Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации (806,00 руб.)

0   0
Первый авторСалыгина Е. С.
ИздательствоМ.: Статут
Страниц192
ID213812
АннотацияКнига представляет собой обобщение практического опыта юридического сопровождения медицинского холдинга. В ней освещены многие юридические вопросы, решение которых либо до сих пор отсутствует в российском законодательстве, либо предназначено для государственных лечебных учреждений. Рассмотрены также вопросы взаимоотношений с сотрудниками, пациентами, контролирующими органами.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на юристов, директоров, главных врачей организаций частной системы здравоохранения.
ISBN978-5-8354-0924-2
УДК347.4
ББК67.404.2
Салыгина, Е.С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина .— Москва : Статут, 2013 .— 192 с. — ISBN 978-5-8354-0924-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/213812 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.С. Салыгина ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ÌÎÑÊÂÀ 2013 УДК 347.4 ББК 67.404.2 С 16 Сведения об авторе: Екатерина Сергеевна Салыгина – юрисконсульт стоматологического холдинга «Приор-М» (г. Екатеринбург), член Ассоциации юристов России, аспирантка кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, автор целого ряда статей. <...> С 16 Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации. <...> Книга представляет собой обобщение практического опыта юридического сопровождения медицинского холдинга. <...> Рассмотрены также вопросы взаимоотношений с сотрудниками, пациентами, контролирующими органами. <...> УДК 347.4 ББК 67.404.2 ISBN 978-5-8354-0924-2 © Салыгина Е.С., 2013 © Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013 БЛАГОДАРНОСТИ Эта книга никогда бы не появилась на свет, если бы не: директор стоматологического холдинга «Приор-М» Алексей Витальевич Патраков, который, осознав необходимость юридической службы в клиниках, позволил мне реализовать мои проекты в рамках холдинга и дал возможность постоянно учиться; врачебный коллектив клиники «Приор-М», который был готов учиться решать проблемы цивилизованным способом, готов был учиться защищать себя, врачебную честь и достоинство, не умаляя при этом прав и достоинства пациентов; пациенты холдинга «Приор-М», которые в течение более шести лет звонили, задавали вопросы, уточняли содержание договора, приходили на беседы, писали отзывы в книги отзывов и предложений клиник «Приор-М»; мой хороший друг и замечательный юрист Елена Павловна Медвецкая; директора и сотрудники НОУ «Мед-сервис Профи», которые уже почти два года организуют мои семинары, за что им большое спасибо; директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Викторович Козьминых, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА, кандидат юридических наук Виталий Викторович Голофаев – специалисты, потратившие <...>
Юридическое_сопровождение_деятельности_частной_медицинской_организации..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.5
Стр.6
Стр.186
Стр.187
Стр.188
Стр.189
Стр.190
Стр.191
Стр.192
Юридическое_сопровождение_деятельности_частной_медицинской_организации..pdf
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О С Т А Т У Т Е.С. Салыгина ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОСКВА 2013
Стр.1
УДК 347.4 ББК 67.404.2 С 16 Сведения об авторе: Екатерина Сергеевна Салыгина – юрисконсульт стоматологического холдинга «Приор-М» (г. Екатеринбург), член Ассоциации юристов России, аспирантка кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, автор целого ряда статей. Салыгина Е.С. С 16 Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации. – М.: Статут, 2013. – 192 с. ISBN 978-5-8354-0924-2 (в обл.) Книга представляет собой обобщение практического опыта юридического сопровождения медицинского холдинга. В ней освещены многие юридические вопросы, решение которых либо до сих пор отсутствует в российском законодательстве, либо предназначено для государственных лечебных учреждений. Рассмотрены также вопросы взаимоотношений с сотрудниками, пациентами, контролирующими органами. Книга рассчитана на юристов, директоров, главных врачей организаций частной системы здравоохроанения. УДК 347.4 ББК 67.404.2 ISBN 978-5-8354-0924-2 © Салыгина Е.С., 2013 © Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013
Стр.2
ВВОДНОЕ СЛОВО Настоящая работа представляет собой обобщение опыта шестилетнего юридического сопровождения деятельности частного медицинского холдинга г. Екатеринбурга. Поскольку частный медицинский бизнес – это, как правило, средний или малый бизнес, книга писалась таким образом, чтобы информация, изложенная в ней, могла быть полезной как юристам, так и собственникам (руководителям) частных клиник, а также главным врачам. Книга не претендует на всесторонний охват проблемы – это невозможно. Автор ставила своей задачей осветить наиболее проблемные и спорные вопросы в правовом регулировании деятельности частной клиники, помочь юристу профессионально решить те вопросы, без которых существование и функционирование частной медицинской организации в принципе невозможно. Естественно, речь идет о ситуации цивилизованного медицинского учреждения, работающего в существующем правовом поле. Касательно изложения материала в книге автор избрала критерий субъектности. Иначе говоря, за исключением первой и последней глав, где речь идет о создании клиники и правовом образовании сотрудников, главы основной части построены исходя из того, с какими субъектами взаимодействует клиника как юридическое лицо: ее сотрудники, ее пациенты, контролирующие органы. Есть еще один субъект – это контрагенты, т.е. те, с кем у клиники заключены договоры на поставку материалов, вывоз мусора, охранную сигнализацию и т.д. Поскольку специфики здесь практически нет, а отношения подчинены общим нормам договорного и обязательственного права, автор не стала останавливаться на данном субъекте. Книга писалась более трех лет. За это время в нашем государстве сменился не один министр здравоохранения, во многом поменялось законодательство о здравоохранении, законодательство о государственном контроле за деятельностью бизнеса, готовятся масштабные поправки в Гражданский кодекс РФ. Автор постаралась учесть все 5
Стр.5
Е.С. Салыгина произошедшие изменения, но, поскольку не известно, когда читатель возьмет в руки эту книгу, ему следует при наличии сомнений все-таки сверяться с содержанием нормативных актов. Буду рада любым отзывам, советам и рекомендациям от читателей. Отзывы можно присылать на почту: info@salygina.ru
Стр.6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Я очень надеюсь, что книга, изложенные в ней знания помогут юристам, только пришедшим в отрасль, не растеряться, а системно и комплексно подойти к юридическому сопровождению деятельности частной клиники. Возможно, что какие-то правовые позиции, изложенные в книге, вызовут споры и несогласие, – я всегда рада и готова обсуждать их. Помимо рассмотренных в книге вопросов есть еще одна сфера, которой должны заниматься юристы частных клиник, – это юридическое образование персонала. Совершенно согласна с Евгением Викторовичем Козьминых, директором Пермского медицинского правозащитного центра1 , который приоритетным направлением в медикоюридической практике назвал повышение юридической грамотности врачей. Невозможно одному юристу обеспечить правовую безопасность деятельности клиники, если ее первичные звенья – те, кто непосредственно оказывает услуги, общается с заказчиками (а пациент в частной клинике – это и есть заказчик), – не обладают элементарными познаниями о том, какие у них и у пациентов есть права и обязанности, что такое врачебная тайна и каков ее режим, каковы стандарты заполнения медицинских карт и пр. Несмотря на то что врачей в институтах учат некоторым правовым основам медицинской деятельности, по моим ощущениям, делают это люди, очень далекие от практики, а потому не способные объяснить своим студентам, ЗАЧЕМ нужны эти знания. В итоге максимум того, что помнят врачи, – это то, что «медицинскую карту надо писать для прокурора». Хотя, по-моему, писать хорошо историю болезни нужно исключительно для себя: чтобы обеспечить качество своих услуг и спать спокойно. Обучать врачей, администраторов должны юристы-практики – те, кто каждый день сталкивается с конфликтом, проблемами, судебными процессами. Учиться решать эти проблемы 1 186 http://пмпц.рф
Стр.186
Заключительное слово нужно прежде всего не посредством суда, а с помощью превентивных мер (документов, переговоров), с тем чтобы сохранить ОТНОШЕНИЯ и РЕПУТАЦИЮ. Не следует экономить на обучении медперсонала, – это не выброшенные на ветер деньги, а очень существенный вклад в обеспечение безопасности клиники и формирование ее авторитета у пациентов.
Стр.187
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев А.Н. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование. СПб., 2005; Ось-89, 2007. 2. Балло А.М., Балло А.А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. СПб.: БиС, 2001. 3. Глашев А.А. Медицинское право: практическое руководство для юристов и медиков. М.:Волтерс Клувер, 2004. 4. Григорянс Э.П., Леонтьев О.В. Ответственность за преступления, совершаемые медицинскими работниками. СПб.: Спецлит, 2008. 5. Зильберт А.П. Этюды медицинского права и этики. М.: МедПРЕСС-информ, 2008. 6. Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. М.: Гросс-медиа, 2009. 7. Лопатенков Г.Я. Ваше право, доктор. Очерки врачебного правопонимания. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 8. Лопатенков Г. Права пациентов. Практические рекомендации. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 9. Саверский А.В. Права пациентов на бумаге и в жизни. М.: ЭКСМО, 2009. 10. Саверский А.В. Особенности национального лечения в историях пациентов и ответах юриста. М.: ЭКСМО, 2010. 11. Саверский А.В., Саверская С.А., Никонов Е.Л. Как безопасно родить в России. М.: ЭКСМО, 2009. 12. Сашко С.Ю., Балло А.М. Юридическая оценка дефектов оказания медицинской помощи и ведения медицинской документации. СПб.: ЦНИТ, 2004. 13. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг. Особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004.
Стр.188
ОГЛАВЛЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ ....................................................................................... 3 ВВОДНОЕ СЛОВО....................................................................................... 5 Глава 1. СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ .............................. 7 1.1. Выбор способа осуществления предпринимательской деятельности ......................................................................................... 7 1.2. Получение лицензии медицинской организацией ...................... 9 1.3. Оформление «уголка потребителя» ............................................ 14 Глава 2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С СОТРУДНИКАМИ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ .......................................................... 17 2.1. Общие положения. Категории работников ................................ 17 2.2. Особенности трудовой деятельности медицинских работников: прием на работу, рабочее время, время отдыха, совместительство ............................................................................... 18 2.3. Составление трудового договора ................................................ 21 2.4. Должностная инструкция: принципы составления, юридическое и управленческое значение документа ....................... 24 2.5. Аттестация работников ............................................................... 28 2.6. Кадровое делопроизводство в медицинской организации: перечень необходимых документов ........................... 35 2.7. Алгоритм оформления основных трудовых отношений с работником: прием, перевод, увольнение, отпуск, командировка, дисциплинарная и материальная ответственность .................................................................................. 42 189
Стр.189
Е.С. Салыгина Глава 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ.......................................... 50 3.1. Кто такой пациент? Юридический статус пациента и потребителя медицинской услуги .................................................. 50 3.2. Почему нельзя ограничиться одним формальным договором и Законом РФ «О защите прав потребителей» ............... 62 3.3. Документы, опосредующие взаимоотношения врача и пациента ................................................................................ 71 – Договор на оказание платных медицинских услуг .................... 71 – Согласие на подписание договора лицом, не достигшим возраста 14 лет ......................................................... 82 – Добровольное информированное согласие: понятие, структура, значение ......................................................... 84 – Отказ от медицинского вмешательства ..................................... 93 – Расписка пациента ..................................................................... 95 – Согласие на лечение без гарантии ............................................. 96 – Соглашение об отступном .......................................................... 97 3.4. Гарантийные обязательства медицинской организации ........... 99 3.5. Медицинская документация: юридическое значение правильного заполнения. Требования к заполнению истории болезни ................................................................................103 3.6. Согласие пациента на обработку его персональных данных ...............................................................................................111 3.7. Информирование пациента: основания, значение, последствия .......................................................................................114 3.8. Отказ врача пациенту и односторонний отказ от исполнения договора на медицинские услуги ............................116 3.9. Конфликты и пути их разрешения. Правила поведения в клинике. Протокол фиксации претензий. Книга отзывов ...........121 – Представления о конфликте .....................................................121 – Пациенты, с которыми приходится работать ...........................122 – Правила поведения в любом конфликте с пациентом .............125 – Чего категорически нельзя делать в конфликте с пациентом ....................................................................................134 – Виды конфликтов в медицине: связанные с качеством медицинской услуги (помощи) и не связанные с ним. Тактика разрешения ......................................................................136 3.10. Памятка врачебному персоналу, или Как защитить себя от конфликтов с пациентом..............................................................141 190
Стр.190
Оглавление Глава 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ .................143 4.1. Действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ...........................................................143 4.2. Общее представление о проверках надзорных органов: виды, основания, процедура .............................................................148 4.3. Сроки проведения проверок ......................................................149 4.4. Окончание проверки и обжалование итогов .............................151 4.5. О признании результатов проверки недействительными .........153 4.6. Практические советы по составлению жалобы на действия чиновника во время проверки (и не только) 4.7. Министерство здравоохранения региональное.........................156 4.8. Роспотребнадзор .........................................................................158 4.9. Трудовая инспекция (ГИТ) ........................................................160 4.10. Органы государственного пожарного надзора МЧС России ......................................................................................165 4.11. Роскомнадзор ............................................................................168 4.12. Полиция ....................................................................................171 4.13. Прокуратура ..............................................................................174 4.14. Общие рекомендации при подготовке к проверкам ...............180 4.15. Психологические аспекты поведения во время и после проведения проверки ...........................................................183 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО .......................................................................186 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................188
Стр.191
Екатерина Сергеевна САЛЫГИНА ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Редактор Т.В. Мальчикова Корректор Г.Б. Абудеева Художественное оформление: В.В. Самойлова Компьютерная верстка: А.С. Резниченко Подписано в печать 28.02.2013. Формат 60х84 1 Гарнитура Newton. Печать офсетная. Печ. л. 12. Усл. печ. л. 11,16. Тираж 500 экз. Заказ № /16 Издательство «Статут»: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2; тел./факс: +7(495) 649-18-06 E-mail: book@estatut.ru www.estatut.ru . Бумага офсетная.
Стр.192

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.