Основания философского дискурса
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ
УДК 101
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ <...> М.В. Ломоносова
manin515@yandex.ru
В статье анализируются философские работы, содержащие определенную позицию по вопросу о человеке в текстах Гомера, «начальных мыслителей» и Платона. <...> Автор пытается не столько
передать содержание той или иной позиции, сколько разобраться в ее основаниях. <...> Цель статьи –
выяснить, на каких основаниях тот или иной философ выделяет человека в античных текстах. <...> Автор приходит к выводу, что такими основаниями являются представления, которые философы
априорно вводят и налагают на древнегреческие тексты. <...> Сразу оговорим, что мы не предполагаем, будто в античности существовал единый
тип человека. <...> Здесь мы согласны с И.Д. Рожанским, который в статье «Античный человек» пишет: «Таким образом, не имеет
смысла говорить об античном человеке в
целом. <...> Слишком велика разница между человеком так называемой архаической Греции и Греции развитого полиса или эллинистическим человеком или, наконец, римлянином эпохи империи»1. <...> Здесь словосочетание «античный человек» мы используем для краткости и обозначаем им того, кто
фигурирует (еще вопрос, является ли это
существо человеком в современном понимании) в текстах Гомера и Платона, а также во фрагментах Гераклита и Парменида. <...> ,
именуем «начальными мыслителями»; как
известно, за привычным термином «досоРожанский И.Д. Античный человек / О человеческом в человеке. <...> Но после некоторых попыток поняли, что получающиеся классификации весьма условны. <...> М.К. Мамардашвили в «Лекциях по
античной философии» пытается «рассказать историю философии как историю некой единой, хотя и растянувшейся во времени, попытки людей философствовать и
посредством философии узнавать о себе
и о мире то, чего без философии узнать
нельзя»2. <...> 4
ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ
мает не антропологическая проблематика, а история попыток философствовать <...>
ОСНОВАНИЯ_ФИЛОСОФСКОГО_ДИСКУРСА_ОБ_АНТИЧНОМ_ЧЕЛОВЕКЕ.pdf
И.А. Манин. Основания философского дискурса
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ
УДК 101
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ
И.А. Манин
МГУ им. М.В. Ломоносова
manin515@yandex.ru
В статье анализируются философские работы, содержащие определенную позицию по вопросу
о человеке в текстах Гомера, «начальных мыслителей» и Платона. Автор пытается не столько
передать содержание той или иной позиции, сколько разобраться в ее основаниях. Цель статьи –
выяснить, на каких основаниях тот или иной философ выделяет человека в античных текстах.
Автор приходит к выводу, что такими основаниями являются представления, которые философы
априорно вводят и налагают на древнегреческие тексты.
Ключевые слова: человек у Гомера, «начальных мыслителей» и Платона; стилизация.
Сразу оговорим, что мы не предполагаем,
будто в античности существовал единый
тип человека. Здесь мы согласны с И.Д. Рожанским,
который в статье «Античный человек»
пишет: «Таким образом, не имеет
смысла говорить об античном человеке в
целом. Слишком велика разница между человеком
так называемой архаической Греции
и Греции развитого полиса или эллинистическим
человеком или, наконец, римлянином
эпохи империи»1
. Здесь словосочетание
«античный человек» мы используем
для краткости и обозначаем им того, кто
фигурирует (еще вопрос, является ли это
существо человеком в современном понимании)
в текстах Гомера и Платона, а также
во фрагментах Гераклита и Парменида.
Последних мы, опираясь на М. Хайдеггера,
именуем «начальными мыслителями»; как
известно, за привычным термином «досо1
Рожанский И.Д. Античный человек / О человеческом
в человеке. – М.: Политиздат, 1991. –
С. 283.
Идеи и идеалы № 1(15), т. 2• 2013
кратики» закреплена определенная традиция
их истолкования как предшественников
Сократа.
Несмотря на то что относительно немногие
философы специально обращались
с антропологической проблематикой
к текстам Гомера, «начальных мыслителей»
и Платона, тем не менее многие из них высказывали
суждения об античном человеке.
В итоге к настоящему моменту накопилось
достаточно большое количество самых разнообразных
высказываний. Сначала мы пытались
их как-то систематизировать. Но после
некоторых попыток поняли, что получающиеся
классификации весьма условны.
За попытками свести множество суждений
об античном человеке в общую картину
стираются те основания, на которых выстроены
эти представления. Ведь философы,
высказывающиеся об античном человеке,
мало того что решают разные задачи,
они еще и исходят из различных оснований
и пользуются различной терминоло3
Стр.1