2
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук Маркина Т. А.
Официальные оппоненты: Доктор педагогических наук,
Профессор Н.Н. Чесноков
Доктор педагогических наук,
Профессор СВ. Малиновский
Ведущая организация:
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры
им. ПФ. Лесгафта
Защита диссертации состоится <77» декабря 2002 года
часов на
заседании специализированного совета К 046.01.01. в
Российской государственной академии физической культуры по адресу :
г.Москва, Сиреневый бульвар, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан «А/» ноября 2002 года.
Ученый секретарь
специализированного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент
Т000004790
ЦОБ по ФКиС
РГДЛ к
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Начало третьего тысячелетия выходит на
новый этап социо-исторического развития. Происходят социо-культурные
трансформационные процессы во всех сферах отношенческой культуры
общества. Быстрыми темпами видоизменяются традиционные представления
о мире, культурных ценностях и нормах массового поведения в различных
ситуациях обиходного, научного и делового общения. Все эти современные
преобразования индивидуально-личностного и общественного характера
происходят на базе языковой культуры общения, совершенствовании
системы диалоговой, групповой и массовой коммуникации. В свете
современных условий развития общества, расширения международных
контактов специалистов в разных областях профессиональной деятельности,
возникла
необходимость
коммуникационных
систем,
увеличения
потенциала
совершенствования
мировых
профессиональной
мобильности специалистов любой области знания. Исследователи
утверждают, что современный специалист (в том числе специалист в области
физической культуры и спорта) должен систематически совершенствовать
профессиональную и языковую культуру, вырабатывать навыки и умения
адаптироваться к быстроменяющимся условиям новых отношений, чтобы
проявить готовность к диалогу и ассимиляции в межкулыурном
пространстве. (А.А. Миролюбов, 1986, Ж.В. Перёпелкина, 2000, ЛФ. Зуева,
2002).
Вопросы влияния иностранного языка на профессиональное становление
специалистов раскрыты в исследованиях Г.И. Дориной, 1987, М.Э.
Багдасарян, 1990, Т.Н. Астафуровой, 1997, М.А. Богатыревой, 1998, С.А.
Клементьева, 1998, В.Д. Коплин, 1969 , А.Р. Доу, 1987, С.А. Сэдоу, 1987 и
Др.
Различным аспектам обучения иностранным языкам в неспециальных
вузах, в том числе и физкультурных посвящены исследования Н.А.
Бородовициной, 1978, С.К. Фоломкиной, 1987, Г.М. Скрипник, 1991, И.П.
Павловой, 1992, Е.И. Калмыковой, 1993, А.С. Беляевой, 1997, С.А.
Кузнецовой, 2000, Ж.В. Перепелкиной, 2000, А.В. Ткаченко, 2001, Л.Ф.
Зуевой, 2002 и др.
Качественно новый этап развития образования в высшей школе опирается
назначения
на понимание
предмета
«Иностранный язык» в
профессиональной подготовке специалистов. В современных условиях стала
актуальной задача практического владения иностранным языком, что нашло
свое отражение в новых формулировках целей и содержании
профессионально опиентигюванного обучения в тэогоаммах для неязыковых
вузов. Однако следует отметит^что-данная задача не является полностью
реализованной Б физкультурных вузах, особенно на заключительных уровнях
подготовки (специалист, магистр).; В'связи с переходом на многоуровневую
Стр.3