Всероссийский научно - исследовательский институт
физической культуры и спорта
На правах рукописи
ИВАНОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И
МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ В СПОРТЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и
оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ-ДИССЕРТАЦИИ
на соискание учёной степени доктора педагогических наук
Москва- 2 0 0 0
Работа выполнена во Всероссийском научнсьисследоштельском институте физи
ческой культуры и спорта
Научный консультант:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Ратов И Д
доктор педагогических наук,
профессор Филин В.П.,
доктор педагогических наук,
профессор Юшков О Н
доктор педагогических наук,
профессор Гилёв Г.А. <...> 10 /
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИФК
Автореферат разослан
Учёный секретарь диссертационного Совета,
доктор педагогических наук, профессор
СЮ. <...> В настоящее время всё более широкое применение измерений отмечается в
спортивной науке и практике. <...> При этом в спортивной науке и практике используются почти все су
ществующие в технике виды и методы измерений (оптикоч^ектронные, радио
электронные, биофизические, биохимические, ультразвуковые и другие). <...> Эти
многочисленные средства и методы измерений широко иатользуются для реше
ния самых разнообразных задач комплексного контроля и управления процессом
подготовки спортсменов высокой кватификации, а также занимающихся массо
выми формами физического воспитания и профессионально-прикладной физиче
ской подготовкой. <...> К этим задачам, прежде всего, относятся изучение педагогиче
ских и биомеханических закономерностей оптимального выполнения двигатель
ных актов, диагностика состояния здоровья и функционального состояния систем
организма спортсмена на различных этапах подготовки, оценка уровня развития
антропо-морфологических показателей, контроль и коррекция психофизиологи
ческих <...>
Педагогические_и_метрологические_основы_теории_и_методики_измерений_в_спорте..pdf
Всероссийский научно - исследовательский институт
физической культуры и спорта
На правах рукописи
ИВАНОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И
МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ В СПОРТЕ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и
оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ-ДИССЕРТАЦИИ
на соискание учёной степени доктора педагогических наук
Москва- 2000
Стр.1
Работа выполнена во Всероссийском научнсьисследоштельском институте физической
культуры и спорта
Научный консультант:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук,
профессор Ратов ИД
доктор педагогических наук,
профессор Филин В.П.,
доктор педагогических наук,
профессор Юшков ОН
доктор педагогических наук,
профессор Гилёв Г.А.
Ведущее учреждение - Московский юридический институт МВД РФ
Зашита диссертации состоится «jj//y> фбёА&ьгс?
JU2&?,.
в / # часов на заседании диссертационного Совета Д046.04.01.
Всероссийского научно-исследовательского института
физической культуры и спорта
/ 103064, Москва, Елизаветинский пр., д. 10 /
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИФК
Автореферат разослан
Учёный секретарь диссертационного Совета,
доктор педагогических наук, профессор
СЮ. Тюленьков
Подписано в печать
Тираж 100 экз.
Российская медицинская академия последипломного образования
123836, Москва, Баррикадная ул. д. 2
Стр.2
3
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования.
Развитие науки и техники всегда было тесно связано с прогрессом в области
измерений. В физике, механике и других науках именно измерения позволяли
точно устанавливать зависимости, отражающие объективные законы природы.
Вместе с тем и в ряде других наук, таких как физиология, медицина, биомеханика,
педагогика измерения являются также одним из основных способов познания
закономерностей функционирования биатогических объектов, систем
организма человека и т.д. Большое значение измерений для науки подчеркивали
многие ученые: «Измеряй всё доступное измерению и делай доступным всё недоступное
ему» (Г. Галилей); «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять,
точная наука немыслима без меры (Д.И. Менделеев); «Каждая вещь известна
лишь в той степени, в какой ее можно измерить» (Кельвин).
В настоящее время всё более широкое применение измерений отмечается в
спортивной науке и практике. Следует отметить, что значительное возрастание
роли разнообразных средств и методов измерений в физическом воспитании и
спорте за последние 10-15 лег обусловлено, прежде всего, общими тенденциями
развития современной спортивной науки и влиянием на неё гаучно-технического
прогресса. При этом в спортивной науке и практике используются почти все существующие
в технике виды и методы измерений (оптикоч^ектронные, радиоэлектронные,
биофизические, биохимические, ультразвуковые и другие). Эти
многочисленные средства и методы измерений широко иатользуются для решения
самых разнообразных задач комплексного контроля и управления процессом
подготовки спортсменов высокой кватификации, а также занимающихся массовыми
формами физического воспитания и профессионально-прикладной физической
подготовкой. К этим задачам, прежде всего, относятся изучение педагогических
и биомеханических закономерностей оптимального выполнения двигательных
актов, диагностика состояния здоровья и функционального состояния систем
организма спортсмена на различных этапах подготовки, оценка уровня развития
антропо-морфологических показателей, контроль и коррекция психофизиологических
состояний данного (конкретного) спортсмена и спортивного коллектива
(команды), обследование соревновательной деятельности спортсменов (оценка
эффективности тактико^гехнических действии спортсменов в условиях ответственных
соревнований), реализация судейско-информационной функции (измерение
и оценка отортивно-технического результата) и, наконец, измерение механических
параметров спортивных снарядов и инвентаря (масса, габариты, упругость,
жесткость, резонансная частота колебаний, твердость, прочность, коэффициент
трения-скольжения, лобовое сопротивление и др.).
Вместе с тем, именно? 'i^специфические особенности спортивно
Стр.3