В учебном пособии излагаются ведущие концепции развития и воспитания
ребенка дошкольного возраста в зарубежной педагогике XIX - XX в.в., получившие широкое распространение и определившие основные подходы к организации
педагогического процесса в современном детском саду в различных странах мира. <...> Френе и реализованных в дошкольных учреждениях, работающих по их системе, могут значительно обогатить отечественную систему дошкольного образования. <...> Цель учебного пособия "Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста: зарубежный опыт" - познакомить студентов с ведущими концепциями дошкольного образования Ф. <...> Ведущие концепции дошкольного образования возникли на основе многовековой прогрессивной практики воспитания и плодотворных педагогических идей
и теорий выдающихся мыслителей и педагогов прошлого. <...> В конце
XIX в. - в начале XX в. оформились новые направления в дошкольной педагогике:
вальдорфская педагогика, Монтессори-педагогика и Френо-педагогика, являющиеся приоритетными для современной дошкольной педагогики. <...> Педагогические концепции, представленные в учебном пособии, раскрывают
своеобразие подходов к организации развивающей и воспитывающей среды в
дошкольных учреждениях. <...> Фребель впервые в истории дошкольной педагогики
дал целостную, детально разработанную, оснащенную практическими пособиями
методическую систему дошкольного воспитания. <...> Фребеля
Фридрих Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного учреждения. <...> Развитие немецкий педагог понимает как непрерывный процесс
раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности – в речи, играх, строительстве, изобразительной, трудовой
деятельности. <...> Это положение немецкий педагог считает четвертым требованием педагогики. <...> В первом блоке даны представления о механизме умственного развития р ебенка, развития сознания и мышления индивидуума <...>
РАЗВИТИЕ_И_ВОСПИТАНИЕ_РЕБЕНКА_ДОШКОЛЬНОГО_ВОЗРАСТА_ЗАРУБЕЖНЫЙ_ОПЫТ.pdf
Рецензенты:
А.В.Кирьякова - доктор педагогических наук, профессор;
Н.А.Каргопольцева – доктор педагогических наук, профессор
Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста: зарубежный
опыт: Учеб. пособие-хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений. – Оренбург,
Изд-во ОГПУ, 2005.
В учебном пособии излагаются ведущие концепции развития и воспитания
ребенка дошкольного возраста в зарубежной педагогике XIX - XX в.в., получившие
широкое распространение и определившие основные подходы к организации
педагогического процесса в современном детском саду в различных странах мира.
Учебное пособие-хрестоматия предназначено для студентов факультета дошкольного
образования.
2
Стр.2
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 4
Педагогическая концепция Ф.Фребеля…………………………………………. 6
Ф.Фребель. Детский сад…………………………………………………………. 14
Педагогическая концепция М.Монтессори………………………..…………… 41
М.Монтессори. Дом ребенка. Метод научной педагогики……………………. 50
Вальдорфская педагогика Р.Штейнера…………………………………………. 74
Р.Штейнер. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки……………. 83
Что такое вальдорфская педагогика? Детский сад…………………………….. 102
Педагогическая концепция С.Френе……………………………………………. 109
С.Френе. Новая французская школа…………………………………………….. 117
Список литературы……………………………………………………………….. 134
3
Стр.3
Введение
Модернизация российской системы дошкольного образования на современном
этапе, поиск новых путей обновления содержания, форм и методов педагогического
процесса актуализируют опыт зарубежных педагогов. В связи с этим целый
ряд идей, педагогических принципов, приемов, форм организации жизни детей
дошкольного возраста, обоснованных в педагогических концепциях
Ф.Фребеля, М.Монтессори, Р.Штейнера и С.Френе и реализованных в дошкольных
учреждениях, работающих по их системе, могут значительно обогатить отечественную
систему дошкольного образования.
Студентам факультетов дошкольного образования педагогических институтов
и университетов предлагается учебное пособие, в которое включены зарубежные
педагогические концепции дошкольного образования Ф.Фребеля,
М.Монтессори, Р.Штейнера и С.Френе. Выбор концепций данных педагогов обусловлен
тем, что они:
- раскрывают идеи, определившие становление дошкольной педагогики как
отрасли научного знания в середине XIX века и ее развитие в XX-XXI в.в.;
- способствовали разработке оригинальных авторских методик развития и
воспитания ребенка дошкольного возраста;
- содействовали возникновению массовых культурно-образовательных движений
во многих странах мира;
- служат основой для формирования новых направлений в современной теории
и практике дошкольного образования.
Цель учебного пособия "Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста:
зарубежный опыт" - познакомить студентов с ведущими концепциями дошкольного
образования Ф.Фребеля, М.Монтессори, Р.Штейнера и С.Френе, получившими
широкое распространение за рубежом и определившими современные
подходы в организации педагогического процесса в дошкольном учреждении во
многих странах мира.
Ведущие концепции дошкольного образования возникли на основе многовековой
прогрессивной практики воспитания и плодотворных педагогических идей
и теорий выдающихся мыслителей и педагогов прошлого. Особо значимыми среди
них являются гуманистическая теория природосообразного воспитания
Я.А.Коменского, теория идеальной природы ребенка и ее естественного развития
в условиях свободы Ж.Ж.Руссо, концепция обучения, развивающего природные
силы ума, сердца и руки на основе альтруистической любви И.Г.Песталоцци.
Творческое переосмысление педагогического наследия прошлого способствовало
4
Стр.4