А. П. Барыкова как литератор, поэт и вегетарианка
Биографический очерк
А. Козицкий-Фидлер
"Вегетарианское обозрение", 1905, N2, стлб. 61-68, N3, стлб. 117-126
Оригинал здесь: http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/veg-vestnik1905/03.htm
Когда женщина выступает на арену общественности в роли публициста, поэта, художника,
толкователя и проводника известных идей, учения или верования, она обыкновенно подвергается суровой
критике, недружелюбным возгласам, иногда даже гонению. Только в последнее и притом очень недавнее
время в женщине стали признать равноправного мыслителя, человека, основательно претендующего на
право стать в ряды общественных деятелей или ученых.
Мы не станем говорить о единичных исключениях, о выдающихся женщинах-писательницах, о
таких женщинах, какою явилась женщина-математик Софья Ковалевская, о наших современных
писательницах, имена которых всем известны - эти лица не требуют много цифр для перечета. Их этих
женщин - борцов за равноправие - немного, но они есть, и в этом огромная доля утешения. Есть,
существуют, овладевают умами, облагораживающее действуют на наши инстинкты, пишут, читают
лекции, будят общественную совесть - значит, так называемое "женское царство" не оскудело, а наоборот:
множится и начинает гордиться своими адептами.
Во Франции женщина взошла уже на адвокатскую трибуну, толкует, изучает и даже диктует
законы, громит порок и воздает должное добродетели. Там она полноправный гражданин, профессор и
адвокат, ученый и публицист, общественный деятель и политик.
В Англии женщина в лице Гертруды фот Петцольг получила 29 сентября 1904 г. Место
приходского священника. Больше этого едва ли можно пока ожидать.
В России женщина еще только начинает выглядывать из своего терема, робко озирается по
сторонам и не верит своим глазам, своему слуху... Ее манит на высшие курсы, ей снится женский
университет, ей хочется писать в журналах, даже отправляться в войну в качестве военного
корреспондента...
Отказывая женщине в правах гражданства, мы лишаем Россию целой массы полезных тружениц,
честных, идейных и убежденных работников.
Сознаюсь, мне хочется вспахать почву для завоевания внимания читателей к почти безвестной,
тихо прошедшей свой жизненный путь женщине-вегетарианке, дошедшей до вегетарианства путем
последовательных размышлений, перешедших затем в твердое убеждение, а мы, вегетарианцы, только
тогда и можем считать себя таковыми без риска, когда является твердо убежденными противниками
убойного питания.
О женщине-вегетарианке А.П.Барыковой я буду говорить ниже, предпосылая этому женщинулитератора,
поэта, редкой христианки и общественного деятеля.
Предупреждаю: я лично не знал госпожу Барыкову Анну Павловну, урожденную Каменскую. В
моем распоряжении имеется единственный источник и материал - книга "Стихотворения и прозаические
произведения", издание "Посредника", с которым покойная была связана узами сотрудника. Мое личное
незнакомство с Анной Павловной и отсутствие каких-либо отношений к этому почтенному имени дает
полное основание думать о моем беспристрастии.
В биографическом описании я буду краток, пользуясь теми данными, которые были
предоставлены в распоряжение г. Венгерова при составлении его "Словаря русских писателей и ученых".
А.П. родилась в 1839 г. В Петербурге, в здании Академии Художеств, где дед ее, граф Ф.П.
Толстой состоял вице-президентом. Отец Анн Павловны, Павел Павлович Каменский, был одним из "ста
русских литераторов", писавшим повести, рассказы и даже драмы, из которых "Братья" и "Старая муза"
давались на Александринской сцене. Следовательно, Анна Павловна является наследственным
литератором, ближайшим отпрыском литературно-художественной семьи, пользовавшейся в свое время
известностью.
Интересно проследить шаг за шагом за тем, что говорит А.П. сама о себе в той переписке, которую
она вела с фирмой "Посредник" с 1887 года и в тех материалах, которые даны были для "Словаря".
Отличительная черта этих писаний - самобытный, легкий юмор, постоянная самокритика, попытка при
Стр.1