Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ (330,00 руб.)

0   0
АвторыМанин И.А.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц13
ID220849
АннотацияВ статье анализируются философские работы, содержащие определенную позицию по вопросу о человеке в текстах Гомера, «начальных мыслителей» и Платона. Автор пытается не столько передать содержание той или иной позиции, сколько разобраться в ее основаниях. Цель статьи –выяснить, на каких основаниях тот или иной философ выделяет человека в античных текстах. Автор приходит к выводу, что такими основаниями являются представления, которые философы априорно вводят и налагают на древнегреческие тексты.
УДК101
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ / И.А. Манин .— Идеи и идеалы .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 13 с. — (№1(15), т.2) .— c.3-15 .— URL: https://rucont.ru/efd/220849 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основания философского дискурса ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ УДК 101 ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ <...> М.В. Ломоносова manin515@yandex.ru В статье анализируются философские работы, содержащие определенную позицию по вопросу о человеке в текстах Гомера, «начальных мыслителей» и Платона. <...> Автор пытается не столько передать содержание той или иной позиции, сколько разобраться в ее основаниях. <...> Цель статьи – выяснить, на каких основаниях тот или иной философ выделяет человека в античных текстах. <...> Автор приходит к выводу, что такими основаниями являются представления, которые философы априорно вводят и налагают на древнегреческие тексты. <...> Сразу оговорим, что мы не предполагаем, будто в античности существовал единый тип человека. <...> Здесь мы согласны с И.Д. Рожанским, который в статье «Античный человек» пишет: «Таким образом, не имеет смысла говорить об античном человеке в целом. <...> Слишком велика разница между человеком так называемой архаической Греции и Греции развитого полиса или эллинистическим человеком или, наконец, римлянином эпохи империи»1. <...> Здесь словосочетание «античный человек» мы используем для краткости и обозначаем им того, кто фигурирует (еще вопрос, является ли это существо человеком в современном понимании) в текстах Гомера и Платона, а также во фрагментах Гераклита и Парменида. <...> , именуем «начальными мыслителями»; как известно, за привычным термином «досоРожанский И.Д. Античный человек / О человеческом в человеке. <...> Но после некоторых попыток поняли, что получающиеся классификации весьма условны. <...> М.К. Мамардашвили в «Лекциях по античной философии» пытается «рассказать историю философии как историю некой единой, хотя и растянувшейся во времени, попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя»2. <...> 4 ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ мает не антропологическая проблематика, а история попыток философствовать <...>
ОСНОВАНИЯ_ФИЛОСОФСКОГО_ДИСКУРСА_ОБ_АНТИЧНОМ_ЧЕЛОВЕКЕ.pdf
И.А. Манин. Основания философского дискурса ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ИССЛЕДУЕМ ФИЛОСОФСКУЮ ТРАДИЦИЮ УДК 101 ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ОБ АНТИЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ И.А. Манин МГУ им. М.В. Ломоносова manin515@yandex.ru В статье анализируются философские работы, содержащие определенную позицию по вопросу о человеке в текстах Гомера, «начальных мыслителей» и Платона. Автор пытается не столько передать содержание той или иной позиции, сколько разобраться в ее основаниях. Цель статьи – выяснить, на каких основаниях тот или иной философ выделяет человека в античных текстах. Автор приходит к выводу, что такими основаниями являются представления, которые философы априорно вводят и налагают на древнегреческие тексты. Ключевые слова: человек у Гомера, «начальных мыслителей» и Платона; стилизация. Сразу оговорим, что мы не предполагаем, будто в античности существовал единый тип человека. Здесь мы согласны с И.Д. Рожанским, который в статье «Античный человек» пишет: «Таким образом, не имеет смысла говорить об античном человеке в целом. Слишком велика разница между человеком так называемой архаической Греции и Греции развитого полиса или эллинистическим человеком или, наконец, римлянином эпохи империи»1 . Здесь словосочетание «античный человек» мы используем для краткости и обозначаем им того, кто фигурирует (еще вопрос, является ли это существо человеком в современном понимании) в текстах Гомера и Платона, а также во фрагментах Гераклита и Парменида. Последних мы, опираясь на М. Хайдеггера, именуем «начальными мыслителями»; как известно, за привычным термином «досо1 Рожанский И.Д. Античный человек / О человеческом в человеке. – М.: Политиздат, 1991. – С. 283. Идеи и идеалы № 1(15), т. 2• 2013 кратики» закреплена определенная традиция их истолкования как предшественников Сократа. Несмотря на то что относительно немногие философы специально обращались с антропологической проблематикой к текстам Гомера, «начальных мыслителей» и Платона, тем не менее многие из них высказывали суждения об античном человеке. В итоге к настоящему моменту накопилось достаточно большое количество самых разнообразных высказываний. Сначала мы пытались их как-то систематизировать. Но после некоторых попыток поняли, что получающиеся классификации весьма условны. За попытками свести множество суждений об античном человеке в общую картину стираются те основания, на которых выстроены эти представления. Ведь философы, высказывающиеся об античном человеке, мало того что решают разные задачи, они еще и исходят из различных оснований и пользуются различной терминоло3
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.