколько мгновений назад он совершенно не интересовался темой передачи. Притягательная сила телеэкрана способна длительное время удерживать внимание зрителя, даже когда он в принципе и не желает этого. Современная система СМК связана с аудиторией с помощью технической коммуникации, состоящей из трех блоков: адресант – текст – адресат. Если адресант не принимает участие в фиксированном на пленке действии, а текст включает в себя технические текстовые средства, собственно исполнение, текстовое действие и воспринимаемую, материально закрепленную форму действия, то адресат включает в себя аудиторию, отчужденную от подготовки, исполнения и передачи текстов и часто адресантов, выступающих в качестве адресатов. Если на зрелых 1 Термин М. Маклюэна. Mc Luhan Vfrshall. Verbi-Voco-Visual Exploration. N.-Y. Something Else Press, Inc., 1967. P.44-45. 3
Стр.4
рынках – в США – уже к 1980-м годам большинство основных средств связи оказались под контролем 50 гигантских корпораций, то на российском рынке процессы консолидации, слияний и поглощений только начали набирать обороты. Естественно, мегакорпорации на зрелых рынках объединены общими финансовыми интересами с другими видами крупной индустрии и с рядом влиятельных международных банков. Таким образом, уже в прошлом миллениуме в США «частное министерство информации и культуры» контролировало более половины всей информации и идеологии, получаемых 200-миллионным американским населением. Видимыми информаторами, приносящими публике сведения о событиях, являются ведущие-комментаторы. Их интонации, жесты и выражения намеренно или ненамеренно могут иметь решающее значение в возникновении и распространении реакции аудитории на информационные видеосюжеты. Их личности «действуют как фильтры». В то же время и они нередко отчуждены от адресантов и даже самих текстов. За их спинами стоят продюсеры, операторы, другие функционеры, без которых невозможно монтировать современные информационные блоки. Поэтому все разговоры о личности на экране не совсем верны. Перед нами не сам человек, а его изображение. Сама личность может смотреть на свое же изображение, оценивая самого себя. Сумма личностных ценностей человека, которая принадлежала до появления изображения на экране только ему, затем как бы трансформируется в ценности, оцениваемые массовой аудиторией. Таким образом, в действие вступают установки социального, культурного, эстетического и этического характера. Автор монографии тактично замечает, что после распада СССР, вступления России в новую, капиталистическую формацию телевидение уверенно пошло по пути коммерциализации, что сказалось не только на качестве телепрограмм, но и на качестве телевизионной речи. Можно сказать и жестче: сегодня к изображению человека на экране относятся как к герою, действующему лицу, символу, который, в конечном счете, должен оправдать свое появление на экране именно с этой точки зрения. 4
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. Культурно-просветительская миссия телевидения как альтернатива возвращению в «акустическое пространство» ВВЕДЕНИЕ Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (исторический аспект) 1. Концептуальные положения зарубежных и отечественных теорий коммуникации 2. Межреспубликанский обмен телевизионными программами как сфера культурного межнационального общения 3. Телевидение – современное средство взаимопроникновения культур Глава II. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ) 1. Роль и место культурно-просветительских программ в деятельности телевидения постсоветской России 2. Система телевизионных жанров, их типология и трансформация на постсоветском телевидении 3. Сравнительный жанрово-тематический анализ программ советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации культурно-просветительской миссии 4. Возможные пути оптимизации культурно-просветительской миссии российского телевидения 5. Язык и стиль телевизионных программ как отражение уровня культурно-просветительской миссии телевидения ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ 3 8 15 15 35 47 70 70 81 93 166 184 195 198 211 263
Стр.264

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.