На правах рукописи
Климов Александр Владимирович
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000 г.
Работа выполнена в Российской государственное академии
физической культуры
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Ж. К. Холодов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор О. П. Топышев
доктор педагогических наук, профессор В. Т. Чичикин
Ведущая организация - Педагогический институт физической культуры
Московского городского педагогического университета. <...> Составляющими профессионализма современного спе
циалиста по физической культуре и спорту должны быть творчество и инновационность, опирающиеся на современные достижения передовой науки и прак
тики и богатый опыт отечественной и зарубежной спортивно-педагогической
системы обучения, развития и воспитания. <...> В этой связи остро стоит проблема подготовки профессиональных кад
ров, способных качественно осуществлять производственную деятельность,
быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, осмысленно и
творчески подходить к разрешению проблемных ситуаций. <...> Основой, для совместной деятельности преподавателя и студентов, может стать
личностно-ориентированная направленность в развитии, обучении и воспита
нии учащихся, определяющая всё необходимое для оптимального, качественно
го решения образовательных и спортивных задач. <...> Они могут остаться мертвым грузом и
быть невостребованными, если их не включить в практическую деятельность. <...> И в этом аспекте
спортивно-педагогические дисциплины и педагогическая практика должны
значительно повысить качество подготовки тренеров-преподавателей. <...> Учитывая сказанное выше, специалист <...>
Содержание_и_методика_преподавания_теоретических_и_спортивно-педагогических_дисциплин_в_училищах_олимпийского_резерва..pdf
На правах рукописи
Климов Александр Владимирович
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000 г.
Стр.1
Работа выполнена в Российской государственное академии
физической культуры
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Ж. К. Холодов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор О. П. Топышев
доктор педагогических наук, профессор В. Т. Чичикин
Ведущая организация - Педагогический институт физической культуры
Московского городского педагогического университета.
Защита диссертации состоится
/t / • 'Н •
2000 г. в У 7 ч. на заседании
диссертационного совета К 046.01.01. Российской государственной
академии физической культуры, по адресу: 105122 Москва Сиреневый бульвар,
Д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной
академии физической культуры
Автореферат разослан « /У » O/OVSCh-t
2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
профессор
Ю. Н. Примаков
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Составляющими профессионализма современного специалиста
по физической культуре и спорту должны быть творчество и инновационность,
опирающиеся на современные достижения передовой науки и практики
и богатый опыт отечественной и зарубежной спортивно-педагогической
системы обучения, развития и воспитания.
В этой связи остро стоит проблема подготовки профессиональных кадров,
способных качественно осуществлять производственную деятельность,
быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, осмысленно и
творчески подходить к разрешению проблемных ситуаций.
Перспективным направлением, открывающим новые возможности в решении
данной проблемы, является разработка оптимальной системы обучения.
Основой, для совместной деятельности преподавателя и студентов, может стать
личностно-ориентированная направленность в развитии, обучении и воспитании
учащихся, определяющая всё необходимое для оптимального, качественного
решения образовательных и спортивных задач. Базовыми составляющими
для такого подхода являются: научная организация учебной и спортивной деятельности
учащихся и индивидуализированный подход к каждому из них.
Имеющиеся в литературе данные по методике преподавания теоретических
и спортивно-педагогических дисциплин в училищах олимпийского резерва,
за исключением немногих, в основном носят разрозненный характер и не
дают оснований сделать вывод о хорошо отлаженном обучении, в результате
чего, качество и эффективность подготовки специалистов оставляют желать
лучшего.
Формируемые по теоретическим и спортивно-педагогическим дисциплинам
общетеоретические и методические знания - это только предпосылки к будущей
профессиональной деятельности. Они могут остаться мертвым грузом и
быть невостребованными, если их не включить в практическую деятельность.
В связи с этим, знания необходимо рассматривать, помимо прочего, в единстве
с действиями, которые они вызывают. Действия выступают и как средство
формирования знаний, и как способ его осуществления. И в этом аспекте
спортивно-педагогические дисциплины и педагогическая практика должны
значительно повысить качество подготовки тренеров-преподавателей.
Учитывая сказанное выше, специалист должен обладать целым комплексом
умении и навыков, отр|щюишх^.с одной стороны, его умственные (интел
Стр.3