WI
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 796.01
КОЛЕДА ВИКТОР АНТОНОВИЧ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
13.00.04. <...> — Теория и методика
физического воспитания, спортивной
тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Минск, 2001
Работа выполнена в Гомельском государственном университете
им. <...> и в Белорусской государственной академии физичес
кой культуры
Научный консультант
— ЮШКЕВИЧ Т.П., доктор педагогических
наук, профессор (проректор по научноисследовательской работе БГАФК)
Официальные оппоненты
— ГУЖАЛОВСКИЙ А.А., доктор педагоги
ческих наук, профессор (профессор ка
федры теории и методики физического
воспитания и спорта БГАФК)
— МАСЛОВСКИЙ Е.А., доктор педагогиче
ских наук, профессор (профессор кафед
ры физического воспитания и спорта
МГЛУ)
— КОТЛЯРОВ И.В., доктор социологиче
ских наук, профессор (председатель ко
миссии по образованию, культуре, науке
и научно-техническому прогрессу Пала
ты представителей Национального соб
рания Республики Беларусь)
Т000004692
Ц О Б по Ф К и С
РГАЙЬК
Оппонирующая организация
— Белорусский государственный универси
тет информатики и радиоэлектроники (ка
федра физического воспитания и спорта)
Защита диссертации состоится
2001 г. в
У55*~-часов на заседании совета по защите диссертаций Д23.01.01
при Белорусской государственной академии физической культуры
(220020, Минск, проспект Машерова, 105, тел. <...> Т.Д. Полякова
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации
Современный уровень физического воспитания студенческой
молодежи, основанный на существующих традициях и положениях ву
зовского образования, следует рассматривать в спектре постоянно уси
ливающихся требований, предъявленных к специалисту-выпускнику выс
шей школы. <...> Используемые формы <...>
Теоретико-методические_основы_формирования_профессионально-личностных_качеств_студентов_в_процессе_физического_воспитания..pdf
WI
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 796.01
КОЛЕДА ВИКТОР АНТОНОВИЧ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
13.00.04. — Теория и методика
физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРА Т
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Минск, 2001
Стр.1
Работа выполнена в Гомельском государственном университете
им. Ф.Скорины и в Белорусской государственной академии физической
культуры
Научный консультант
— ЮШКЕВИЧ Т.П., доктор педагогических
наук, профессор (проректор по научноисследовательской
работе БГАФК)
Официальные оппоненты
— ГУЖАЛОВСКИЙ А.А., доктор педагогических
наук, профессор (профессор кафедры
теории и методики физического
воспитания и спорта БГАФК)
— МАСЛОВСКИЙ Е.А., доктор педагогических
наук, профессор (профессор кафедры
физического воспитания и спорта
МГЛУ)
Т000004692
ЦОБ по ФКиС
РГАЙЬК
— КОТЛЯРОВ И.В., доктор социологических
наук, профессор (председатель комиссии
по образованию, культуре, науке
и научно-техническому прогрессу Палаты
представителей Национального собрания
Республики Беларусь)
Оппонирующая организация
— Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники (кафедра
физического воспитания и спорта)
Защита диссертации состоится
2001 г. в
У55*~-часов на заседании совета по защите диссертаций Д23.01.01
при Белорусской государственной академии физической культуры
(220020, Минск, проспект Машерова, 105, тел. 250-63-62).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусской
государствеенной академии физической культуры
Автореферат разослан "S " HQjjfij— 2001 г.
Ученый секретарь совета
по защите диссертаций
Т.Д. Полякова
Стр.2
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации
Современный уровень физического воспитания студенческой
молодежи, основанный на существующих традициях и положениях вузовского
образования, следует рассматривать в спектре постоянно усиливающихся
требований, предъявленных к специалисту-выпускнику высшей
школы. Используемые формы, средства, методы физического воспитания
и спортивной подготовки разработаны в достаточно широком
диапазоне относительно условий их применения, индивидуальных особенностей
и профессиональных требований. Особый акцент при этом
поставлен на показатели физического развития и физической подготовленности
студентов, что позволяет количественным путем определить
динамику отдельных параметров физического воспитания.
Однако, в процессе физического воспитания студента необходимо
иметь в виду более широкий спектр воздействия физической культуры,
спорта, физкультурного образования, физического развития, физической
подготовленности на формирование профессионально-личностных качеств
студента. Такие качества базируются на общем представлении о личности,
развивающейся во взаимодействии конкретных видов деятельности,
предметность которых носит объективный характер. Поэтому исследование
физического воспитания невозможно представить без изучения взаимообусловленных
сторон обучения и воспитания студента.
Проблема формирования профессионально-личностных качеств
студента в процессе физического воспитания обусловлена системным
анализом, заложенным в трудах П.К.Анохина (1975, 1978), В.АХанзена
(1973), К.К.Платонова (1972), В.Н.Садовского (1974), Э.Г.Юдина (1973) и
др. с учетом объективных и субъективных факторов профессиональноличностного
развития молодого человека, взаимосвязи видов деятельности,
единства теории и практики. Исходным пунктом данной проблемы
являются вопросы, ответ на которые не содержится в ранее проведенных
исследованиях и накопленных знаниях. Наше мнение о проблеме
полностью совпадает с тем, что проблема — это "...выход за пределы
изученного, в сферу того, что должно быть изучено" [В.У.Агеевец,
В.Д.Гончаров, 1979].
В многолетней учебной и профессиональной практике подготовки
специалиста все еще недостаточно разработанным является вопрос
комплексного изучения основных видов деятельности студента во взаимосвязи
с физическим воспитанием. При этом фактически не рассматривается
реальная возможность системообразования деятельности студента
с использованием средств физического воспитания, В то же время,
в качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение
человека к миру культуры й его саморазвитие, выступает целенап
Стр.3