Н.Ф.ЕФРЕМОВА, Р.И.СМИРНОВА
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ
Развитие современных тестовых методов и технологий оценки качества подготовки
учащихся и студентов ставит вопрос о необходимости шкалирования результатов
тестирования и расчета окончательного балла с учетом уровня трудности заданий
теста. <...> Весь комплекс вопросов, связанных с отображением на определенной шкале с единой метрикой латентных характеристик трудности всех заданий теста (в том числе составляющих его элементов и различных вариантов) и выставление каждому участнику тестирования окончательного балла, отображающего результаты измерений его
уровня подготовленности в заданной области знаний вне зависимости от
того, в какой группе и над каким вариантом работал испытуемый, принято
называть шкалированием. <...> В рамках этих шкал максимум что можно сделать, так это упорядочить испытуемых (или тестовые
4
Вестник ДГТУ. <...> Другой подход характеризуется тем, что окончательный балл участников тестирования зависит от его относительных успехов по сравнению
с успехами других тестируемых [3, 13, 10, 16]. <...> Она создается путем преобразования всех эмпирических плотностей распределения частот первичных баллов к одному и тому же модельному распределению (центрированному и нормированному) – нормальному. <...> Более подробно методика перевода первичных
баллов в нормализованные описана в работе Ю.М. Неймана и В.А. Хлебникова [13]. <...> В частности,
для пересчета в 100 – балльную шкалу Центр тестирования использует
формулу:
50
Вi = 50 +
(θ0i - θ с.в.),
tσ
где t – коэффициент, значение которого выбирается так, чтобы возможность получения высших баллов была регламентирована; σ - среднее
квадратичное отклонение подготовленности испытуемых нормативной выборки относительно средневзвешенного значения параметра <...> 7
Раздел «Обзоры»
Отметим несколько особенностей, отражающих специфику шкалирования результатов тестирования:
- сертификационный балл учитывает не только процент <...>
Вестник_Донского_государственного_технического_университета_№4_2001.pdf
Вестник ДГТУ. 2001. Т.1. №4(10)
ОБЗОРЫ
УДК 371.27
Н.Ф.ЕФРЕМОВА, Р.И.СМИРНОВА
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ
ISBN 5-7890-196-3
Введение. В самом широком смысле измерение сводится в конечном счете
к приписыванию чисел измеряемым объектам или событиям согласно
определенным правилам. Правила устанавливают соответствие между некоторыми
свойствами объектов и чисел, позволяющее сравнивать между
собой эти объекты по состоянию измеряемого свойства. В зависимости от
целей измерения и сопоставления тех или иных объектов выбираются различные
правила, отображающие различные свойства объектов. Всякий раз
при измерениях нужного свойства выбирают соответствующую измерительную
шкалу.
С физической точки зрения измерение – это процесс сравнения
измеряемой величины с эталонной, а с математической – отображение
измеряемого объекта на некоторое множество действительных чисел, называемое
шкалой (как правило, дискретной). Шкала – это средство фиксации
результатов измерения определенных свойств объектов путем упорядочения
их в определенную числовую систему, в которой отношение
между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В
педагогических измерениях шкалы различаются в зависимости от характера
свойств, лежащих в основе их построения.
Основные положения теории педагогического шкалирования. В
образовательной практике можно выделить четыре основных вида шкал,
получивших наиболее широкое распространение. Согласно С.С. Стивенсону
[15], они получили следующие названия:
Измерения
на первых двух шкалах считаются качественными, а на двух других –
количественными. Шкалы качественных измерений называют «дискретными»,
а количественных – «непрерывными». В каждой из этих шкал определены
свойства чисел, приписываемых объектам. По этим признакам шкалы
перечислены в таком порядке, что в каждой последующей, кроме свойств
предыдущей шкалы, добавляются и новые. Поэтому, чем больше порядок
шкалы, тем больше арифметических действий разрешается проводить над
числами, приписанными объектам в этих шкалах. Методологией любого
3
Р а и . П к и п ы
и
а щ о р
ч т
у с а , к с н о а т
е т а м м е а о »
з и в о
т с н л о х п з
в х а б
и я и св т
о
е с
р
е д
а с о г
г е
т л а К в
р
о
я
в н д д в с
д с е ч ,
н
е у с е «
о рю и
т с не ж е р я е с ы
т а и а л ы ы
р
а н г в и
с пт ев д л е
о г ч
р у
е д а
м е с д к у а и к е л
я и р а в д
и м г р а о г ы
в о э с д о
а н о е н п г
т ц е
и : п с
е е т
е
о о м й о е
к к а в
а ч а
н т т н ао ч е л к и н
е н ч ее жа к
н о а о т с т д . з р
с т с л
р и б
с и а к н и н
ы в сх т а о и ш е л а
е в н
т к
т
о т в л и г в я в э
а
х м о г а с о т
в о ь р о т н
ы п н о
ч
е
т с о нв и т х
о е л
е о
о
д
р о в е н
е л о о
с е н е и е и о
р ц с и к
т а н з и
в а в
т р о
м м
е
ы
,
ш а и ша н а
л к
р
я
д
к
а (
р
а
н
г
о
в
а
я ш
к
а
л
а
)
, и
н
т
е
р
в
а
л
ь
н
а
я ш
к
к
а
а
л
а л
и а ое тн н
м
о о
а ен ни ий й, ш.
в ш
к
а
л
а п
о
-
о б и а о т. В п с лт а
е б
о л
ы
,
х д ч г д а
б а с у а е ви п
а я в п о и с
н т г о
н и е о н н р
д л о
л оо сг т м у с р
е
о м т го и е я и в е
ч е в
и и ш о и м е ав т
р к е
й о кц а в
к ри к в у е
е л н х и
н и я т м в е о
я в с и с
а а д р я
з
ч н н е з м е ы
е т о
е и о н и с п н н
с
т я р и з
в еа п з
о р
о у а а в о
с ят х т о гр о -
б
д л д к е
и
г ь а
о т нж -
т а и е
о т
в о й
к в
и
д й и
и
и о
и
е с р т
й о
р ле он ги ия т, ш
к
а
л
и
р
ы
.
б
о
д ю
р
н
в
а
н
и
е
, р
е
з
у
л
ь
т
а
т
ы т
е
с
т
и
-
Стр.1