Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКудинова Марина Игнатьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц170
ID213266
АннотацияВ монографии рассмотрены вопросы формирования начального образования в России конца XIX-начала XX века. Уточнена сущность понятия «начальное образование», определены важнейшие факторы, влияющие на развитие начального образования в России конца XIX- начала XX века, выявлены типы начальных школ этого периода и основные направления в их деятельности, показана роль передовых школ нового типа по формированию начального образования.
Кудинова, М. И. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА / М. И. Кудинова .— : [Б.и.], 2010 .— 170 с. — URL: https://rucont.ru/efd/213266 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Формирование начального образования в России конца XIX-начала XX века В монографии рассмотрены вопросы формирования начального образования в России конца XIX-начала XX века. <...> Уточнена сущность понятия «начальное образование», определены важнейшие фа кторы, влияющие на развитие начального образования в России конца XIX- начала XX века, выявлены типы начальных школ этого п ериода и основные направления в их деятельности, показана роль п ередовых школ нового типа по формированию начального обр азования. <...> Общественный подъем, рост частной и о бщественной инициативы в деле просвещения рождали прогрессивные изменения в области народного образов ания. <...> Изменение сущности понятий «образование», «начальное о бразование» в конце XIX- начале XX века определяет новый подход к целям и задачам, объему и содержанию, формам и методам обучения в начальной народной школе. <...> Видя в народной школе первую ступень одинакового для всех начального общего образ ования, Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, Л.Н.Толстой не только организ овывали начальные школы нового типа, но и разраба тывали методику обучения, издавали учебники и руководства для учителей, являлись учителями-практиками. <...> А.В.Ососков, Н.М.Ушакова, Н.В.Чехов выделяли наиболее ра спространенные к началу XX века: городские и сельские училища министерства народного про свещения, земские училища и церковно-приходские училища. <...> В.И.Чарнолуский, Н.В.Чехов и др. отводили земской школе, подчеркивая ее общественно -прогрессивную направленность. <...> Высокие результаты учения в начальных школах передовых земских губерний; поддержка и вера в перспективу земских школ (Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф, К.Д.Ушинкий и др.); во зрождение земского движения в начале 90-х годов XX века (49,8,134,204), одним из направлений деятельности которого я влялось развитие з емского образования; организация современных земских школ – все это дает основания для необходимости более глубокого и всестороннего изучения опыта <...>
ФОРМИРОВАНИЕ_НАЧАЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ_В_РОССИИ_КОНЦА_XIX-НАЧАЛА_XX_ВЕКА.pdf
2 Публикуется по решению редакционно-издательского совета Оренбургского государственного педагогического университета Рецензенты: В.Г. Рындак, доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент Кудинова М.И. Формирование начального образования в России конца XIX-начала XX века В монографии рассмотрены вопросы формирования начального образования в России конца XIX-начала XX века. Уточнена сущность понятия «начальное образование», определены важнейшие факторы, влияющие на развитие начального образования в России конца XIX- начала XX века, выявлены типы начальных школ этого периода и основные направления в их деятельности, показана роль передовых школ нового типа по формированию начального обр азования.
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ При разработке и совершенствовании современной системы образования обращаемся к историческому опыту, к тем педагог ическим ценностям прошлого, без изучения которых нельзя глубоко научно понять истоки решения современных педагогических проблем. Одна из самых ярких страниц истории педагогики в России - 60-е годы XIX века: отмена крепостного права, развитие промышленности, торговли, транспорта, связи, банков потребовали подъема культурного и образовательного уровня населения. Только школа с новыми целями и задачами, формами и методами обуч ения и воспитания могла удовлетворить растущие потребности народа. В это время получает развитие педагогическое движение в области народного образования, смысл которого в том, что необходимо утверждение в общественном сознании новых взглядов на народное образование и народную школу как на дело большой культурно-исторической значимости. Высказываются мысли о том, что общеобразовательная школа должна преследовать основную задачу – воспитать человека, развить его природные способности. Общественный подъем, рост частной и общественной инициативы в деле просвещения рождали прогрессивные изменения в области народного образования. Возникают новые типы начальных школ, разрабатываются новые методики обучения, новые учебные книги. Актуальным в педагогической науке становится изучение сущности образования. Эволюция содержания образования пр ослеживается по четырем аспектам: образование как ценность (государственная, общественная, личностная), образование как систеобщественно
Стр.3
4 ма, образование как процесс, образование как результат. Пр оанализировать эти качественные изменения, проследить их дальнейшее развитие помогут современные подходы к теории и практике образования, которые отражены в трудах Ю.К.Бабанского, Б.М.Бим-Бада, Е.В.Бондаревской, Б.С.Гершунского, М.А.Данилова, А.Н.Джуринского, Т.А.Ильиной, А.А.Касьяна, Ф.Ф.Королева, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, А.В.Петровского, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, Л.А.Степашко, И.Ф.Харламова, И.Е.Шварц, Г.И.Щукиной и др. Изменение сущности понятий «образование», «начальное о бразование» в конце XIX- начале XX века определяет новый подход к целям и задачам, объему и содержанию, формам и методам обучения в начальной народной школе. Видя в народной школе первую ступень одинакового для всех начального общего образ ования, Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, Л.Н.Толстой не только организ овывали начальные школы нового типа, но и разрабатывали методику обучения, издавали учебники и руководства для учителей, являлись учителями-практиками. Решительно протестуя против схоластических основ казенной педагогики, они проводили большую опытную работу по внедрению нового содержания и новых методов обучения, пытаясь их обосновать данными психологич еской науки о возрастных особенностях младших школьников. Вопросы методов обучения освещались в работах В.П.Вахтерова, В.И.Водовозова, М.И.Демкова, П.Ф.Каптерева и др. Выявлению типов начальных школ дореволюционной России и характеристике некоторых из них значительное место отвод илось в трудах исследователей второй половины XIX-начала XX века Е.Н.Медынского (102), В.И.Фармаковского (205), В.И.Чарнолуского (205), Н.В.Чехова (209). Этот же вопрос затр а
Стр.4
5 гивают современные педагоги: Д.И.Латышина (97), А.В.Ососков (124), Н.М.Ушакова (19) и др. Из всех типов начальных школ А.В.Ососков, Н.М.Ушакова, Н.В.Чехов выделяли наиболее распространенные к началу XX века: городские и сельские училища министерства народного просвещения, земские училища и церковно-приходские училища. Важную роль в развитии начальной народной школы и начального образования передовые деятели народного образования конца XIX – начала XX вв. Н.А.Корф, В.И.Чарнолуский, Н.В.Чехов и др. отводили земской школе, подчеркивая ее общественно-прогрессивную направленность. Они отмечали, что педагогическая постановка земской народной школы оказала большое влияние на все остальные категории начальных школ. Высокие результаты учения в начальных школах передовых земских губерний; поддержка и вера в перспективу земских школ (Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф, К.Д.Ушинкий и др.); во зрождение земского движения в начале 90-х годов XX века (49,8,134,204), одним из направлений деятельности которого я влялось развитие земского образования; организация современных земских школ – все это дает основания для необходимости более глубокого и всестороннего изучения опыта работы передовых земских начальных школ как новой формы образования народа. Проанализированные диссертационные исследования К.В.Вераско (38), М.К.Елисафенко (64), М.В.Михайловой (113), В.А.Петрова (140), М.Ф.Соловьевой (174) посвящены истории развития и опыту работы земских школ, их роли в развитии начального образ ования. Эта же проблема затрагивается в работах Л.Д.Гошуляк (51), В.И. Никулина (120), О.В.Тургановой (190), М.Р.Юсупова (218), изучающих историю земств, их культурно
Стр.5
6 просветительскую деятельность. Мысль о том, что опыт работы передовых земских школ стал одним из условий, повлиявших на формирование начального образования, нашла отражение в исследованиях А.М.Вежлева (31), Л.П.Михайловой (111), А.В.Ососкова (125), Н.М.Ушаковой (191), Т.А.Шаптукаевой (211) и др. Особая роль Оренбургской губернии в истории России об уславливала своеобразный характер развития образования и всей системы школьного дела в этом крае. Здесь были учреждены такие начальные учебные заведения, которых не было во многих других частях страны. Развитие начального образования в Оренбургской губернии рассматривалось Р.З.Алмаевым (6), Т.М.Аминовым (7), Е.Г.Ревковой (153), Л.М.Коневым (84). Классификацию начальных школ на Южном Урале (в том числе и в Оренбургской губернии) дает М.Н.Фархшатов (199). История татарских, русско-татарских, русских начальных школ Оренбуржья получила многоплановое освещение в монографиях М.Ф.Рахимкуловой (151, 152). Автором собран большой фактический материал об особенностях препод авания, учителях, о создании местных учебных книг. Вопросы развития просвещения, школы, образования (в том числе начального), были и остаются актуальными для истории педагогики России. В историко-педагогических исследованиях важное место занимают труды ученых XX века: Т.К.Ахаян, В.М.Величкиной, М.М.Вольфсона, Ш.И.Ганелина, Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Н.А.Константинова, Н.А.Лавровского, Г.Е.Жураковского, Ю.М.Колягина, Е.Н.Медынского, В.М.Миронова, А.В.Ососкова, М.Ф.Рахимкуловой, З.Г.Сафоновой, В.Я.Струминского, М.Ф.Шабаевой и др.
Стр.6