www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям
подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов ................ 3 <...> Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке
кадров для рекламной индустрии ..................................................................... 95
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. <...> НЭИ»
Групповые нормативы
затрат по
специальностям
и направлениям
подготовки как
ключевой этап реформы
финансирования вузов
Во второй статье 1, посвященной актуальным вопросам реформы финансирова
ния учреждений высшего профессионального образования, анализируются методоло
гические проблемы, которые пришлось решать Минобрнауки России в процессе опре
деления объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания на
основе групповых (единых) нормативов затрат в разрезе специальностей. <...> Обосновывается модель постепенного перехода вузов на
новые условия финансирования за период до 2016 г. Приводятся ключевые результа
ты расчетов объемов субсидии на выполнение государственного задания на 2013 г.
Ключевые слова: групповые нормативы затрат, стоимостные группы специально
стей, группа приоритетных специальностей и направлений подготовки, базовый нор
матив затрат, система повышающих коэффициентов, модель постепенного перехо
да вузов на новые условия финансирования. <...> В 2011 г. эти нормативы были конк5
нормативов затрат по специальностям и ретизированы в разрезе государственных
направлениям подготовки – второй этап образовательных услуг для учреждений
реформы финансирования бюджетных уч5 ВПО с целью предоставления субсидий на
реждений. <...> На первом этапе финансовое выполнение государственного задания на
обеспечение выполнения государственных 2012 г.
Такой подход к определению норматив5
заданий осуществлялось на основе <...>
Высшее_образование_в_России_№6_2012.pdf
www.vovr.ru
Журнал издается с 1992 года
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
М.А. БОРОВСКАЯ, О.К. ЯСТРЕБОВА, А.В. ЦВЕТКОВА, Е.Е. МИХАЛЬКОВА.
Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям
подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов ................ 3
В.В. РЯБОВ, А.И. РАКИТОВ, М.Н. РУСЕЦКАЯ. Педагогическое образование
и будущее России................................................................................................. 14
А.С. КОРОБЦОВ, Н.Н. ШУМСКАЯ, М.В. САГИРОВА. Методология
формирования специальных компетенций
в технических вузах............................................................................................. 21
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
Б.А. САЗОНОВ. Балльнорейтинговые системы оценивания знаний
и обеспечение качества учебного процесса ..................................................... 28
Е.Н. ПЕРЕВОЩИКОВА. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров .. 40
В.И. ТЕСЛЕНКО, Т.А. ЗАЛЕЗНАЯ. Модульнорейтинговая технология
как основа профессиональной подготовки учителя...................................... 47
ЮБИЛЕЙ
Научнообразовательный центр на Востоке России
(Интервью с ректором В.Е. Сактоевым) .......................................................... 52
В.Е. САКТОЕВ. Перспективы развития ВосточноСибирского
государственного университета технологий и управления ......................... 57
Ф.К. ЧИСТЯКОВ, Д.В. ШАЛБУЕВ. Факультет сервиса, технологии и дизайна:
основные этапы и перспективы развития ........................................................ 59
В.В. МАНТАТОВ. Институт устойчивого развития: научные направления
и научнопрактические результаты.................................................................. 67
А.С. МАТУЕВ, В.В. ДОРЖИЕВ. Институт пищевой инженерии
и биотехнологии: уверенность в будущем ...................................................... 74
В.Е.САКТОЕВ, Л.В. МАНТАТОВА. Кафедра ЮНЕСКО по экологической
этике ....................................................................................................................... 78
В.С. БАЖЕНОВА. Система дополнительного профессионального
образования .......................................................................................................... 83
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Д.В. ШЕСТАКОВА. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного
трудоустройства ................................................................................................. 91
А.Д. БОРОДАЙ. Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке
кадров для рекламной индустрии..................................................................... 95
Стр.1
Учредитель: Министерство
образования РФ
Издатель:
Московский
государственный
университет печати
Журнал зарегистрирован в
Министерстве печати РФ
Рег. св. № 735
от 14 марта 1991 года
Председатель редколлегии:
А. Ф. Киселев
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П.Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный
секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Технический редактор:
А. Н. Амелина
Корректор:
С. И. Алексеева
Художники:
Н. А. Гончарова
С. Ф. Лемешко
Менеджер по рекламе:
Д. В. Давыдова
Адрес редакции:
107045, Москва,
ул. СадоваяСпасская, д. 6,
комн. 201
Тел./факс: (495) 6089304
email: vovrus@inbox.ru
Подписано в печать с
оригиналмакета 22.05.2012
Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак.№
© «Высшее образование
в России»
А.Ф. КИСЕЛЕВ
К.В. АНТИПОВ
И.С. БОЛОТИН
А.А. ВЕРБИЦКИЙ
Ю.П. ВЕТРОВ
Л.С. ГРЕБНЕВ
Л.А. ГРИБОВ
Г.С. ДЬЯКОНОВ
Л.Я. ДЯТЧЕНКО
В.М. ЖУРАКОВСКИЙ
М.А. ЛУКАШЕНКО. Рынок образовательных услуг:
запрос потребителя и ответ современного
университета ......................................................... 100
ЮУПИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Д.Н. КРЮКОВ. Инновационный потенциал
информационной образовательной среды......... 107
И.Е. ДЕВЯТОВА. Академическая мобильность
студентов: уровень вуза ............................................ 112
Д.Н. КРЮКОВ, И.Л. ВАСИЛЬЕВА. Информационная
инфраструктура вуза ........................................... 117
О.В. ФРОЛОВА. Имидж как условие конкуренто
способности вуза .................................................. 121
НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
О.В. ПАНОВА. Подготовка учителя к социальному
проектированию в школе ..................................... 127
А.А. ПУЧКОВ. Идеальный образ преподавателя:
социологический опрос........................................ 130
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Р.Р. ДЕНИСОВА, А.В. НИКИФОРОВА. Из истории
высшего дефектологического образования
в России ................................................................. 134
М.А. АНДРЕЕВ. Кадровая политика Министерства
народного просвещения (март–декабрь 1917 г.) .. 140
ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
М.А. РОЗОВ, Ю.А. ШРЕЙДЕР, Н.И. КУЗНЕЦОВА.
Объект исследования – наука (Глава 4) ............. 144
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Г.Л. АБДУЛГАЛИМОВ, И.П. СУХОБОКОВА.
Формирование общекультурного представления
об информационной безопасности ..................... 163
Г.В. ВОРОБЬЕВА, Л.А. БАТУРИНА. Язык кино
в обучении иностранцев русской речи................ 165
Наши авторы ............................................................ 168
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ
В.А. ЗЕРНОВ
А.И. ЗИМИН
В.Г. ИВАНОВ
Е.Н. ИВАХНЕНКО
Н.С. КИРАБАЕВ
В.П. КОВАЛЕВСКИЙ
Н.И. КУЗНЕЦОВА
М.А. ЛУКАШЕНКО
Н.И. МАКСИМОВ
Х.Э. МАРИНОСЯН
В.Л. МАТРОСОВ
И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН
С.С. НАБОЙЧЕНКО
Н.Д. НИКАНДРОВ
М.А. ПАЛЬЦЕВ
В.М. ПРИХОДЬКО
В.А. САДОВНИЧИЙ
Б.А. САЗОНОВ
З.С. САЗОНОВА
М.Б. САПУНОВ
Г.Г. СИЛЛАСТЕ
И.Б. ФЕДОРОВ
Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
М.А. БОРОВСКАЯ, докт. экон.
наук, зам. директора департамен
та организации бюджетного
процесса, учета и отчетности
Министерство образования и науки
Российской Федерации
О.К. ЯСТРЕБОВА, канд. экон. наук,
генеральный директор
А.В. ЦВЕТКОВА, ведущий консуль
тант
Е.Е. МИХАЛЬКОВА, консультант
ООО «ЭкорисНЭИ»
Во второй статье 1
Групповые нормативы
затрат по
специальностям
и направлениям
подготовки как
ключевой этап реформы
финансирования вузов
, посвященной актуальным вопросам реформы финансирова
ния учреждений высшего профессионального образования, анализируются методоло
гические проблемы, которые пришлось решать Минобрнауки России в процессе опре
деления объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания на
основе групповых (единых) нормативов затрат в разрезе специальностей. Авторами
предложена принципиально новая группировка специальностей, которая отражает
объективные различия в стоимости обучения. Описывается система повышающих
коэффициентов, которая позволяет учесть особенности финансирования как конк
ретных учреждений, так и групп специальностей (в том числе и по приоритетным
направлениям подготовки). Обосновывается модель постепенного перехода вузов на
новые условия финансирования за период до 2016 г. Приводятся ключевые результа
ты расчетов объемов субсидии на выполнение государственного задания на 2013 г.
Ключевые слова: групповые нормативы затрат, стоимостные группы специально
стей, группа приоритетных специальностей и направлений подготовки, базовый нор
матив затрат, система повышающих коэффициентов, модель постепенного перехо
да вузов на новые условия финансирования.
Переход на использование групповых
нормативов затрат по специальностям и
направлениям подготовки – второй этап
реформы финансирования бюджетных уч
реждений. На первом этапе финансовое
обеспечение выполнения государственных
заданий осуществлялось на основе «перво
начальных» индивидуальных нормативов
затрат по каждому бюджетному учрежде
нию, без учета уровня и структуры затрат
других учреждений. В 2010 г. Министер
ством образования и науки РФ были рас
считаны «первоначальные» индивидуаль
ные нормативы в целом по учреждениям
высшего профессионального образования
(ВПО). В 2011 г. эти нормативы были конк
ретизированы в разрезе государственных
образовательных услуг для учреждений
ВПО с целью предоставления субсидий на
выполнение государственного задания на
2012 г.
Такой подход к определению норматив
ных затрат обеспечил переход вузов на но
вый механизм финансового обеспечения
практически без изменений уровня их фи
нансирования, поскольку «первоначаль
ные» нормативные затраты определяются
исходя из индивидуальных фактических
затрат учреждения в базовом году. Исполь
зование индивидуальных нормативов дало
1 Первая статья – см.: Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 3–14.
Стр.3