№2, 2009 г. | ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
• Медведев А.П.
ОЧЕРК ЭТНОГРАФИИ САРМАТОВ
• Перцев В.А.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В 1960-1970-е ГОДЫ
• Романович Н.А.
ОБРАЗ ВЛАСТИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛЕЙ
• Табачников Б.Я.
ЮГОСЛАВСКИЙ РАЗЛОМ
• Шамрай В.А.
ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
• Афонюшкина А.В.
НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII ВЕКА В РОССИЙСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКЕ
• Горева Н.А.
"СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ" - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ?
• Зиньковская И.В., Чендев Ю.Г.
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ СРЕДА В БАССЕЙНЕ р. ОСКОЛ В ПОЗДНЕЗАРУБИНЕЦКОЕ ВРЕМЯ (ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ ЕЗДОЧНОЕ-1)
• Калгина Е.А.
СОЗДАНИЕ "ВТОРОЙ" ИРЛАНДИИ ЗА ОКЕАНОМ В 40-х - НАЧАЛЕ 50-х ГОДОВ XIX ВЕКА
• Каниболоцкая Е.А.
АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ АНГЛИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
• Красова Е.Ю., Желобкова И.Е.
ИДЕЙНЫЕ РЕЛЬЕФЫ В ПЛАТФОРМАХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ (ПО ИТОГАМ КОНТЕНТАНАЛИЗА
2007 г.)
• Матюшина Ю.Б., Сиденко О.А.
ВОРОНЕЖЦЫ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
• Медведев А.В.
К ПРОБЛЕМЕ ЗАВОЕВАНИЯ, ЗАСЕЛЕНИЯ И КОЛОНИЗАЦИИ УЭССЕКСА АНГЛОСАКСАМИ В V-VI ВЕКАХ
• Мокшин Г.Н.
ЛЕГАЛЬНЫЕ НАРОДНИКИ И ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
• Поляков Е.М.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПРИМЕНИМ ЛИ ОПЫТ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ?
• Попов А.С.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Стр.1
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
УДК 902.22
ОЧЕРК ЭТНОГРАФИИ САРМАТОВ
А. П. Медведев
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 25 августа 2009 г.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о происхождении сарматов; на основе анализа
античной литературной традиции и данных современной археологии описывается их этнический
облик и хозяйственно-культурный тип, реконструируются их контакты с оседлым населением,
раскрывается культурное наследие сарматов и ранних алан.
Ключевые слова: сарматы, аланы, кочевники, степь, этнография, курганы
Abstract: in this article its author considers the origin of the Sarmatians, describes their ethnic outlook
and economical and cultural type on the basis of ancient literary tradition and the data of modern archaeology,
reconstructs their contacts with settled population, discovers cultural heritage of the Sarmatians and early
Alans.
Key words: Sarmatians, Alans, nomads, steppe, ethnography, barrows.
Одним из древнейших народов нашей страны,
имя которого уже более двух тысячелетий хранит
история, были сарматы. После завоевания Скифии
в глазах греков и римлян сарматы стали самым
могущественным народом северо-восточной части
античной ойкумены. Более полутысячелетия этот
степной этнос играл ведущую роль не только в
военно-политической, но и культурной жизни Юга
Восточной Европы. Поэтому не случайно выделен
сарматский период в истории этого обширного
региона (II в. до н.э.— IV в. н.э.).
Современные научные представления о сарматах
связаны со степью, где сосредоточена основная
масса оставленных ими памятников, прежде всего
курганов [1, с. 29]. И это вполне понятно — по
господствующему хозяйственно-культурному типу
они были подвижным кочевым народом, занимавшим
степи от Южного Урала до среднего течения
Дуная. Однако в последнее время сарматские курганы
были открыты и в лесостепи: в Башкирии,
Подонье, Поднепровье и Поднестровье. Сейчас
появляется все больше данных, свидетельствующих
о длительном пребывании сарматов в различных
районах лесостепи, об их устойчивых и
разнообразных контактах с автохтонными оседлыми
племенами, о прочном вхождении оседлого и
полуоседлого лесостепного населения в древнюю
Сарматию [2, с. 7].
Сарматы, а чуть позже их младшие современники
аланы, не имели своей письменности и поэ©
Медведев А. П., 2009
тому не оставили нам подробных исторических
хроник. Однако они принимали участие во многих
событиях древней истории и по этой причине рано
привлекли пристальное внимание греческих и
римских авторов. К сожалению, ни один античный
историк не оставил нам сколь-нибудь подробного
и тем более связного изложения истории сарматов,
они записывали лишь сведения об отдельных исторических
событиях, в которых принимал участие
этот народ. Греков и римлян также интересовали
экзотические черты сарматов, вызывавшие удивление
их цивилизованных современников. Данные
современной археологии дают возможность воссоздать
некоторые обычаи и особенности культуры
сарматов, не попавшие в поле зрения греческих и
римских авторов.
Впервые имя сарматов, а точнее, их возможных
предков или предшественников савроматов (греч.
Σαυρομάται), встречается в священной книге иранцев-зороастрийцев
«Авесте». Ее древнейшая часть
«Гаты» знает страну «Сайрима», лежащую где-то
далеко на западе от Хорезма. Другой гимн «Авесты»
воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен
праведных сайрима» (Yašt XIII. 43; XXI, 52). Их
давно отождествляют с кочевниками, живущими
«в стране на берегах вод Рангхи, которые не знают
власти верховных правителей» (Vīdēvdāt I: XX.
76—78). Авестийская река Рангха — это река Ра
античных авторов — современная Волга, поэтому
в народе сайрима ученые не без основания усматривают
савроматов греческих авторов. В VI—IV вв.
ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. 2009. № 2
3
Стр.3