Пути влияния языческого и святоотеческого
неоплатонизма на культуру переходой эпохи……….. <...> Распад античного канона в призме
дуалистических учений и теории дихотомии…………….. <...> Символический реализм Григория Нисского и
символизм христианского искусства……………………… <...> Трактат «Об устроении человека» в аспекте его
влияния на образно-стилистический строй канонического
искусства…………………………………………………….. <...> Подробно освещается роль особо почитаемых
святых – Григория Богослова, Василия Великого и Григория Нисского,
вошедших в историю как «великие каппадокийцы». <...> 2013
© Издательство «СПбКО», 2013
ВВЕДЕНИЕ
Григорий Нисский жил в переходное время, когда
происходило размежевание Античности и Средневековья, новая эпоха
выявляла свой облик, и в определении ее черт святитель Григорий
занимает далеко не последнее место. <...> Григорий Нисский
может считаться
родоначальником
антропологии, хотя, конечно, предмет антропологии и его разработка
пришлись на античную эпоху. <...> Его учение о человеке разносторонне,
оно рассматривает устроение человека на уровне первоэлементов; на
уровне механики; с медицинской и психологической точек зрения; в
аспекте теории познания. <...> Антропология Григория Нисского трактует
ипостась человека как образ Божий: с точки зрения общих вопросов
бытия, в его отношении к божественному бытию и бытию тварного
мира, перехода от «ветхого человека» к «новому». <...> Архимандрит Киприан (Керн) называет символическим реализмом
учение Григория Нисского о человеке как образе Божием,
символический реализм лежит в основе канонического искусства
5
Рис. <...> Антропология и богословие образа
соединяются во временной перспективе
в
эпоху
утверждения
догмата
иконопочитания Седьмым Вселенским
собором (787 г.). <...> Григория,
как
правило, рассматривается в контексте
наследия «великих каппадокийцев», под
этим именем в историю византийской
культуры вошли Григорий Нисский,
Василий Великий (329 – 379), Григорий
Богослов <...>
Григорий_Нисский._Создание_канона.pdf
Р. В. Щипина
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ.
СОЗДАНИЕ КАНОНА
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2013
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
Глава I. На рубеже Античности и Средневековья………... 30
1.1. Временные и пространственные координаты……. 30
1.2. «Апология культуры»……………………………… 32
1.3. Теория познания……………………………………. 36
1.4. «Топос» полемики язычества и христианства……. 38
1.5. Онтология Плотина………………………………… 40
1.6. Стиль Плотина……………………………………… 44
1.7. Философский синтез………………………………... 47
1.8. Онтология каппадокийцев…………………………. 50
1.9. Пути влияния языческого и святоотеческого
неоплатонизма на культуру переходой эпохи………..
1.10. «Дезинтеграция стиля» и «άρχή»
в культуре позднего эллинизма…………………………….
1.11. Распад античного канона в призме
дуалистических учений и теории дихотомии……………..
54
57
67
1.12. Стиль Григория Нисского………………………….. 69
Глава II. Символический реализм Григория Нисского и
символизм христианского искусства………………………
81
2.1. Основные идеи трактата «Об устроении человека»…. 82
2.2. Антропология Григория Нисского и богословие образа 100
2.3. Канон иконопочитания и иконографический канон… 121
2.4. «Пещера нимф». Основные этапы становления
символического реализма в искусстве Византии…………
2.5. Трактат «Об устроении человека» в аспекте его
влияния на образно-стилистический строй канонического
искусства……………………………………………………..
130
150
Заключение………………………………………………….. 181
Список литературы………………………………………….
Стр.2
Учебное пособие издается по решению редакционно - издательского совета
Санкт-Петербургского культурологического общества
Р е ц е н з е н т ы :
Е.П. Борзова, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник
высшей школы
Н.Н. Суворов, доктор философских наук, профессор
Щипина Р.И.
Григорий Нисский. Создание канона. Учебное пособие. СПб: Издательство
«СПбКО», 2013, - 205 с.
ISBN 978-5-903983-31-5
Данная книга содержит описание условий формирования существующих
христианских религиозно-философских догматов в переходный период от
Античности к Средневековью. Подробно освещается роль особо почитаемых
святых – Григория Богослова, Василия Великого и Григория Нисского,
вошедших в историю как «великие каппадокийцы». Выявляются основы
преемственности идей античной философии в христианских канонических
догматах. Книга может быть использована как учебное пособие при изучении
истории философии и религиоведения.
ISBN 978-5-903983-31-5
© Щипина Р.В., 2013
© Электронное издание Чистяков А.Н. 2013
© Издательство «СПбКО», 2013
Стр.3