Л. А. Иванова, В. А. Шевченко, В. П. Киселев ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Монография Красноярск
СФУ
2011
1
УДК 624. <...> «Инженерные сети, здания и сооружения» СФУ
И20
Иванова, Л. А.
Органоминеральные композиции для ремонта покрытий автомобильных дорог: монография / Л. А. Иванова, В. А. Шевченко, <...> ISBN 978-5-7638-2286-1
В монографии приведены результаты исследований по разработке органоминеральных составов на основе сухих строительных смесей для ремонта
асфальтобетонного дорожного полотна с использованием органических и минеральных отходов различных отраслей промышленности. <...> Показано, что ремонтные составы на основе гидролизного лигнина, шламов гидролизного
производства, золы-уноса красноярских ТЭЦ и шлама футеровки электролизеров по совокупности свойств превосходят традиционные битумные составы
и позволяют улучшать экологическую обстановку в регионе за счет комплексного использования отходов. <...> Применение гидролизного лигнина, органического шлама гидролизных производств в качестве ингредиентов
ремонтных асфальтобетонных смесей ....................................
40
Глава 5. <...> Изучение взаимодействия компонентов асфальтового
вяжущего физико-химическими методами ...........................
47
Глава 6. <...> Совместное использование неорганических шламов гидролизных производств, зол-уноса ТЭЦ и демонтированной угольной футеровки электролизеров в производстве
асфальтобетонных смесей .........................................................
56
Глава 7. <...> По оценкам специалистов, ежегодный объем образования
отходов гидролизной и лесохимической промышленности составляет
2–5·106 т, а накопленный в стране объем этих отходов превышает 9·107–108 т,
где основную долю в общем объеме отходов этих отраслей занимают гидролизный лигнин, органический шлам-карамель, неорганический гипсосодержащий шлам и пиролитические смолы. <...> Лигнинсодержащие отходы являются промышленными отходами
II и IV классов токсичности и служат источником поступления <...>
Органоминеральные_композиции_для_ремонта_покрытий_автомобильных_дорог_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
Л. А. Иванова, В. А. Шевченко, В. П. Киселев
ОРГАНОМИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ
ДЛЯ РЕМОНТА ПОКРЫТИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Монография
Красноярск
СФУ
2011
1
Стр.2
УДК 624. 011.9
ББК 39. 311
И20
Рецензенты:
Н. Г. Береговцова, канд. хим. наук, ст. науч. сотр. ИХ и ХТ СО РАН;
Р. Т. Емельянов, д-р техн. наук, проф. зав. каф. «Инженерные сети, здания
и сооружения» СФУ
Иванова, Л. А.
И20
Органоминеральные композиции для ремонта покрытий автомобильных
дорог: монография / Л. А. Иванова, В. А. Шевченко,
В. П. Киселев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 96 с.
ISBN 978-5-7638-2286-1
В монографии приведены результаты исследований по разработке органоминеральных
составов на основе сухих строительных смесей для ремонта
асфальтобетонного дорожного полотна с использованием органических и минеральных
отходов различных отраслей промышленности. Показано, что ремонтные
составы на основе гидролизного лигнина, шламов гидролизного
производства, золы-уноса красноярских ТЭЦ и шлама футеровки электролизеров
по совокупности свойств превосходят традиционные битумные составы
и позволяют улучшать экологическую обстановку в регионе за счет комплексного
использования отходов.
Предназначена для научных и инженерно-технических работников в области
строительства, стройиндустрии, предприятий энергетики и металлургии,
преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
УДК 624. 011.9
ББК 39. 311
ISBN 978-5-7638-2286-1
© Сибирский федеральный университет, 2011
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................ 4
Глава 1. Отходы химической переработки биомассы дерева ............ 6
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт применения промышленных
отходов в производстве асфальтобетонных
композиций ........................................................................................ 22
Глава 3. Характеристика объектов и методов исследования ............ 35
Глава 4. Применение гидролизного лигнина, органического шлама
гидролизных производств в качестве ингредиентов
ремонтных асфальтобетонных смесей .................................... 40
Глава 5. Изучение взаимодействия компонентов асфальтового
вяжущего физико-химическими методами ........................... 47
Глава 6. Совместное использование неорганических шламов гидролизных
производств, зол-уноса ТЭЦ и демонтированной
угольной футеровки электролизеров в производстве
асфальтобетонных смесей ......................................................... 56
Глава 7. Основы технологии применения гидролизного лигнина
и других отходов растительных полимеров в производстве
органоминеральных смесей ....................................................... 72
Заключение ................................................................................................... 78
Список литературы ..................................................................................... 80
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе научно-технического развития экономия и рациональное
использование материальных ресурсов становится главным
условием повышения эффективности общественного производства. В связи
с этим возникает необходимость в поиске и реализации всех возможных
направлений комплексного использования вторичных ресурсов и отходов
производства. Проблема повышения экологической безопасности системы
управления отходами химической переработки биомассы дерева достаточно
остро проявляется в каждом лесодобывающем и лесоперерабатывающем
регионе. По оценкам специалистов, ежегодный объем образования
отходов гидролизной и лесохимической промышленности составляет
2–5·106 т, а накопленный в стране объем этих отходов превышает 9·107–108 т,
где основную долю в общем объеме отходов этих отраслей занимают гидролизный
лигнин, органический шлам-карамель, неорганический гипсосодержащий
шлам и пиролитические смолы.
Лигнинсодержащие отходы являются промышленными отходами
II и IV классов токсичности и служат источником поступления в окружающую
среду различных загрязняющих веществ – пыли, широкого спектра углеводородов,
паров кислот, фурфурола. Накопление их в отвалах оказывает
негативное воздействие на все компоненты природной среды, приводит
к изъятию земельных ресурсов в пригородных зонах. Являясь элементами,
чуждыми природе (ксенобиотиками), они не поддаются микробиологическому
разрушению и минерализации из-за отсутствия ферментов для их полной
переработки. Все это представляет опасность для экологических систем.
В то же время продукты незавершенного производства химико-лесного
комплекса по своему составу и свойствам относятся к вторичным материальным
ресурсам и могут быть использованы в народном хозяйстве
вместо первичного сырья. Поэтому выбор оптимальной схемы их утилизации
путем минимизации объемов образования, экологически безопасного
обращения, вовлечения в ресурсооборот является актуальной задачей.
При создании ремонтных смесей для автодорог с асфальтобетонным
покрытием наиболее качественными являются композиции на основе битумов.
Они имеют такие же, как материал основного полотна, свойства:
коэффициент термического линейного расширения, адгезию и т. д. При
этом следует иметь в виду следующие особенности.
Во-первых, поскольку срок службы ремонтируемой части дороги
меньше, чем нового покрытия, то и требования к ремонтной части более
мягкие и соответственно они допускают большее количество инертных,
менее дорогостоящих добавок. Это экономические плюсы.
Во-вторых, актуальным является сооружение мест хранения бытовых
и промышленных отходов, специальных полигонов хранения токсичных от4
Стр.5
ходов, строительство подъездных дорог к ним. Для этих целей могут быть
использованы в составах ремонтных смесей также дезактивированные твёрдые
промышленные отходы, для утилизации которых требуются значительные
денежные средства. В этом реализуются одновременно с экономическими
(причём очень существенными) и экологические плюсы.
Сложившаяся в стране и нашем регионе ситуация показывает, что
в России в начале XXI в. население промышленно развитых городов проживает
в основном на экологически неблагополучных территориях. Ухудшают
экологическую обстановку различные виды антропогенного воздействия
на окружающую среду, в том числе всё возрастающее накопление
твёрдых отходов. По данным [1], на каждого жителя Российской Федерации
вырабатывается (накапливается) до 15 т различных твёрдых отходов
в год. Из твёрдых отходов для комплексного их использования в производственных
целях определённый практический интерес могут представлять
только промышленные отходы. Такие отходы, будучи крупнотоннажными,
характеризуются относительной однородностью химического состава
и одинаковым происхождением по сравнению с твёрдыми бытовыми отходами.
Задача,
стоящая наиболее остро для Российской Федерации, – утилизация
отходов. Современное общество осознаёт опасность экологического
кризиса и катастрофических преобразований биосферы. Ещё в 1996 г.
в документе «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию» к первоочередным задачам отнесены ведение хозяйственной
деятельности в пределах ёмкости экосистем и внедрение энерго- и ресурсосберегающих
технологий. Однако в РФ кроме продекларированных экологических
проблем и задач мало что практически делается.
Теория безотходных технологических процессов в рамках основных
законов природопользования [1] в идеализированном представлении базируется
на двух предпосылках:
• исходные природные ресурсы должны добываться один раз для
всех возможных продуктов, а не каждый раз для отдельных;
• создаваемые продукты после использования по прямому назначению
должны относительно легко превращаться в исходные элементы нового
производства. Конечная цель безотходного производства достигается
при прохождении нескольких ступеней переработки отходов всех видов
[2]. Авторы работы [3] предлагают сам термин «отходы» заменить на термин
«продукты незавершённого производства».
Особое место среди промышленных продуктов незавершённого производства
занимают отходы биомассы, одинаковые по происхождению
с органическими вяжущими материалами и являющиеся возобновляемыми.
Общее количество биомассы, ежегодно образующейся в процессе фотосинтеза,
оценивается примерно в 200 Гт, что более чем в 20 раз превышает
суммарную добычу угля, нефти и газа [4].
5
Стр.6