ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слонь Ольга Васильевна
Оренбургский государственный педагогический университет
Выпускнику современной начальной школы важно не только усвоить определённый
объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают
учащемуся возможность дальнейшего самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетенций. <...> Формирование УУД учащегося может быть обеспечено в результате деятельности
ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуальноориентированных технологий. <...> В связи с этим особую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя
при взаимодействии с учащимися. <...> Коммуникация обеспечивает совместную деятельность
людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижени е некой общности:
установление контактов, осуществление общей деятельности, а также процессы
межличностного восприятия, включая понимание партнёра. <...> Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность: умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми. <...> Видами коммуникативных действий
являются:
•
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
•
постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•
разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•
управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
•
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
•
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими <...>
ФОРМИРОВАНИЕ_КОММУНИКАТИВНЫХ_УНИВЕРСАЛЬНЫХ__УЧЕБНЫХ_ДЕЙСТВИЙ_НА_УРОКАХ_ЧТЕНИЯ_В_НАЧАЛЬНОЙ_ШКОЛЕ.pdf
Современное начальное образование: вуз-школа: Материалы всероссийской
научно-практической конференции с международным участием (24-25 мая
2012г). – М.: РИЦ МГГУ им.М.А. Шолохова, 2012. – С. 105-110.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слонь Ольга Васильевна
Оренбургский государственный педагогический университет
Выпускнику современной начальной школы важно не только усвоить определённый
объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают
учащемуся возможность дальнейшего самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетенций. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает
формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в
свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения
учебных дисциплин.
Формирование УУД учащегося может быть обеспечено в результате деятельности
ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуальноориентированных
технологий.
В связи с этим особую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя
при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность
людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности:
установление контактов, осуществление общей деятельности, а также процессы
межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность: умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий
являются:
•
цели, функций участников, способов взаимодействия;
•
•
с задачами и условиями коммуникации;
•
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение
постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•
•
разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (1, 31).
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования
коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные
успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из
основных задач начального образования является создание оптимальных условий для
формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы,
самостоятельности учащегося.
Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение»
включают формирование всех видов УУД -
личностных, коммуникативных,
познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и
коммуникации. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является
1
Стр.1