Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №6 2010 (190,00 руб.)

0   0
Страниц168
ID212572
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2010 .— №6 .— 168 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212572 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> Механизмы финансового обеспечения региональных высших учебных заведений ................... 152 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА <...> М.А. Шолохова Через контекст – к модулям: опыт МГГУ им. <...> измерение уровня формироваD ния компетенций, описание компеD тентностного профиля будущего выD пускника и его оценка на основе соотD несения с нормативным компетентноD стным профилем; <...> Вводя понятие контекста Трудность перехода от компетенD ций к модулям состоит в том, что цель образования (компетенции) и средства ее достижения (модули, организованD ные в ООП) – явления в некотором смысле разнопорядковые. <...> В свою очередь, под модулем пониD 4 Высшее образование в России • № 6, 2010 мается, как правило, часть образоваD тельной программы, имеющая опредеD ленную логическую завершенность по отношению к установленным целям образования. <...> Связь между учебной деятельностью, компетенциями держания осваD выпускника и профессиональной деятельностью иваемой проD Важным условием формирования фессиональной деятельности по наD через модули ООП выделенных компеD правлениям подготовки специалистов тенций является моделирование в учебD (бакалавров, магистров) в виде перечня ной деятельности студентов ключевых их основных функций, задач и проблем, параметров будущей профессиональD то есть компетенций. ной деятельности. <...> А. сылки интеграции контекста професD сиональной деятельности в содержаD Вербицкого [1–3]. <...> Если на языке вационного обучения; категория «конD деятельности результат обучения опиD текста», означающая осмысленное усD сывается в категориях профессиональD воение содержания обучения как средD ных функций и задач, которые должен Практика модернизации уметь успешно решать выпускник, то «язык способностей» оперирует поняD тиями необходимых для этого качеств и свойств человека. <...> Таким образом, создание ООП треD бует предварительного построения матрицы согласования функций и заD дач профессиональной <...>
Высшее_образование_в_России_№6_2010.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В.Д. НЕЧАЕВ, А.А. ВЕРБИЦКИЙ. Через контекст – к модулям: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова ..................................................................................... 3 Д.П. ДАНИЛАЕВ, Н.Н. МАЛИВАНОВ, Ю.Ф. ПОЛЬСКИЙ. Организация учебного процесса в современном техническом вузе .................................................. 11 НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ В.С. СЕНАШЕНКО, В.А. КУЗНЕЦОВА, В.С. КУЗНЕЦОВ. О компетенциях, квалификации и компетентности................................................................................. 18 Н.Г. БАГДАСАРЬЯН, Е.А. ГАВРИЛИНА. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров..................................................................................................................... 23 М.В. ГРЯЗЕВ, А.А. ХАДАРЦЕВ, А.Г. ХРУПАЧЕВ, С.П. ТУЛЯКОВ. Методика интегральной оценки знаний абитуриентов................................................................. 28 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА МИТХТ – пионер отечественного многоуровневого образования (Интервью с ректором А.К. Фролковой) ..................................................................... 33 В.А. СОЛОМОНОВ. О многоуровневой структуре основных образовательных программ.......................................................................................... 41 В.В. ФОМИЧЕВ, В.Д. ЮЛОВСКАЯ. Наука как основа подготовки высококвалифицированных специалистов .................................................................. 48 И.Д. СИМОНОВЕМЕЛЬЯНОВ. Подготовка научнопедагогических кадров: опыт эффективного решения ................................................................................................ 56 О.А. ВОЛЬНЯКОВА, Л.В. ЮРКИНА. Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалистатехнолога ................................ 62 ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ О.Б. ДЕМИН, Е.В. АЛЕНИЧЕВА, Е.Д. ЛЯПИНА. Проектная деятельность – основа подготовки строителей..................................................................................... 69 А.А. СЕМЕНОВ, В.А. ГУРТОВ. Прогнозирование численности студентов в вузах России............................................................................................................... 73 Б.В. КОРНЕЙЧУК, Е.А. ДРАГОМИРОВА. Слабое звено в подготовке инженеров (экономика в техническом вузе) .................................................................................. 78 Г.М. КУРДЮМОВ, О.А. БОЛОТИНА, О.А. БРАГАЗИНА. Катенатесты – для контроля знаний ................................................................................................... 82 В.И. ЖИЛИН. О «нелинейном мышлении» в педагогике ................................................ 85 ЮБИЛЕЙ Биография продолжается... (80летие Московского государственного университета печати) .................................................................................................... 88
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П.Огородникова зам. председателя редколлегии, обозреватель: Б. Г. Яковлев Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова В. В. Платковский Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Ионова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201. Тел./факс: (495) 6089304. email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 24.05.2010 Усл. п. л. 11. Тираж 2200 экз. Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный дом». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ С.Г. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ А.М. ЦЫГАНЕНКО. Полиграфическое образование: по пути синтеза технологии и искусства ........................ 90 Е.Б. БАБЛЮК. Место НИРС в подготовке современного работника печати....................................... 97 В.Н. ВОРГАЧЕВ. Завтра наступает уже сегодня................ 102 Е.В. НИКУЛЬЧЕВ. Информационные технологии в полиграфии ..................................................................... 105 А.А. СТОЛЯРОВ. Включение в профессию........................ 109 Ю.В. ЩЕРБИНА. Развитие полиграфии на основе автоматизации................................................................. 113 В.И. САФЬЯНОВ. О мировоззренческих основах формирования специалиста ........................................... 116 Искусство Книги – это служение (Интервью с В.Е. Валериусом) ................................................120 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В.П. БАБИНЦЕВ, В.А. ВОРОНОВ, Б.В. ЗАЛИВАНСКИЙ, Е.В. САМОХВАЛОВА. Проблемы организации кураторской работы в вузе ............................................ 123 А.Ю. ХОВРИН. Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства............................ 128 Л.Ф. КРАСИНСКАЯ. Готовность преподавателей к инновационным преобразованиям в высшей школе ... 132 Е.Л. МОГИЛЬЧАК. Затраты и трудности на пути к высшему образованию.................................... 137 В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ Н.И. КОЛЕСНИКОВА. Что важно знать о языке и стиле научных текстов (Статья вторая) ...................... 143 НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ А.В. СИЛКИН. Игровые технологии в подготовке будущих менеджеров..................................................................... 149 А.С. КОМЛЕВА. Механизмы финансового обеспечения региональных высших учебных заведений ................... 152 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА С.В. КОНОВАЛОВА, А.Ф. АМИРОВ. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза ............................ 156 М.А. ИВАНОВА. СРС: всегда ли она действительно самостоятельна ............................................................... 159 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И.С. БОЛОТИН, Е.С. ЛЕГОВА. УМК для аспирантов и соискателей.................................................................. 164 Наши авторы ............................................................167 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Н.С. КИРАБАЕВ А.А. КИРИНЮК В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН Б.Г. ЯКОВЛЕВ
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ В.Д. НЕЧАЕВ, ректор А.А. ВЕРБИЦКИЙ, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова Через контекст – к модулям: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова В статье рассмотрена актуальная для вузов проблема разработки образователь ных программ и учебных модулей на базе ФГОС. В качестве методологической предпо сылки ее решения рассматривается теория контекстного обучения. Представлен соответствующий опыт работы МГГУ им. М.А. Шолохова. Ключевые слова: компетентностная модель, контекстный подход, компетентно стно ориентированный модуль ООП. Проблемная ситуация Переход высших учебных заведений к реализации основных образователь ных программ на базе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает ре шение вузами новых теоретических и практических задач:  разработка компетентностных моделей своих выпускников (КМВ), поскольку, задавая по каждому направ лению и уровню подготовки обяза тельные наборы компетенций, ФГОС оставляют вузам широкий простор для творчества в достраивании этих набо ров необходимыми дополнительными компетенциями;  обеспечение перехода от компе тентностных моделей к собственно основным образовательным програм мам (ООП), их осмысленное проекти рование на основе КМВ;  измерение уровня формирова ния компетенций, описание компе тентностного профиля будущего вы пускника и его оценка на основе соот несения с нормативным компетентно стным профилем;  разработка алгоритмов создания компетентностно ориентированных модулей ООП, содержание и методика использования которых нацелены на формирование одной или нескольких компетенций. Как «перекинуть мостик» от компе тенций к модулям и средствам оценки компетенций? Для российских вузов это актуальная проблема, не имеющая наперед заданного адекватного реше ния. Цель данной статьи – показать теоретические и практические подхо ды к ее разрешению, которые в экспе риментальном режиме реализуются в течение последних полутора лет в Мос ковском государственном гуманитар ном университете им. М.А. Шолохова. Вводя понятие контекста Трудность перехода от компетен ций к модулям состоит в том, что цель образования (компетенции) и средства ее достижения (модули, организован ные в ООП) – явления в некотором смысле разнопорядковые. В большин стве случаев компетенция определяет ся как способность личности эффек тивно решать задачи в той или иной профессиональной деятельности. Важны даже не столько основания этой способности (знания, практический опыт, личностные качества и особен ности), сколько результат – человек, обладающий необходимой компетен цией или их набором (компетентнос тью), способный успешно осуществ лять определенный вид профессио нальной деятельности. В свою очередь, под модулем пони
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.