К
оррекционная
педагогика
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
6 (42), 2010
Главный редактор журнала – Левченко Ирина Юрьевна –
доктор психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии
и клинических основ дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Редактор-составитель Ковалева Г.А.
Редакционный совет
Председатель редакционного Совета
Левченко И.Ю. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Секретарь редакционного Совета
Волковская Т.Н. – доцент кафедры специальной психологии и клинических основ
дефктологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Члены редакционного Совета
Аксенова А.К. – профессор кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Бгажнокова И.М. – профессор, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной
педагогики Московского института открытого образования
Волосовец Т.В. – доцент, зав. кафедрой специального образования РУДН
Кашубина Р.Л. – ректор УИИТ
Костенкова Ю.А. – зам. декана факультета дефектологии МПГУ
Кутепова Е.Н. – начальник отдела специальных (коррекционных) образовательных
и оздоровительных учреждений Управления специального образования Министерства
образования и науки РФ
Левченко И.Ю. – зав. кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии МГГУ им. М.А. Шолохова
Лифанова Т.М. – профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А.
Шолохова
Малхасьян Е.А. – доцент, зав. кафедрой сурдопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Разина Л.В. – старший преподаватель МГСУ
Якубовская Э.В. – доцент кафедры олигофренопедагогики МГГУ им. М.А. Шолохова
Выпускающий редактор Копылова Е.В.
Художественный редактор Блохина А.В.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тел.: (495) 436 08 68
e-mail: redkorrped@rambler.ru
www.obrazovanie-plus.ru
Адрес для писем:
109559, Москва, ул. Краснодарская, д. 59,
МГГУ им. М.А. Шолохова
Подписка по каталогу агентства
«РОСПЕЧАТЬ»,
подписной индекс – 82365
Издается с 2007 г. Учредитель Давыдова Г.В.
Подписано в печать 26.12.10 г. Формат 60 х 90 ⅛
Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 1700 экз.
Отпечатано в типографии ООО ПК «Мистраль–Л»,
398016 г. Липецк, ул. Гагарина, д. 69
Н А У Ч Н О – М Е Т О Д И Ч Е С К И Й Ж У Р Н А Л
Стр.1
СОД Е РЖАНИЕ :
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
5
Переверзева М.В.
Педагогическая диагностика уровня
владения навыками самообслуживания
детей с множественными нарушениями
развития
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
15
Меренкова Т.Ф.
Содержание и методика преподавания
курса физической культуры в X –XII
классах (I - III курсах) образовательных
учреждениях VIII вида
28
Вовненко К.Б.
Направления психопрофилактической
работы с детьми младшего школьного
возраста с ограниченными
возможностями здоровья
35
Аршинова Н.А.
Развитие речевой деятельности у детей
с синдромом депривации
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
ОБУЧЕНИЯ
40
Сатари В.В.
Программа курса «Развитие
воображения» для учащихся 1-4
классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VI вида
85
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
63
Бутко Г.А., Сироткина З.А.
Фольклорное наследие в музыкальном
воспитании детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
72
Ананьева Е.В., Машилов К.В.
О кафедре клинической и специальной
психологии Института психологии,
социологии и социальных отношений
ГОУ ВПО Московского городского
педагогического университета
77
Толмачева Г.А., Федотова А.С.
Результаты исследовательской
деятельности будущих логопедов в
условиях школьного логопедического
пункта
СЛОВО МОЛОДЫМ
Журавлева Ж.И.
Формирование словесного творчества
у детей с легкими вариантами
дизонтогенеза
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ
НАВЫКАМИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ
С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Переверзева М.В.,
учитель-дефектолог,
Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих
тального поражения центральной нервной
системы. Согласно современным представлениям
перинатальные поражения ЦНС объединяют
различные патологические состояния,
обусловленные воздействием на плод
вредоносных факторов в пренатальном периоде,
во время родов и в ранние сроки после
рождения.
В настоящее время благодаря успехам в неонатологии
значительно увеличилось число
выживающих глубоко недоношенных детей
и детей, ранее признаваемых нежизнеспособными.
Эти новорожденные характеризуются
глубокой незрелостью всех жизненно важных
систем организма. Помимо тяжелого поражения
ЦНС, у них отмечается высокая частота
развития внутриутробных бактериальных и
вирусных инфекций. /Фильчикова Л.И., 2003/
Как отмечают современные ученые, увелиВ
чивается
количество детей с пограничными и
сочетанными нарушениями развития, которых
нельзя однозначно отнести ни к одному
последние годы отмечается рост числа детей,
родившихся с признаками перинаиз
традиционно выделяемых видов психического
дизонтогенеза.
Все чаще при поступлении в специальное
образовательное или социальное учреждение,
дети имеют разный возраст; разный уровень
развития, зависящий от предыдущего периода
жизни; различные комбинации множественных
нарушений. Это подтверждается и
полученными нами данными обследования
воспитанников Сергиево – Посадского детского
дома слепоглухих Министерства труда
и социальной защиты населения РФ.
За период с 2007 по 2009 г.г. в учебнодиагностическое
отделение СергиевоПосадского
детского дома слепоглухих поступили
36 новых воспитанников разных по возрасту.
19 из них были старше 5 лет, 10 детей в
возрасте от 3 до 5 лет и только 7 детей были
младше 3 лет. Все дети имели выраженное органическое
поражение ЦНС в сочетании с
другими нарушениями.
Все поступившие дети отличались друг от
друга по сочетанности и выраженности имеющихся
у них нарушений.
5
Стр.2
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ¹ 6 (42), 2010
Таблица №1.
Количество поступивших в 2007-09 гг.в Детский дом воспитанников
с разной структурой множественного нарушения
Кол-во
Структура нарушений у детей с органическим поражением ЦНС
Слепота и отставание в психофизическом развитии
Слепота, ДЦП и отставание в психофизическом развитии
Слепота, эписиндром и отставание в психофизическом развитии
Слепота, тугоухость и отставание в психофизическом развитии
Слабовидение и отставание в психофизическом развитии
Слабовидение, ДЦП и отставание в психофизическом развитии
Слабовидение, ДЦП, эписиндром и отставание в психофизическом
развитии
Слабовидение, тугоухость и отставание в психофизическом развитии
Слабовидение, тугоухость, ДЦП и отставание в психофизическом
развитии
Слабовидение,тугоухость, эписиндром и отставание в
психофизическом развитии
Слабовидение, тугоухость, ДЦП, эписиндром и отставание в
психофизическом развитии
Слабовидение, глухота и отставание в психофизическом развитии
Слепоглухота и отставание в психофизическом развитии
Всего
6
поступивших
детей
14
3
3
5
1
1
2
2
Все поступившие дети родились у матерей
1
1
1
1
1
36
с отягощенным соматическим или акушерским
анамнезом. 69% от общего количества
поступивших (25 человек) – дети, родившиеся
недоношенными. Среди них следует выделить
группу из 18 детей, родившихся глубоко
недоношенными с весом от 694 г. до 1300
г., причем в этой группе 1 ребенок слабовидящий,
12 слепых и 5 слепых слабослышащих
детей.Эта группа составляет 72% от количества
детей, родившихся недоношенными и
50% от общего количества поступивших.
Анализ наших данных показывает определенное
расширение спектраи тяжести сочетанных
нарушений у воспитанников Детского
дома по сравнению с предыдущими годами
(Басилова Т.А.,1990 ; БасиловаТ.А., Александрова
Н.А., 2006,2008; Басилова Т.А., 2009).
Из представленных данных о детях, видно,
что при поступлении в наше коррекционное
учреждение дети чрезвычайно различались
по диагнозам заболеваний и комбинации
имеющихся у них нарушений. Они были
также разными по возрасту и уровню развития.Поэтому
особенно актуальной стала задача
по оценке их развития. Нужно было:
1) оценить их уровень развития при поступлении
в Детский дом;
2) попытаться оценить особенности их
продвижения в развитии за первый год обучения
в Детском доме.
3) оценить особенности их продвижения
в развитии за два года обучения в учебновоспитательном
учреждении.
От решения этих задач зависело не только
построение программы их обучения и воспитания,
но и оценка их эффективности.
7
Внутриутробная инфекция
установленной этиологии
Внутриутробная инфекция
неуточненного генеза
Генетические синдромы
Врожденные аномалии развития
Неуточненные
Всего
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
Как видно из приведенных в таблице данных, все дети имели множественные нарушения в
сочетании с отставанием в психофизическом развитии,вызванном органическим поражением
ЦНС, но уровень такого отставания определить без диагностического обучения было достаточно
сложно.
Мы провели анализ данных по причинам множественных нарушений, у этих детей, результаты
которого представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Этиология множественных нарушений развития у воспитанников,
поступивших в Детский дом в 2007-09 гг
Общее кол-во
случаев
5 (14%)
10 (28%)
3 (8%)
4 (11%)
14 (39%)
36 (100%)
Родились в срок
- (0%)
2 (18%)
2 (18%)
4 (36%)
3 (28%)
11 (100%)
Родились
преждевременно
5 (20%)
8 (32%)
1 (4%)
- (0%)
11 (44%)
25 (100%)
Стр.3