Г.В. Карягина
Основы музыкальной грамоты
Учебное пособие
Издательство ОГПУ
Оренбург - 2003
1
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОГПУ,
протокол №
от
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
высшей школы ОГУ С.М. <...> Г.В. Карягина
Основы музыкальной грамоты: Учебное пособие к спецкурсу для
студентов факультета педагогики и методики начального образования. <...> Помимо общего каждая форма общественного сознания имеет свою
специфику: преимущественное внимание к определённым сторонам и связям
действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, формы и
т.п. <...> Для музыкальной мысли древних государств характерно убеждение в
тесной связи музыки с законами природы. <...> Музыканты и
мыслители Индии обозначили, закрепили и систематизировали сотни звуков,
жестов, движений, ритмов, танцевальных фигур. <...> Способом закрепления
музыкального опыта прошлого в индийской музыке стали так называемые
«раги» (рага - это настроение, внушаемое сочетанием звуков). <...> Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы
Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию человека. <...> Внимание церкви к музыке проявилось и в подготовке
профессиональных певцов и музыкантов, и в изобретении нотной записи. <...> Главное отличие музыкального звука – его
определенная высота. <...> Звуковое пространство фортепиано в
зависимости от высоты звуков условно делят на 3 регистра (регистр –
сходные по окраске звучания звуки):
- высокий – третья октава и выше;
- средний – малая октава, первая и вторая;
- низкий – ниже малой октавы. <...> Другим важным свойством музыкального звука является его
длительность, которая зависит от продолжительности колебаний,
поддерживаемых исполнителем в течение определенного времени. <...> Одна та же по длительности
нота длится разное время, что определяется инструментом, темпом
произведения и другими причинами. <...> Объемом
легких
человека ограничивается длительность звучания духовых <...>
Основы_музыкальной_грамоты.pdf
1
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОГПУ,
протокол № от
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
высшей школы ОГУ С.М. Каргапольцев;
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
педагогики дошкольного и начального образования И.Г.
Каткова
Г.В. Карягина
Основы музыкальной грамоты: Учебное пособие к спецкурсу для
студентов факультета педагогики и методики начального образования. –
Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. – 32 с.
Учебное пособие к спецкурсу «Основы музыкальной грамоты»
предназначено для самостоятельной подготовки студентов факультета
Педагогики и методики начального образования. Пособие раскрывает
содержание основных тем по теории музыки, включает задания для
самостоятельной работы, нотное приложение, список литературы, словарь
музыкальных терминов и понятий.
Г.В. Карягина, 2003
Издательство ОГПУ, 2003
Стр.2
2
Тема № 1 «Музыка как социальный феномен»
План:
1. Формы общественного сознания, их специфика и взаимосвязь.
2. Музыка как социальный феномен.
Человек как существо социальное познаёт и отражает действительность
в различных формах. Объективное богатство реального мира и субъективное
богатство человека и его практических потребностей вызвали к жизни такие
разные формы общественного сознания, как: религия, философия, мораль,
наука, политика, искусство и т.д. Все формы общественного сознания имеют
ряд общих черт:
1. Духовная жизнь человечества развивается под воздействием
исторической действительности, общественного бытия.
2. Формы общественного сознания имеют относительную
самостоятельность (так, уровень развития искусства не совпадает с уровнем
развития экономики: литература в России 19 века достигла высот, несмотря на
экономическую отсталость страны).
3. Формы общественного сознания не только отражают реальность, но и
оказывают на неё воздействие.
4. У них единый путь познания действительности.
Помимо общего каждая форма общественного сознания имеет свою
специфику: преимущественное внимание к определённым сторонам и связям
действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, формы и
т.п. Проследим, как изменялась роль музыки в жизни общества с изменением
общественного строя.
Наблюдая за музыкальными действами «отсталых» народов,
удивляешься странному противоречию их творчества: с одной стороны -
примитивность танцев, инструментов, песен; с другой - серьёзность,
строгость и торжественность с которыми они занимаются музыкой.
Объяснением этого противоречия может быть лишь то обстоятельство, что
музыка является неотъемлемой и важной частью всех основных видов
деятельности первобытного человека: охоты (вокальное подражание
животным, передача в танце облика животных, поведения), труда (ритмы
песен и танцев вырастали из ритмов коллективного труда).
Вся музыка была привязана к определённым делам и действиям, т.е.
была прикладной, не теряя при этом своих главных функций:
мировоззренческой - формирование единого мироотношения;
коммуникативно-организующей - установление связи между людьми,
совершенствование первобытного коллектива;
компенсативной - компенсация недостатков, неудач;
Стр.3