Е.Н. Аникеева
ОСНОВЫ ИНДИЙСКОЙ
РЕЛИГИОЗНОСТИ: ДИАЛЕКТИКА
ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
Посвящаю светлой памяти моего отца
Аникеева Николая Петровича
Anikeeva Elena
FUNDAMENTALS OF INDIAN
RELIGIOSITY: DIALECTICS
OF PERSONAL – IMPERSONAL
Moscow
Peoples` Friendship University of Russia
2010
2 <...> Индийская философия, метафизика индийских религий анализируются в
свете философско-религиозных категорий: пантеизма, панентеизма, теизма, наилучшим образом выражающих аспекты личного – безличного в
любой религии. <...> В работе выявлены адекватность и границы применения
данных категорий к индийской религиозности как политеистической в
ходе ее сравнения с монотеистической религиозностью (христианством). <...> В данной
связи не составляет исключения и индийская философия, особенно
ее современные интерпретации: споры возникают в определении
ее сущности, границ в соотношении с религией, мифом, гносисом,
в допустимости ее анализа совместно с до- и нефилософским сознанием. <...> Напротив, здесь предпринимается попытка исследовать мировоззренческое содержание традиционной (т.е. периода древности и средневековья) индийской религиозности с точки зрения или в ракурсе некоторых общих философских
и религиоведческих категорий, таких как пантеизм, панентеизм,
теизм (в которых существенным признаком является учение о личном или безличном сверхъестественном) и др. <...> В порядке обоснования содержания данного труда необходимо раскрытие и уточнение определений базовых понятий,
которые звучат в его названии: во-первых, диалектика личного и
безличного, во-вторых, индийская религиозность, или традиционные индийские религии, в-третьих, основы религиозности, в
частности индийской. <...> Чтобы анализировать ее и любую другую религиозность в спекулятивном ключе, нельзя обойтись без таких философских и религиоведческих категорий, как пантеизм, панентеизм, теизм, деизм. <...> Напротив, пантеизм,
панентеизм и теизм, хотя и появились также в новоевропейскую
эпоху, весьма <...>
_Основы_индийской_религиозности_диалектика_личного-безличного.pdf
Anikeeva Elena
FUNDAMENTALS OF INDIAN
RELIGIOSITY: DIALECTICS
OF PERSONAL – IMPERSONAL
Moscow
Peoples` Friendship University of Russia
2010
2
Стр.3
Е.Н. Аникеева
ОСНОВЫ ИНДИЙСКОЙ
РЕЛИГИОЗНОСТИ: ДИАЛЕКТИКА
ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
3
Стр.4
ББК 86.39
А 67
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор СПбГУ А.С. Колесников,
кандидат философских наук, ст. научный сотрудник Н.А. Канаева
А 67 Аникеева Е.Н.
Основы индийской религиозности: диалектика личного –
безличного: Монография / Под ред. Н.С. Кирабаева. – М:
РУДН, 2010. – 256 с.
ISBN 978-5-209-03525-1
В монографии рассматриваются основы индийской религиозности
в ракурсе проблемы личное – безличное, взятой в диалектическом аспекте.
Индийская философия, метафизика индийских религий анализируются в
свете философско-религиозных категорий: пантеизма, панентеизма, теизма,
наилучшим образом выражающих аспекты личного – безличного в
любой религии. В работе выявлены адекватность и границы применения
данных категорий к индийской религиозности как политеистической в
ходе ее сравнения с монотеистической религиозностью (христианством).
Сформулировано положение о безличностно-пан(ен)теистической основе
индийских религий в противовес абсолютно-теистическому фундаменту
монотеизма.
Книга предназначена для философов, религиоведов – научных сотрудников,
преподавателей и студентов, а также всех интересующихся
индийской философией и культурой.
ISBN 978-5-209-03525-1
ББК 86.39
© Аникеева Е.Н., 2010
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
Стр.5
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................11
I. ГЛАВНЫЕ АРХЕТИПЫ ИНДИЙСКОЙ
РЕЛИГИОЗНОСТИ: ПРИНЦИПЫ КАРМЫ – САНСАРЫ
В РАКУРСЕ ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО.................................37
1. ЗАКОН КАРМЫ – НРАВСТВЕННОНАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ
ЦИКЛИЗМ........................................37
Распределение школ и учений индийской философии
в отношении закона кармы........................................................45
Закон кармы и личностное бытие....................................53
2. САНСАРНОСТЬ КАК АРХЕТИП ПЕРЕРОЖДЕНИЯ ..70
Принцип перерождения в индийских
и иных религиях..........................................................................70
«Диагностика» сансарного субъекта
на личностность ..........................................................................90
II. ПОНИМАНИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО
В ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИЯХ В РАКУРСЕ ЛИЧНОГО –
БЕЗЛИЧНОГО................................................................................115
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ МОКШИ/НИРВАНЫ
КАК БЕЗЛИЧНОГО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО
В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ................................................115
Общие свойства мокши/нирваны..................................115
Частное в мокше/нирване...............................................125
4. ИНДИЙСКИЙ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
И ИНДИЙСКИЙ ТЕИЗМ – ИШВАРА-ВАДА...............................145
Мокше- и нирваноцентричность в противоположность
теоцентричности: границы индийского теизма.....................145
Исторический смысл индийского теизма – ишвара-вады
в диалектическом аспекте...........................................................156
Архетип божественной личности
как относительной в индийском религиозном сознании.......171
5
Стр.6
5. ОТ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО К ЕСТЕСТВЕННОМУ:
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ИНДИЙСКОЙ
РЕЛИГИОЗНОСТИ..........................................................................193
Панентеистический эманатизм......................................194
Индийская демиургическая модель ..............................206
Женский принцип как космогенетический
в метафизике индийских и других политеистических
религий.......................................................................................215
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................228
Приложение № 1 ...............................................................................234
Приложение № 2 ...............................................................................235
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................244
6
Стр.7