Сетевое взаимодействие
образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования
при реализации программ прикладного бакалавриата ..................................................... 3 <...> О государственных мерах
по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального
образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников .... <...> Роль инженерной педагогики
в решении проблем образования в области
безопасности на автомобильном транспорте
и в дорожном хозяйстве ................................................... 98
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Педагогический вуз в Тюменском регионе <...> Взаимодействие общеобразовательной школы
и педагогического вуза в социокультурном контексте ... <...> О.С. ЧЕРНОВА, доцент
Национальный
исследовательский Томский
политехнический университет
Сетевое взаимодействие
образовательных
организаций высшего и
среднего профессионального
образования при реализации
программ прикладного
бакалавриата
Программы прикладного бакалавриата, в том числе по техническим направлениям,
должны обеспечивать практическую подготовку выпускников, характерную для про
грамм среднего профессионального образования (СПО), и теоретическую подготовку,
характерную для программ высшего образования на уровне академического бакалаври
ата. <...> На основе сравнительного
анализа требований к результатам обучения (компетенциям) выпускников программ
академического бакалавриата, программ СПО и программ прикладного бакалавриата
определяются особенности структуры и содержания образовательных программ. <...> Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, при
кладной бакалавриат, академический бакалавриат, гибкие образовательные траек
тории, совместная образовательная программа, сетевое взаимодействие вуза и тех
никума, образовательноотраслевой центр
На основании Постановления Прави?
тельства РФ от 18 августа 2009 г. № 667
«О проведении эксперимента по созданию
прикладного <...>
Высшее_образование_в_России_№11_2013.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.И. ЧУЧАЛИН, Т.С. ПЕТРОВСКАЯ, О.С. ЧЕРНОВА. Сетевое взаимодействие
образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования
при реализации программ прикладного бакалавриата ..................................................... 3
Е.М. ДОРОЖКИН, Н.Н. ДАВЫДОВА. Развитие образовательных учреждений
в ходе сетевого взаимодействия........................................................................................ 11
В.В. МИРОНОВ, В.А. ГУРТОВ, Е.П. ИЛЯСОВ. О государственных мерах
по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального
образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников .... 17
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.Б. СЕРЯКОВА, Л.Ф. КРАСИНСКАЯ. Реформа высшего образования
глазами преподавателей: результаты исследования....................................................... 22
Т.Г. БОХАН, Л.Ф. АЛЕКСЕЕВА, К.Г. ЯЗЫКОВ, М.В. ШАБАЛОВСКАЯ,
С.А. МОРЕВА. Образ профессионального будущего у студентов
на «кризисных» этапах обучения в вузе .......................................................................... 30
Д.В. ШМУРАТКО. Участие студентов в фундаментальных научных исследованиях .... 37
ЮБИЛЕЙ
Пермскому национальному исследовательскому политехническому
университету – 60 лет
А.А. ТАШКИНОВ, В.Ю. ПЕТРОВ, В.И. МАКАРЕВИЧ. Приоритеты
и перспективы развития регионального инженерного вуза
как национального исследовательского университета .................................................. 42
Н.Н. ШЕВЕЛЕВ. Стратегическое партнерство вуза и предприятий –
основа инновационного развития экономики ................................................................. 50
В.Н. СТЕГНИЙ. Гуманитаризация инженерного образования ......................................... 55
В.Н. КОРОТАЕВ. Результаты государственной поддержки кооперации
исследовательского университета и реального сектора экономики ............................ 63
А.Н. АНОШКИН. Место центров коллективного пользования
и высокотехнологичных лабораторий в инфраструктуре
исследовательского университета .................................................................................... 70
Н.В. ЛОБОВ. Инновационные проекты ПНИПУ в сфере образования ........................... 77
А.И. ЦАПЛИН. Проблемы физикоматематической подготовки студентов в условиях
уровневой образовательной системы ............................................................................... 79
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Т.П. ПЕТУХОВА. Модульное построение образовательных программ с учетом
потребностей рынка труда ................................................................................................ 85
А.А. ДОРОФЕЕВ. Дидактическая обусловленность структуры блочномодульного
учебника............................................................................................................................... 90
Стр.1
Соучредители: Московский
государственный
университет печати
имени Ивана Федорова,
Ассоциация технических
университетов
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный
секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
С. И. Алексеева
Технический редактор
Е.А. Свиридова
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Давыдова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201
Тел./факс: (495) 6089304
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 25.10.2013
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
И.Ф. КИССЕЛЬМАН, М.Г. ЮДИНА. Программные
средства как способ обучения.......................................... 94
Ю.В. ТРОФИМЕНКО, З.С. САЗОНОВА,
Т.В. ФЕДЮКИНА. Роль инженерной педагогики
в решении проблем образования в области
безопасности на автомобильном транспорте
и в дорожном хозяйстве ................................................... 98
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Педагогический вуз в Тюменском регионе
С.П. ШИЛОВ. О приоритетных задачах развития
регионального педагогического вуза ............................. 105
Л.В. ВЕДЕРНИКОВА, О.А. ПОВОРОЗНЮК.
Взаимодействие общеобразовательной школы
и педагогического вуза в социокультурном контексте ... 110
В.И. ПОЛИЩУК. Мировоззренческий потенциал
культурологии ................................................................ 114
А.Ю. ЛЕВЫХ, Л.В. ВЕДЕРНИКОВА. Роль научно
образовательного центра в инновационном
развитии вуза .................................................................. 118
А.И. КУЛЯПИН. О семиотических исследованиях
ученых ЗападноСибирского региона............................ 122
С.А. ЕЛАНЦЕВА. Психологические аспекты
профессиональной подготовки будущего учителя ....... 125
И.А. ТЕНЮНИНА. Этапы становления траектории
профессионального развития студента
педагогического вуза ...................................................... 131
А.Г. ПОЛИВАЕВ. Совершенствование системы подготовки
учителя физической культуры в педагогическом вузе ... 134
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
В.Г. ПУХАЛЬСКАЯ, А.Ю. КУЛИНКОВИЧ. Театральные
технологии в работе преподавателя .............................. 138
С.Б. РЫБАКОВА. Становление и реализация субъектности
студентов в учебной деятельности ................................ 142
ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ
М.А. ПРИХОДОВСКИЙ. Комплекс стимулов для
улучшения работы студентов в течение семестра ......... 146
М.Н. ЕЛУНИН, С.А. ПИЯВСКИЙ. Управление
студенческим научным микроколлективом в матричной
структуре ........................................................................ 148
Наши авторы ............................................................153
Summaries .................................................................154
Our authors................................................................160
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
А.А. АЛЕКСАНДРОВ
К.В. АНТИПОВ
Б.И. БЕДНЫЙ
А.В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
Г.С. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
В.Г. ИВАНОВ
Е.Н. ИВАХНЕНКО
Н.С. КИРАБАЕВ
А.Ф. КИСЕЛЕВ
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Н.И. МАКСИМОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
В.С. СЕНАШЕНКО
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А.И. ЧУЧАЛИН, профессор,
проректор
Т.С. ПЕТРОВСКАЯ, доцент
О.С. ЧЕРНОВА, доцент
Национальный
исследовательский Томский
политехнический университет
Сетевое взаимодействие
образовательных
организаций высшего и
среднего профессионального
образования при реализации
программ прикладного
бакалавриата
Программы прикладного бакалавриата, в том числе по техническим направлениям,
должны обеспечивать практическую подготовку выпускников, характерную для про
грамм среднего профессионального образования (СПО), и теоретическую подготовку,
характерную для программ высшего образования на уровне академического бакалаври
ата. В работе рассматриваются возможные траектории и условия реализации таких
программ при сетевом взаимодействии вуза и техникума. На основе сравнительного
анализа требований к результатам обучения (компетенциям) выпускников программ
академического бакалавриата, программ СПО и программ прикладного бакалавриата
определяются особенности структуры и содержания образовательных программ.
Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, при
кладной бакалавриат, академический бакалавриат, гибкие образовательные траек
тории, совместная образовательная программа, сетевое взаимодействие вуза и тех
никума, образовательноотраслевой центр
На основании Постановления Прави
тельства РФ от 18 августа 2009 г. № 667
«О проведении эксперимента по созданию
прикладного бакалавриата в образователь
ных учреждениях среднего профессио
нального и высшего профессионального
образования» в ряде вузов, колледжей и
техникумов были разработаны и пилотиро
ваны новые практикоориентированные
образовательные программы. Основная
цель программ – подготовка выпускников
к освоению современных производствен
ных технологий в соответствии с потреб
ностями инновационного развития эконо
мики страны.
Целесообразность проведения экспери
мента была обусловлена современными тен
денциями технологического развития про
изводства и новой структурой рабочих мест
на рынке труда. Появилась потребность в
подготовке «прикладных бакалавров» в
области техники и технологий, оптималь
но сочетающих базовые знания и практи
коориентированные компетенции. Про
граммы прикладного бакалавриата долж
ны обеспечивать практическую подготов
ку выпускников, характерную для
программ среднего профессионального об
разования (СПО), и теоретическую подго
товку, характерную для программ высше
го образования на уровне академического
бакалавриата. По существующим оценкам,
к 2020 г. востребованность программ при
кладного бакалавриата может составить тре
тью часть рынка труда. Распоряжением
Правительства РФ от 30.12.2012 г. №2620р
утвержден План мероприятий («Дорожная
карта») «Изменения в отраслях социальной
сферы, направленные на повышение эф
фективности образования и науки». План
предусматривает, в частности, развитие
прикладного бакалавриата и увеличение его
доли в подготовке специалистов до 30% к
2020 г.
Стр.3