Субъекты политических протестов в регионе
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ОБСУЖДАЕМ ОБЩЕСТВО
УДК 316.485.22
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТЕСТОВ В РЕГИОНЕ:
ИНТЕРЕСЫ, УБЕЖДЕНИЯ, МОТИВЫ <...> К.А. Антонов
Новосибирский государственный
технический университет
1tv@ngs.ru
Cтатья является частью проекта «Коммуникативные механизмы политической мобилизации». <...> Важнейшим объектом наблюдения являются современные коммуникативные механизмы и технологии, значительно увеличивающие скорость формирования коллективных солидарностей, сетевых сообществ, обладающих
мощнейшим мобилизационным ресурсом. <...> Ключевые слова: акции протеста, коммуникация, политические убеждения, поколенный разрыв, политическая мобилизация, гражданское общество, солидарность, сетевые сообщества. <...> Фрилансеры, маргиналы, наймиты
Госдепа – так охарактеризовала растерявшаяся власть тех, кто неоднократно выходил на массовые акции протеста не только
в столице, но и в регионах. <...> В настоящей статье представлены данные, полученные в ходе анкетного опроса, проведенного во время акции протеста
в Новосибирске 12 июня 2012 г.1
1
Согласно данным ГУВД по Новосибирску,
12 июня на площади им. <...> По данным организаторов митинга, участников протестной акции было более <...> Механический подсчет исследовательской
группы фактически подтвердил расчеты органи-
Идеи и идеалы № 1(15), т. <...> В категории «возраст» была предложена
частотность, учитывающая, что современные акции протеста имеют явный поколенный профиль. <...> Проведению
«раздаточного» анкетирования предшествовало
проведение других диагностических процедур:
свободное интервью (опрошено 44 чел. – активисты политических партий и движений), фокусгрупп (8 с участием представителей политических
движений, формализованных в социальной сети
«ВКонтакте»), анализ публикаций в СМИ. <...> Это люди, родившиеся в современной независимой России, выросшие в рамках новой коммуникативной парадигмы,
сформировавшей особенности их сетевого поведения, феномены многозадачности <...>
СУБЪЕКТЫ_ПОЛИТИЧЕСКИХ_ПРОТЕСТОВ_В_РЕГИОНЕ_ИНТЕРЕСЫ,_УБЕЖДЕНИЯ,_МОТИВЫ.pdf
К.А. Антонов. Субъекты политических протестов в регионе
ОБСУЖДАЕМ ОБЩЕСТВО
УДК 316.485.22
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТЕСТОВ В РЕГИОНЕ:
ИНТЕРЕСЫ, УБЕЖДЕНИЯ, МОТИВЫ
К.А. Антонов
Новосибирский государственный
технический университет
1tv@ngs.ru
Cтатья является частью проекта «Коммуникативные механизмы политической мобилизации».
С использованием различных социологических процедур ведется наблюдение, регистрация и анализ
данных, отражающих динамику изменения политического сознания субъектов политических
акций, формы их самоорганизации и участия в реальной политике. Важнейшим объектом наблюдения
являются современные коммуникативные механизмы и технологии, значительно увеличивающие
скорость формирования коллективных солидарностей, сетевых сообществ, обладающих
мощнейшим мобилизационным ресурсом.
Ключевые слова: акции протеста, коммуникация, политические убеждения, поколенный разрыв,
политическая мобилизация, гражданское общество, солидарность, сетевые сообщества.
Кто они, «герои» массовых акций протеста,
которые нанесли чувствительный
удар по легитимности власти и разрушили
иллюзию стабильности, являвшуюся политическим
брендом российской правящей
элиты? Фрилансеры, маргиналы, наймиты
Госдепа – так охарактеризовала растерявшаяся
власть тех, кто неоднократно выходил
на массовые акции протеста не только
в столице, но и в регионах.
В настоящей статье представлены данные,
полученные в ходе анкетного опроса,
проведенного во время акции протеста
в Новосибирске 12 июня 2012 г.1
1
Согласно данным ГУВД по Новосибирску,
12 июня на площади им. Пименова в 15.00 на согласованный
митинг объединенной оппозиции
собрались 60 чел. По данным организаторов митинга,
участников протестной акции было более
350. Механический подсчет исследовательской
группы фактически подтвердил расчеты органиИдеи
и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
Возраст. Пол. Образовательный уровень.
Профессиональная деятельность.
В категории «возраст» была предложена
частотность, учитывающая, что современные
акции протеста имеют явный поколенный
профиль. Демографическая категория,
включенная в исторический контекст, приобрела
социально-политические характезаторов
– 300-320 чел. Участникам акции было
роздано 280 анкет. Из этого количества заранее
подготовленных анкет в исследовательскую папку
были возвращены 273. Из выборки заранее
исключались активисты и руководители партий
и общественно-политических движений, сотрудники
правоохранительных органов в форме,
случайные прохожие, журналисты. Проведению
«раздаточного» анкетирования предшествовало
проведение других диагностических процедур:
свободное интервью (опрошено 44 чел. – активисты
политических партий и движений), фокусгрупп
(8 с участием представителей политических
движений, формализованных в социальной сети
«ВКонтакте»), анализ публикаций в СМИ.
95
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.1