www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Планирование оценки
результатов обучения при проектировании образовательных программ ... <...> Субъектсубъектная образовательная
парадигма в условиях провинциального вуза ..... <...> М.В. Ломоносова
Возможность
использования
методологических
принципов европейского
образования в российских
университетах
Статья продолжает презентацию результатов мониторинга эффективности вне
дрения ФГОС ВПО, проведённого Ассоциацией классических университетов России,
Ассоциацией технических университетов и Институтом комплексных исследований
образования МГУ им. <...> 1 В статье
освещены проблемы, с которыми столкнулись вузы при разработке и реализации ос
новных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в части примене
ния новых методологических категорий (компетенция, результаты обучения, мо
дуль образовательной программы, зачетная единица). <...> Обсуждаются возможности
использования методологических принципов европейского образования (результаты
проекта TUNING) для решения выявленных проблем. <...> Ключевые слова: ФГОС ВПО, компетенции, результаты обучения, академические
кредиты, система зачетных единиц, модульное построение образовательных про
грамм, общеевропейское образовательное пространство, методология TUNING. <...> Мониторинг эффек
тивности внедрения ФГОС учреждениями
высшего профессионального образования,
проведенный Ассоциацией классических
университетов России в 2011–2012 гг. по
заданию Министерства образования и на
уки Российской Федерации, выявил ряд
проблем, с которыми столкнулись вузы при
разработке и реализации программ бакалав
риата и магистратуры на основе требова
ний ФГОС ВПО. <...> Эти проблемы оказались связаны в пер
вую очередь с несовершенством самих
ФГОС, которые, с одной стороны, опреде
лили категории, пришедшие из Европей
1
ского пространства высшего образования
(компетенции, результаты обучения, зачет
ные единицы) в качестве ключевых <...>
Высшее_образование_в_России_№1_2013.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Е.В. КАРАВАЕВА, И.Г. ТЕЛЕШОВА, М.Е.УЛЬЯНОВА, В.Х. ЭЧЕНИКЭ.
Возможность использования методологических принципов
европейского образования в российских университетах ............................... 3
А.И. ЧУЧАЛИН, А.В. ЕПИХИН, Е.А. МУРАТОВА. Планирование оценки
результатов обучения при проектировании образовательных программ ... 13
Н.В. СОСНИН. О структуре содержания обучения
в компетентностной модели .............................................................................. 20
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
М.В. ТЛОСТАНОВА. Контуры университета XXI века в контексте
кризиса модерна .................................................................................................. 24
В.П. ШЕСТАК, Н.В. ШЕСТАК. Рейтинговый дискурс: урок английского
для вуза.................................................................................................................. 37
В.С. СЕНАШЕНКО. Образование и процессы глобализации .............................. 48
ЮБИЛЕЙ
Кубанскому аграрному – 90 лет
А.И. ТРУБИЛИН. Традиции, фундаментальность, инновации........................... 54
Ю.П. ФЕДУЛОВ, А.В. ЗАГОРУЛЬКО, И.Т. ЗАИКА, В.М. СМОЛЕНЦЕВ. Роль
системы менеджмента качества в развитии человеческого капитала вуза 59
Т.Н. ПОЛУТИНА. Опыт и перспективы развития агротехнопарков ................. 67
О.В. ГРИГОРАШ. Повышение эффективности управления качеством
образовательного процесса ............................................................................... 72
М.Н. КОХ. К проблеме оценки компетентности преподавателя вуза............... 78
Е.В. МЕДВЕДЕВА. Становление субъектности студента в образовательном
процессе вуза ........................................................................................................ 82
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
И.В. АНДРЮЩЕНКО, Е.В. МАЛИНИНА. Инновационные обучающие
технологии клинической кафедры ................................................................... 89
Е.В. РЕШЕТНЯК, ТАРЕЛИН А.А. Проектные студии в университетском
образовании .......................................................................................................... 93
С.Р. ГИЛЯЗОВА, Т.А. СТАРШИНОВА. Интегративный подход в преподавании
графических дисциплин...................................................................................... 99
Стр.2
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный
секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Давыдова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201
Тел./факс: (495) 6089304
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 25.12.2012
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
К.В. АНТИПОВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
Г.С. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
В.В. БУЛКИН. Субъектсубъектная образовательная
парадигма в условиях провинциального вуза..... 104
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.А. БАРОНИН, К.С. СЮЗЕВ. Основные проблемные
ситуации высшего образования ........................... 110
С.А. ПИЯВСКИЙ, З.Ф. КАМАЛЬДИНОВА, В.В. КОЗЛОВ,
Ю.И. НУДЕЛЬМАН, Р.Б. ШАТАЛОВ,
Г.П. САВЕЛЬЕВА, Е.А. ФЕДОРОВА. Мониторинг
взаимодействия университетов с общеобразова
тельными учреждениями при работе с одаренной
молодежью............................................................. 116
В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ
Н.И. МАРТИШИНА. Антиномии квалификационной
работы..................................................................... 122
Г.Г. ХАЗАГЕРОВ. Контрпродуктивные
компетенции........................................................... 129
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Л.В. ПОПОВ, Н.Х. РОЗОВ. Предтеча высшего
образования в России ........................................... 135
А.А. СОЛОВЬЕВ. Статус – «вузовская»: библиотека
Демидовского лицея ............................................. 141
ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
Ю.А. ШРЕЙДЕР. Наука и цирк .................................... 146
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
А.М. ЦАЛИЕВ. Актуальные вопросы
совершенствования юридического образования... 152
Б.М. ВЛАДИМИРСКИЙ. Табель о рангах:
как считать? ........................................................... 155
Наши авторы.................................................... 159
Contents ............................................................ 160
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Е.Н. ИВАХНЕНКО
Н.С. КИРАБАЕВ
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Н.И. МАКСИМОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Б.Г. ЮДИН
Стр.3