БАРЫКОВА, Анна Павловна [22.XII.1839 (3.I.1840), Петербург - 31.V(12.VI).1893, Ростов-наДону]
-- поэт, переводчик. Родилась в дворянской семье. Отец Б.-- писатель П. П. Каменский, автор
известных в 20--30 гг. XIX в. повестей и пьес. Мать Б. были дочерью художника и скульптора, вицепрезидента
Академии художеств гр. Ф. П. Толстого; она тоже занималась литературой -- ее перу
принадлежат роман "Пятьдесят лет назад" (Отечественные записки.-- 1860.-- No 11--12) и драма "Лиза
Фомина", шедшая на сцене в Петербурге и Москве.
Училась Б. сначала дома под руководством отца, потом -- в Екатерининском институте в
Петербурге, который окончила в 17 лет, по собственному признанию, "с большой серебряной медалью и
очень небольшим запасом знаний" (см.: Ефремин А. В.-- с;. 12). Образование, полученное в институте
благородных девиц, не отличалось ни объемом, ни глубиной, и пробелы в знаниях поэтесса впоследствии
заполняла чтением книг. Еще в институте Б. начала писать стихи. Одно из стихотворений, посвященное
классной даме, имело успех среди преподавателей и наставников, и девочке пророчили славу "будущей
Ростопчиной" (Там же.-- С. 12). Она написала также рассказ из народного быта "Птичница", который
одобрил друживший с ее отцом Д. В. Григорович и даже пытался напечатать, но безуспешно.
Стихи Б. впервые увидели свет в 1872 г. в журнале "Отечественные записки". В 70--80 гг. на
страницах журналов "Отечественные записки", "Дело", "Русское богатство", "Северный вестник" часто
появляются ее стихи и переводы из В. Гюго, П. Ж. Беранже, И. В. Гете, Г. Гейне, П. Б. Шелли, Г.
Лонгфелло и др. поэтов (поэтесса хорошо знала французский, немецкий, английский языки).
Деятельное участие в прогрессивных журналах укрепило радикальные взгляды Б. Она
переписывалась с П. Ф. Якубовичем, ее произведения вошли в изданный под его редакцией сборник
"Отклик" (1881). Первый и единственный прижизненный сборник стихов Б., вышедший в 1878 г, вызвал
недоброжелательные и даже глумливые отклики реакционных критиков (Б. М. Маркевича, В. П.
Буренина), обвинявших поэтессу в пристрастии к изображению "грязной" жизни.
С нач. 80 гг. Б. жила в Ростове-на-Дону, деятельно помогала революционной борьбе
народовольцев -- на ее квартире проходили их нелегальные встречи. При аресте Г. А. Лопатина в 1884 г.
в его записях нашли имя Б. Поэтесса была арестована и провела месяц в тюрьме, ее освободили только
из-за резкого обострения туберкулеза. Жандармы не располагали никакими материалами против Б. и
даже не подозревали о том, что она была автором дерзкого памфлета, направленного против
самодержавия,-- "Сказки про то, как царь Ахреян ходил богу жаловаться", напечатанного в 1883 г.
нелегальной типографией "Народной воли" в Петербурге.
Разгром народовольцев и наступление реакции заставили Б. отойти от революционного
движения. "Жечь глаголом сердца людей не могу, а сказать слово любящей и жалеющей сестры и матери
-- в защиту или на пользу своих безгласных, немых братьев -- могу и хочу сказать",-- писала поэтесса
(Ефремин А. В.-- С. 37). Испытав влияние нравственного учения Л. Н. Толстого, Б. стала деятельным
сотрудником его издательства "Посредник". Имя Б. можно встретить в письмах Льва Николаевича конца
80 -- нач. 90 гг. Он ценил ее талант и одобрительно отзывался о ее произведениях, переводах и
переделках этого времени, в которых морализаторство сочетается с сентиментальностью.
Лучшие произведения Б. написаны в 70 -- первой половине 80 гг. под воздействием поэзии Н. А.
Некрасова. Они демократичны и злободневны. Герои ее стихотворений -- обездоленные и отверженные
бедняки ("Чужому горю", "Хата", оба -- 1881), падшие женщины, брошенные дети ("У кабака", 1880;
"Обреченная", 1881). Им горячо сочувствует и сострадает поэтесса. Их горестям и бедам резко
противопоставлено бездуховное существование сытых и благополучных обывателей -- обитателей
"заднего двора", "счастливый скотский быт разъевшихся мещан" ("Перелетные птицы", 1878). К этому
миру поэтесса испытывает отвращение и презрение ("В альбом счастливице", 1878).
В стихотворениях "Моя муза", "Крылья" (оба -- 1878) Б. заявляет о гражданском призвании поэта.
Лучше страдать с униженными и обездоленными, чем парить в вышине над людской скорбью и
несчастьями подобно поэтам "чистого искусства". Гневное послание "Жрецу эстетики" (1884) обращено
к А. Н. Майкову: "Ты сладко, звонко пел, как соловей весною, / Про солнце и любовь, цветы и ручейки, /
А родина твоя -- страдалица немая / Под снежным саваном стонала, замерзая".
Трубадуру реакции М. Н. Каткову иронически посвящена сатира Б. "Песнь торжествующей
свиньи" (1892), написанная под влиянием памфлета М. Е. Салтыкова-Щедрина "Торжествующая свинья,
или Разговор свиньи с Правдою". Другому реакционеру от литературы, травившему все честное и
правдивое,--В. П. Буренину адресована сатира с недвусмысленным названием "Литературному
прохвосту" (при жизни Б. не печаталась).
Лучшая сатира Б.-- "Сказка про то, как царь Ахреян ходил богу жаловаться". Ее смысл был
хорошо понятен современникам: в "православном царе Ахреяне" -- глупом, лживом и трусливом деспоте,
который вместе с верной помощницей -- "разноглазой Кривдой" боролся против Правды, узнавали
Александра III, в царствование которого была создана сказка. Написанная понятным народу языком, с
Стр.1