Фило с о фия и пс ихо ло г ия д ают пр ед с тав ление о п ози ц и и
лич но с ти как о цело с тно м д ухо в но -пр актич ес ко м о б р аз о в ании,
интег р аль но м кач ес тв е лич но с ти, хар актер из ующем с по с о б ы
ее в ключ ения в жиз нед ея тель но с ть , как с о б с тв енную, так и
о б щес тв а. <...> А.Н.Леонтьев
рассматривал
позицию
как
процесс
самостоятельной деятельности личности, которая понималась им
как
сознательная,
наполненная
человеческой
культурой
и
человеческой историей форма реализации активности личности. <...> Пс ихо ло г ич ес ким
о с но в анием
фо р м ир о в ания
г ум анис тич ес ко й по з иции б уд ущег о уч ителя в ы с тупает тео р ия
лич но с ти. <...> Р уб инштейна,
лич но с ть
как
с уб ъ ект
д ея тель но с ти,
о тно шений и жиз ненно г о пути. <...> Ряд ученых связывают «позицию личности» с устойчивой
системой
отношений
человека
к
различным
проявлениям
окружающей дейс твительности, людям и самому себе. <...> ).
По это м у,
говоря
о
с о д ер жании
по ня тия
п ози ц и я
ли ч ност и , м ы по лаг аем , ч то это интег р атив ная д инам ич ная
д ухо в но -пр актич ес кая хар актер ис тика лич но с ти, о тр ажающая
напр ав ленно с ть
лич но с ти
и
ее
о тно шения
к
я в ления м
д ейс тв итель н о с ти, люд я м и с ам о м у с еб е. <...> О д но й из о с но в ны х г ум анис тич ес ких ценно с тей я <...>
Формирование_гуманистической_позиции_как_педагогическая_проблема.pdf
Карягина Г.В. – с т. преп. каф. ХЭВ
Формирование гуманистиче ской позиции как
педагогиче ская проблема
Проблема гуманис тической позиции обусловлена тем
обс тоятельс твом, что человечес тво вс тупило в критическую
полосу своего развития, оказавшись перед выбором между
жизнью и с амоуничтожением. Поиски выхода из этой
ситуации с тавят проблему с амос охранения целос тнос ти
природы и человечес тва. Идея, что будущее равнозначно
прогрес су, с тановится вс е более сомнительной. «Научно -
технический прогрес с не принес ет сч ас тья, если не будет
дополняться изменениями в социальной, нравс твенной и
культурной жизни человечес тва», - пишет Н.Н.Моис еев (124).
Философия и психология дают предс тавление о позиции
личнос ти как о целос тном духовно -практическом образовании,
интегральном качес тве личнос ти, характеризующем способы
ее включения в жизнедеятельнос ть, как собс твенную, так и
общес тва.
Разные ученые и ис следователи, при этом, опред еляют ее
условие
как:
для проявления личнос ти (И.С.Кон,
В.И.Селиванов и др. ); ус тойчивый компонент, относящийся к
с труктурным образованиям личнос ти (В.Н.Мясищев,
Н.А.Дивитовская и др. ); характеристику вс его образа жизни
человека (А.И.Григорьева).
А.Н.Леонтьев рассматривал
позицию
самостоятельной деятельности личности, которая понималась им
как
человеческой историей форма реализации активности личности.
Психологическим
основанием
формирования
сознательная, наполненная человеческой культурой и
как процесс
Стр.1