Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 559131)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛитвиненко Наталья Валерьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц141
ID213268
АннотацияМонография посвящена одной из самых острых тем школьной психологии - особенностям социально-психологической адаптации школьников при переходе из начальной в основную школу
ISBN978-5-89144-729-0
УДК371
ББК88.8
Литвиненко, Н. В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ [Электронный ресурс] / Н. В. Литвиненко .— : [Б.и.], 2006 .— 141 с. : ил. — ISBN 978-5-89144-729-0 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/213268

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В. ЛИТВИНЕНКО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ Монография УДК 371 ББК 88.8 Л64 Публикуется по решению редакционно-издательского совета Оренбургского государственного педагогического университета Автор: Литвиненко Наталья Валерьевна, канд. пед. наук, доцент Научный редактор: Кирьякова Аида Васильевна, д-р пед. наук, профессор Рецензенты: Соколова Л.Б., д-р пед. наук, профессор; Кузнецова Л.Д., канд. пед. наук, доцент Литвиненко Н.В. <...> Л64 Социально-психологическая адаптация школьников при переходе из начальной в основную школу. <...> Социально-психологическая адаптация, обеспечивающая гармоничное соотношение между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности, создает благоприятные условия для ее полноценного функционирования, развития и самореализации в новых условиях. <...> В это время школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющимся условиям учебной деятельности, к более широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания и формирования ОбразаЯ. <...> ). В меньшей степени исследованы особенности социально-психологической адаптации младших подростков (М.Р.Битянова, <...> Особое внимание в ней уделено индивидуальнотипологическим особенностям младших подростков с различным уровнем 5 адаптации и характером протекания затрудненной адаптации. <...> На основе анализа теоретических источников и полученных экспериментальных данных в монографии обосновывается комплекс психолого-педагогических условий преодоления затрудненной адаптации школьников при переходе из начальной в основную школу: осуществление системы диагностических мер, выявляющих уровень адаптации, характер затрудненной адаптации; реализация личностно-ориентированного подхода к обучению школьников; актуализация ценностного <...>
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ_АДАПТАЦИЯ_ШКОЛЬНИКОВ_ПРИ_ПЕРЕХОДЕ_ИЗ_НАЧАЛЬНОЙ_В_ОСНОВНУЮ_ШКОЛУ.pdf
УДК 371 ББК 88.8 Л64 Публикуется по решению редакционно-издательского совета Оренбургского государственного педагогического университета Автор: Литвиненко Наталья Валерьевна, канд. пед. наук, доцент Научный редактор: Кирьякова Аида Васильевна, д-р пед. наук, профессор Рецензенты: Соколова Л.Б., д-р пед. наук, профессор; Кузнецова Л.Д., канд. пед. наук, доцент Литвиненко Н.В. Л64 Социально-психологическая адаптация школьников при переходе из начальной в основную школу. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 141с. ISBN 5-89144-729-0 ББК 88.8 ISBN 5-89144-729-0 © Литвиненко Н.В. © ООО «Творческий центр Сфера», 2006 2
Стр.2
Введение Монография посвящена актуальной проблеме в теории и практике современного образования – особенностям социально-психологической адаптации школьников при переходе из начальной в основную школу. Актуальность исследования определяется несколькими тенденциями, характерными для современной социальной ситуации развития общества в целом и ребенка школьного возраста в частности. Интенсивное социальное развитие общества, радикальные экономические и политические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили проблему формирования личности, способной быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия макро и микросреды. Современные условия жизни требуют не столько "приноравливания", "приспособления", сколько развития личности, раскрытия ее индивидуальности. Социально-психологическая адаптация, обеспечивающая гармоничное соотношение между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности, создает благоприятные условия для ее полноценного функционирования, развития и самореализации в новых условиях. Кардинальные изменения в жизни общества осложнили социальную ситуацию развития современного школьника, характеризующуюся ростом дезадаптивных проявлений. По данным различных авторов дезадаптация отмечается у 10-12% школьников (по Е.В.Шиловой, 1999), у 35-45% школьников (по А.К.Маан, 1995). Приведенные данные свидетельствуют о росте отклонений в процессе социально-психологической адаптации современного школьника, препятствующих его вхождению в новую социальную среду и блокирующих создание благоприятных условий для полноценного личностного развития ребенка. Преобразование и переосмысление в современном обществе многообразных отношений "человек-мир" способствовали появлению в образовании в качестве приоритетных новых задач, связанных с обеспечением условий для становления социально адаптированного и личностно устойчивого субъекта жизнедеятельности. Решение этих задач требует, прежде всего, оптимизации системы "образовательная среда – ребенок", направленной на постоянное здоровьесберегающее развитие, оптимальную организацию учебной деятельности, под которой понимается не только приспособление к успешному функционированию в образовательной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию индивида. С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса адаптации особое значение приобретают периоды перехода от одного возрастного этапа к другому, позволяющие изучать кризисные, переломные моменты формирования личности, когда происходит резкое изменение социальной ситуации развития. Установлена своеобразная цикличность в напряжении адаптационных механизмов, ответственных за психическое здоровье школьников 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .......................................................................................3 Глава I. Теоретические предпосылки изучения проблемы преодоления школьниками затруднений в адаптации. .7 §1. Современные подходы к изучению адаптации как психологопедагогического явления. .................................................................... 7 §2. Психолого-педагогические особенности процесса адаптациидезадаптации школьника-подростка.................................................. 21 §3. Затрудненная адаптация школьников при переходе из начальной в основную школу как предмет педагогического исследования. ......... 34 Выводы ....................................................................................... 50 Глава II. Педагогические условия преодоления школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу. .......................................................... 53 §1. Диагностика затруднений в адаптации - необходимое педагогическое условие снятия трудностей взросления. ............................................ 53 §2. Типологизация затрудненной адаптации - основа дифференцированного педагогического подхода.............................. 68 §3. Актуализация личностного потенциала младшего подростка в условиях "Школы социальной адаптации". ....................................... 82 §4. Специализированная программа-тренинг преодоления затрудненной адаптации для младших подростков. ................................................. 94 §5. Прогностика преодоления школьниками затрудненной адаптации. 101 Выводы ..................................................................................... 121 Заключение .............................................................................. 124 Список литературы: ................................................................ 126 140
Стр.140

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически