Учебники истории изучаются как социокультурные феномены, выявляются и анализируются различные факторы социально-политической, духовной жизни общества, оказывающие влияние на формирование учебной литературы по всеобщей истории. <...> Школьные учебники по истории, которые, как отмечает И.И. Шарифжанов, «… благодаря занимательности и доходчивости, яркости изложения и убедительности служат в глазах детей непререкаемым авторитетом», являются не только 1 Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. <...> Как эффективно сочетать историческое образование и патриотическое воспитание? <...> 4 Право выбора: учебники истории не отвечают требованиям времени // Российская газета (далее – РГ). <...> 3 Автор исходит из той гипотезы, что учебник истории есть особое учебное средство, на создание которого оказывают непосредственное воздействие следующие взаимосвязанные факторы: государственная образовательная политика; развитие исторической науки; индивидуальные взгляды автора, составителя, его научно-исследовательская и педагогическая культура; господствующие общественные представления (в том числе педагогической общественности) о школьной учебной литературе – отражающего в различных формах это влияние, косвенно раскрывающего совокупность существующих в обществе духовных ценностей, и, в свою очередь, активно влияющего на складывание мировоззрения, исторических представлений нового подрастающего поколения через реализацию своей воспитательной функции. <...> 5 2) определить вклад российских историков – ученых и педагогов в разработку методологических и дидактикометодических проблем преподавания истории в средней школе; 3) рассмотреть дискурсивные практики научной, идейно-политической и культурной жизни российского общества, показать их влияние на процесс создания учебника по истории средних веков; 4) изучить разворачивавшиеся вокруг школьного учебника по истории средних веков дискуссии между заинтересованными <...>
Учебник_по_истории_средних_веков_в_дискурсивном_пространстве_российского_общества_(вторая_четверть_XIX_–_начало_XX_вв.)._Часть_первая_Монография._–_Казань_Отечество,_2012._–_208_с._(1).pdf
Н.Г. Федорова
УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
(вторая четверть XIX – начало ХХ вв.)
Часть первая
Казань
2012
1
Стр.2
УДК
ББК
Ф
Печатается по рекомендации
Редакционно-издательского совета
Института истории КФУ
Научный редактор – доктор исторических наук,
профессор Г.П. Мягков
Федорова Н.Г.
Ф
Учебник по истории средних веков в дискурсивном
пространстве российского общества (вторая четверть
XIX – начало XX вв.). Часть первая. Монография / Н.Г. Федорова.
– Казань: Отечество, 2012. – 208 с.
ISBN
В книге, обобщающей предыдущие исследования автора,
рассматривается проблема создания и функционирования
учебной литературы по истории в дискурсивном пространстве
российского общества. Учебники истории изучаются как социокультурные
феномены, выявляются и анализируются различные
факторы социально-политической, духовной жизни общества,
оказывающие влияние на формирование учебной литературы
по всеобщей истории. Автор привлекает значительный материал,
посвященный формированию и развитию учебной литературы
по истории средних веков, демонстрирующий правомерность
разработанной в книге методологии.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей,
учителей, аспирантов и студентов высших учебных заведений,
а также авторов учебных пособий по истории.
ББК
ISBN
© Федорова Н.Г., 2012 г.
2
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня одной из актуальных проблем российского образования,
которая привлекает внимание не только педагогического
сообщества, но и широкой общественности, является состояние
и перспективы подготовки качественной, отвечающей современным
требованиям учебной литературы по истории.
В разные периоды к школьному учебнику истории предъявлялись
разные требования. В российских методических пособиях
по истории утвердилось мнение, что «школьный учебник –
это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание
образования и определяющая виды деятельности, предназначенные
для обязательного усвоения учащимися с учетом их
возрастных и иных особенностей»1.
Школьный учебник должен выполнять четыре традиционные
функции: информационную, систематизирующую, обучающую,
воспитательную. Основная дилемма, волнующая общество на
протяжении двух столетий и с особенной остротой проявляющаяся
в современной России, заключается в том, должен ли школьный
учебник по истории прежде всего обеспечивать воспитание
истинного гражданина и патриота Отечества, или он должен быть
свободным от государственной идеологии, учить учеников в
первую очередь мыслить критически и самостоятельно, оценивать
факты, помогать развивать историко-аналитические умения,
а возможно даже «давать целостную картину мира»?
Это важный вопрос, так как значимость учебника истории
велика. «Образ других народов или собственный образ, который
живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили
истории. Это запоминается на всю жизнь»2 – отмечал известный
исследователь национальных программ преподавания истории
М. Ферро. Школьные учебники по истории, которые, как
отмечает И.И. Шарифжанов, «… благодаря занимательности и
доходчивости, яркости изложения и убедительности служат в
глазах детей непререкаемым авторитетом», являются не только
1 Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М., 2004. С. 21.
2 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Изд. 2.
М., 2010. С. 5.
3
Стр.4
главным инструментом исторического образования, но и в итоге
важным компонентом многопланового процесса «социализации
личности в обществе, особенно личности детского возраста»1.
Классическим утверждением является, что наряду с общей
целью выработки нравственного сознания и поведения, изучение
истории позволяет формировать знания о происхождении
некоторых нравственных понятий (честь, благородство и т.д.),
вызывать определенные нравственные чувства и вырабатывать
убеждения: «…через восприятие школьниками прошлого… происходит
формирование определенных социальных норм, морали,
которые на данный момент преобладают в обществе»2. История
является уникальной дисциплиной, которая по-своему
формирует сознание и воображение, стереотипы мышления и
поведения нового поколения граждан страны3 – считают современные
российские и западные ученые, исследователи, педагоги.
Какими должны быть учебники по истории XXI века? Как
отразить в них современное и постоянно изменяющееся
положение в мире и ситуацию в стране? Как эффективно
сочетать историческое образование и патриотическое
воспитание? Эти важнейшие вопросы в настоящее время не
ограничиваются сферой умозрительных рассуждений и активно
реализуются в области практической издательской
деятельности. Поэтому разработка содержательной основы и
принципов построения современных учебников по истории
становится особенно актуальной и безотлагательной. Важность
данной проблемы обуславливается и тем, что она признается
органами власти как одна из общегосударственных4.
1 Шарифжанов И.И. Современные западные школьные учебники как фактор
воспитания гражданской позиции // Детство в научных, образовательных и
художественных текстах: Опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. статей и
сообщений / Сост. и отв. редактор А.А. Сальникова. Казань, 2011. С. 45–46.
2 Золотарев О.В. О некоторых проблемах исторического образования в
современной России // Историческая наука и образование в России и на Западе:
судьбы историков и научных школ. М., 2012. С. 97.
3 См.: Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные
теории и историографическая практика. М., 2011; Эксле О.Г. «История памяти» –
новая парадигма исторической науки // Историческая наука сегодня: Теории,
методы, перспективы / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2011; Белов М.В. Стереотипы,
ментальные карты, имагология: методологические апории // Там же; Eklof B. Russia
and the Soviet Union: Schooling, Citizenship and Reach of the State (1870–1945) //
Mass Education and the Limits of State-Building, 1870–1945. Basingstoke, 2011.
4 Право выбора: учебники истории не отвечают требованиям времени //
Российская газета (далее – РГ). 2012. № 5781 (108) (15 мая 2012 г.); Учебники
4
Стр.5