Р.Ф. Швецова, ОГПУ
Особенности развития самостоятельности младших школьников
средствами свободной работы
В стандарте общего образования сформулированы задачи начальной
школы на ближайшие годы: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [3; с. <...> Одним из ценностных ориентиров начального образования является «развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации» [3; с. <...> Формирование общеучебных
универсальных действий
школьников
предполагает:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и
результатов деятельности [3; с. <...> Формирование универсальных учебных действий полагает необходимость анализа понятия «самостоятельная работа», которое используется учеными в разном значении в зависимости от того, какое содержание вкладывается
в слово «самостоятельный». <...> В педагогической литературе наиболее часто встречаются три основных
значения этого понятия: ученик должен выполнять работу сам, без непоср едственного участия учителя; от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобо1
да выбора содержания и способов выполнения задания. <...> Основная цель развития самостоятельности у младших школьников состоит в том, чтобы сформировать у учащихся <...>
Особенности__развития_самостоятельности_младших_школьников__средствами_свободной_работы.pdf
Р.Ф. Швецова, ОГПУ
Особенности развития самостоятельности младших школьников
средствами свободной работы
В стандарте общего образования сформулированы задачи начальной
школы на ближайшие годы: «Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию»
[3; с.8]. Одним из ценностных ориентиров начального образования
является «развитие умения учиться как первого шага к самообразованию
и самовоспитанию; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия ее самоактуализации» [3; с.8].
Формирование общеучебных универсальных действий школьников
предполагает:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и
результатов деятельности [3; с.29-30].
Формирование универсальных учебных действий полагает необходимость
анализа понятия «самостоятельная работа», которое используется учеными
в разном значении в зависимости от того, какое содержание вкладывается
в слово «самостоятельный».
В педагогической литературе наиболее часто встречаются три основных
значения этого понятия: ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного
участия учителя; от ученика требуются самостоятельные мыслительные
операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; выполнение
работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобо1
Стр.1