На правах рукописи
Воробьёва Елена Владимировна
ПРЕДМЕТНАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000 г.
2
Работа выполнена в Российской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Ж. К. Холодов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор В. Т. Чичикин
кандидат педагогических наук, профессор В. И. Маслов
Ведущая организация - Московский педагогический государственный
университет
Защита диссертации состоится « т »
U№/-/<J>
2000 г. в <...> На современном этапе, в условиях построения демокра
тического общества, остро стоит проблема подготовки профессиональных кад
ров, способных качественно осуществлять производственную деятельность,
быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, осмысленно и
творчески подходить к разрешению проблемных ситуаций. <...> В связи с этим, встаёт вопрос обновления и совершенствования высшего
и среднего специального физкультурного образования. <...> Основой для совместной, обу
чающей деятельности преподавателя и учения студентов, очевидно, может
стать предметная дидактика изучаемого курса, определяющая всё необходимое
для оптимального решения задач обучения. <...> Имеющиеся в литературе данные по методике обучения в средних специ
альных учебных заведениях физкультурного профиля, за исключением немно
гих, носят в основном разрозненный характер и не дают оснований сделать вы
вод о хорошо отлаженном обучении по циклу теоретических дисциплин, в ре
зультате чего, качество и эффективность подготовки специалистов оставляют
желать лучшего. <...> Она призвана быть основным профессионально-общепрофили
рующим предметом профессионального образования <...>
Предметная_дидактика_как_основа_технологических_подходов_в_преподавании_курса_теории_и_методики_физической_культуры..pdf
На правах рукописи
Воробьёва Елена Владимировна
ПРЕДМЕТНАЯ ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА
ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки и оздоровительной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2000 г.
Стр.1
2
Работа выполнена в Российской государственной академии
физической культуры
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор Ж. К. Холодов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор В. Т. Чичикин
кандидат педагогических наук, профессор В. И. Маслов
Ведущая организация - Московский педагогический государственный
университет
Защита диссертации состоится « т » U№/-/ 2000 г. в
ч. на
заседании диссертационного совета К 046.01.02. Российской государственной
академии физической культуры, по адресу: 105122 Москва Сиреневый бульвар,
Д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской государственной
академии физической культуры
Автореферат разослан « у » c6cuW
2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент
И. В. Чеботарёва
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. На современном этапе, в условиях построения демократического
общества, остро стоит проблема подготовки профессиональных кадров,
способных качественно осуществлять производственную деятельность,
быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, осмысленно и
творчески подходить к разрешению проблемных ситуаций.
В связи с этим, встаёт вопрос обновления и совершенствования высшего
и среднего специального физкультурного образования. Перспективным направлением,
открывающим новые возможности в решении данной проблемы, является
разработка оптимальной системы обучения. Основой для совместной, обучающей
деятельности преподавателя и учения студентов, очевидно, может
стать предметная дидактика изучаемого курса, определяющая всё необходимое
для оптимального решения задач обучения.
Имеющиеся в литературе данные по методике обучения в средних специальных
учебных заведениях физкультурного профиля, за исключением немногих,
носят в основном разрозненный характер и не дают оснований сделать вывод
о хорошо отлаженном обучении по циклу теоретических дисциплин, в результате
чего, качество и эффективность подготовки специалистов оставляют
желать лучшего.
Одной из теоретических дисциплин, в системе среднего и высшего специального
физкультурного образования, является теория и методика физической
культуры. Она призвана быть основным профессионально-общепрофилирующим
предметом профессионального образования специалистов по физической
культуре и спорту, вооружить их специальными знаниями, методическими
умениями и навыками, развить творческое мышление и сформировать эмоционально-ценностное
восприятие к настоящей действительности (Л. П. Матвеев).
Теоретический анализ литературных источников и анкетирование показали
отсутствие научно разработанного содержания предметной дидактики
курса ТиМФК, а немногочисленные исследования и наработки не дают целостного
представления в этом направлении. Отсюда возникает необходимость в
разработке такой системы обучения, которая бы отвечала всем современным
требованиям и запросам общества в подготовке специалистов нового качества.
Ею, очевидно, призвана стать предметная дидактика курса ТиМФК. Она долж
Стр.3