Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 475859)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Письма Н. К. Рериха к М. К. Теншиевой

0   0
Первый авторТенишева Мария Клавдиевна
Страниц6
ID11413
АннотацияШесть писем 1903 - 1905 годов.
Кому рекомендованоПереписка
Тенишева, М.К. Письма Н. К. Рериха к М. К. Теншиевой : Переписка / М.К. Тенишева .— 1905 .— 6 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Письма Н. К. <...> Нечаева из книги "Встречи с прошлым" Оригинал здесь: otragenius.narod.ru В конце прошлого столетия, когда в среде русской художественной интеллигенции возник большой интерес к истории своего отечества, к старине, Николай Константинович Рерих (1874-1947) был одним из тех мастеров живописи, которые в своем творчестве обратились к теме древней Руси. <...> Русская история, русское народное творчество привлекали внимание художника еще в детстве. <...> Рерих стал историком и археологом, искусствоведом и публицистом, заговорившим о древней иконописи и архитектуре с большим знанием дела. <...> Древние сказания и обычаи, народная музыка, ремесла, старинная одежда - все привлекало внимание художника, ибо давало обильную пищу для его творчества. <...> В числе мест, которые Рерих посетил в 1903 году, было и имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой - Талашкино. <...> Здесь, в Талашкине, в 18 километрах к юго-востоку от Смоленска, в конце прошлого века энергичная деятельница русской культуры М. К. Тенишева (1867- 1928) открыла художественные мастерские (резную, столярную, керамическую, красильную, вышивальную и другие), задачей которых было возрождение русского народного искусства. <...> В Талашкине работали такие известные художники, как М. А. Врубель, К. А. Коровин, С. В. Малютин, А. Я. Головин и другие. <...> Сама Мария Клавдиевна работала над созданием изделий с эмалевым покрытием. <...> В Москве был открыт специальный магазин "Родник", где продавались изделия талашкинских мастерских, получивших вскоре всемирную известность. <...> К зачинателям талашкинского художественного центра присоединился и Рерих. <...> По просьбе Тенишевой он начал работать над фризом "Север. <...> Другой крупной работой Рериха в Талашкине была роспись церквиусыпальницы; по его эскизу была выполнена сохранившаяся до наших дней мозаика над входом в церковь. <...> Вскоре после своего первого посещения Талашкина Рерих написал статью "Старина", опубликованную <...>
Письма_Н._К._Рериха_к_М._К._Теншиевой.pdf
Письма Н. К. Рериха к М. К. Теншиевой Публикация В. П. Нечаева из книги "Встречи с прошлым" Оригинал здесь: otragenius.narod.ru В конце прошлого столетия, когда в среде русской художественной интеллигенции возник большой интерес к истории своего отечества, к старине, Николай Константинович Рерих (1874-1947) был одним из тех мастеров живописи, которые в своем творчестве обратились к теме древней Руси. Русская история, русское народное творчество привлекали внимание художника еще в детстве. В юные годы, под влиянием В. В. Стасова, это увлечение ширилось и крепло. Рерих стал историком и археологом, искусствоведом и публицистом, заговорившим о древней иконописи и архитектуре с большим знанием дела. Древние сказания и обычаи, народная музыка, ремесла, старинная одежда - все привлекало внимание художника, ибо давало обильную пищу для его творчества. Его картины - своеобразная веха в русской исторической живописи. Активная общественная деятельность Рериха была направлена на пропаганду народного искусства, популяризацию памятников древнерусского зодчества. В 1903-1904 годах он посетил многие старинные русские города. В результате этой поездки появилась большая серия этюдов, названных одним из исследователей его творчества "Пантеоном нашей былой славы". В числе мест, которые Рерих посетил в 1903 году, было и имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой - Талашкино. Здесь, в Талашкине, в 18 километрах к юго-востоку от Смоленска, в конце прошлого века энергичная деятельница русской культуры М. К. Тенишева (1867- 1928) открыла художественные мастерские (резную, столярную, керамическую, красильную, вышивальную и другие), задачей которых было возрождение русского народного искусства. В Талашкине работали такие известные художники, как М. А. Врубель, К. А. Коровин, С. В. Малютин, А. Я. Головин и другие. Сама Мария Клавдиевна работала над созданием изделий с эмалевым покрытием. В Москве был открыт специальный магазин "Родник", где продавались изделия талашкинских мастерских, получивших вскоре всемирную известность. К зачинателям талашкинского художественного центра присоединился и Рерих. По просьбе Тенишевой он начал работать над фризом "Север. Охота". По его рисункам в мастерских были изготовлены мебель и вышивки. Другой крупной работой Рериха в Талашкине была роспись церквиусыпальницы; по его эскизу была выполнена сохранившаяся до наших дней мозаика над входом в церковь. Вскоре после своего первого посещения Талашкина Рерих написал статью "Старина", опубликованную 23 декабря 1903 года в газете "Новое время". Затем, являясь секретарем Общества поощрения художеств, Николай Константинович организовал выставку художественных изделий талашкинских мастерских в Петербурге в помещении общества. В 1905 году издательством "Содружество" при участии Рериха была выпущена книга "Талашкино". В статье "Обеднели мы", опубликованной в этой книге, Рерих призывал художников использовать лучшие традиции народного искусства. Рерих придавал Талашкину большое значение в деле эстетического воспитания народа. В то время, когда многие деятели культуры того времени отрицали общественную роль искусства, были равнодушны к его народным истокам, Рерих был убежденным сторонником возрождения традиций русского прикладного искусства. Все это нашло отражение и в публикуемых шести письмах Рериха, относящихся к начальному периоду его знакомства с Тенишевой. Письма свидетельствуют не только о художественной, но и о практической помощи, оказываемой Рерихом талашкинским начинаниям, отражают его взаимоотношения с современниками, содержат оценку творчества Врубеля, Головина и других художников. Письма затрагивают и такую проблему, как взаимоотношения Рериха с представителями художественной группировки "Мир искусства", где он занимал особую позицию. Западнические тенденции этой группировки встречали резкий отпор с его стороны. Большая самостоятельность в оценке художественных явлений сказывается у Рериха и в его оценке работ В. В. Верещагина, чье творчество вызывало нападки со стороны "мирискусников". Большая требовательность Рериха к людям и к себе, его принципиальность, его организаторские способности, щепетильность в финансовых вопросах - все эти чисто человеческие свойства его натуры нашли яркое выражение в письмах к Тенишевой. Именно этим и можно объяснить его строки, проникнутые неприязнью к князю С. А. Щербатову - художнику и коллекционеру и Д. С. Стеллецкому - художнику и скульптору. Два письма Рериха за январь 1905 года интересны описанием событий кровавого воскресенья 9 января, очевидцем которых он был. Не всегда понимая до конца все происходившее в политической жизни России тех лет, Рерих все же оставался на стороне народа. В этих письмах упоминаются арестованные общественные деятели, публицисты и юристы К. К. Арсеньев, И. В. Гессен, Н. Н. Шнитников, а также священник Георгий Гапон, возглавивший шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, впоследствии разоблаченный как провокатор.
Стр.1